М. И. Цветаева о Н. Н. Гончаровой и А. С. Пушкине: методические рекомендации к изучению в вузе
Автор: Лапшина Ольга Владимировна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Педагогические науки
Статья в выпуске: 9, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье предложены методические рекомендации по изучению в вузе восприятия М.И. Цветаевой жизни и творчества А.С. Пушкина, в частности, темы «Поэт и Муза». Раскрывается истолкование роли жены Пушкина в трагической судьбе поэта.
Цветаева, пушкин, гончарова, методика, поэт, миф, судьба
Короткий адрес: https://sciup.org/14934657
IDR: 14934657
Текст научной статьи М. И. Цветаева о Н. Н. Гончаровой и А. С. Пушкине: методические рекомендации к изучению в вузе
В вузовском изучении пушкинианы М.И. Цветаевой [1] значительное место занимает тема «Поэт и Муза», включающая в себя восприятие Цветаевой образа жены Пушкина Н.Н. Гончаровой. Цель практического занятия – раскрыть своеобразие цветаевского истолкования роли жены Пушкина в трагической судьбе поэта.
На рубеже XIX-XX вв. сложилось негативное отношение к Наталье Николаевне Гончаровой, как к пустой красавице, кокетке, виновнице гибели А.С. Пушкина. Это мнение высказывалось в работах В. Брюсова «Из жизни Пушкина» (1903), «Мой Пушкин» (1929), исследованиях А. Ахматовой, книгах В. Вересаева «Пушкин в жизни» (1928), П. Щеголева «Дуэль и смерть Пушкина» (1916, 1922, 1928 гг.), П. Милюкова «Живой Пушкин (1837-1937). Историкобиографический очерк (1937)» и других.
Таковым было и мнение многих советских пушкинистов вплоть до середины XX в. Исследования М. Дементьева, И. Ободовской, нашедших и опубликовавших письма Н.Н. Гончаровой к родным, открывают другой образ Гончаровой – благочестивой христианки, заботливой жены поэта, любящей матери [2, 3]. Гончарова отнюдь не предала забвению имя Пушкина, взяв на себя заботу о сохранении архива, который впоследствии оставила старшему сыну поэта Александру. Именно благодаря усилиям Гончаровой братья Анненковы смогли отредактировать полное собрание сочинений Пушкина и подготовить к печати пушкинскую биографию. Известно также, что Гончарова и ее сын Александр устраивали по субботам дни поминовения поэта [4, с. 305, 307, 309]. На сегодняшний день во Франции открыт архив Геккерена, но загадок в истории с Дантесом остается много.
Марина Цветаева творит свой миф о поэте и его Музе, которую видит «куклой», «орудием судьбы».
В стихотворении «Счастие или грусть...», написанном в 1916 г., Гончарова изображается холодной, равнодушной к поэту красавицей, «теребящей» его сердце. О красоте Гончаровой писали многие современники Пушкина. Например, в дневнике Д.Ф. Фикельмон «1832. 21 ноября. Самой красивой вчера была, однако ж, Пушкина, которую мы прозвали поэтической, как из-за ее мужа, так и из-за ее небесной и несравненной красоты. Это – образ, перед которым можно оставаться часами, как перед совершеннейшим созданием творца» [5, т. 2, с. 457]. В своем стихотворении Цветаева дает образ роковой, пустой, внешней красоты, размышляет о виновности Гончаровой: «Счастие или грусть», «Сон или смертный грех» [6, т. 1, с. 325]. Цветаевский портрет Гончаровой полон убийственной иронии, пристрастности.
В 1920 г. в стихотворении «Пунш и полночь» Цветаева выводит Наталью Гончарову в образе Психеи, которая является лишь иллюзией, воображением поэта. Психеей Наталью Гончарову прозвали современники. Из писем О.С. Павлищевой: «Моя невестка - женщина наиболее здесь модная. Она вращается в самом высшем свете, и говорят вообще, что она - первая красавица; ее прозвали "Психеей"… Заставать ее по вечерам и думать нечего; ее забрасывают приглашениями то на бал, то на раут. Там от нее все в восторге…» [7, т. 2, с. 122, 128].
Вновь к образу жены Пушкина Цветаева обратится в 1929 г. в эссе о талантливой художнице-современнице Наталье Сергеевне Гончаровой, внучатой племяннице Наталии Николаевны Гончаровой. Материалы из книги Вересаева приводятся Цветаевой в очерке для подтверждения и создания собственного мифа. Цветаева вписывает отношения Пушкин – Гончарова в собственную модель онтологического противостояния: «поэт – мир», «поэт – чернь», «поэта убили». В этом убийстве поэта Цветаева не видит личной вины Гончаровой, потому что она не любила Пушкина, потому что она лишь «повод» к его гибели, орудие Рока, «дабы сбылись писания» [8, т. 4, с. 87]. Более того, Цветаева считает, что Пушкин вступал в этот брак «зрячим», то есть брал Гончарову в придачу с Дантесом, таким образом, смерть поэта Цветаева воспринимает как его творчество.
В противовес расхожим мнениям о «не-парности» Пушкина и Гончаровой Цветаева, называя женитьбу Пушкина такой же гениальной, как его творчество, видит в его браке «пару врозь», «языческую пару», «без Бога, только с судьбой»: Пушкин «в своем (гении) то же, что Гончарова в своем (красоте)» [9, т. 4, с. 84-85]. Любовь Пушкина к Гончаровой, по мнению А. Смит, уходит корнями в греческую мифологию и миф Книда о любви к статуе [10, с. 25-73, 74-94] и согласуется с цветаевским пониманием роковой сущности красоты: «Красоты, то есть пустоты» [11, т. 4, с. 84]. «Тяга гения - переполненности - к пустому месту. Чтобы было куда… Он хотел нуль, ибо сам был все [12, т. 4, с. 85]. Миф о поэте и кукле имеет у Цветаевой глубокий личный подтекст, уводящий в ее собственную биографию. В прозе «Мой Пушкин», рассказывая о кукле со «страстными» глазами, которую Цветаева видела в детстве, она от детского переживания переходит к обобщению: «Не глаза - страстные, а я чувство страсти, вызываемое во мне этими глазами… приписала - глазам. Не я одна. Все поэты. (А потом стреляются - что кукла не страстная!) Все поэты, и Пушкин первый» [13, т. 5, с. 69].
Замысел Цветаевой при контрастном сопоставлении двух Гончаровых – идея «возмещения рода»: «Красавица Россию, в лице Пушкина, каждым острием своих длинных ресниц, проглядела, труженица Россию, каждым своим мазком и штрихом, - явила» [14, т. 4, с. 89]. Цветаева называет художницу «Гончарову – «первой», раскрывает органическую связь живописи Гончаровой с поэзией Пушкина, приходя к выводу: «Гончарова – наша – потомок по мужской линии» [15, т. 4, с. 94], что в контексте очерка рассматривается как родство и преемственность.
Предлагается следующий план практического занятия.
-
1. Образ Н. Гончаровой в стихотворении «Счастие или грусть…» (1916).
-
1) Прием содержательной антитезы в основе стихотворения.
-
2) Через какие вещные приметы Цветаева рисует Гончарову? Что они говорят о ее красоте?
-
3) Авторское отношение к Гончаровой.
-
2. Поэт и Муза в стихотворении «Психея» (1920).
-
1) Образ Психеи, миф об Амуре и Психее в античности. Образ Психеи-души («Не самозванка – я пришла домой…»). При рассмотрении этого вопроса рекомендуем студентам обратиться к работе Р. Войтеховича [16].
-
2) Миф о красавице и чудовище в стихотворении.
-
3) Двухслойный образ героини: приметы Психеи и Венеры-Афродиты.
-
4) Психея – порождение души поэта. Огненная стихия поэта. Символика пены, воды и зеркала в стихотворении.
-
5) Роль звукописи. Ударные [у], [и]; [п], [ш] – характеристика поэта, [р], [л], [а], [э] – характеристика Психеи. При рассмотрении этого вопроса рекомендуем студентам обратиться к статье И.Г. Седых [17].
-
6) Тема бегства поэта от жизни в искусство.
-
3. Миф о Гончаровой – «орудии рока» в очерке «Наталья Гончарова».
-
1) Обсуждение книг В. Вересаева, П. Щеголева, И. Ободовской, М. Дементьева.
Н.Н. Гончарова – равнодушная красавица, заурядная личность, нелюбящая жена поэта, одна из виновниц его гибели в интерпретации В. Вересаева, П. Щеголева.
Новые материалы о Н.Н. Гончаровой: заботливая жена поэта и мать (книги И.М. Ободов-ской, М.А. Дементьева).
-
2) «Две Гончаровы»: от сходства имен к мифу о «возмещении рода».
-
3) Биографии Н.Н. Гончаровой («вся в житейской биографии, фактах», «пустое место между сцепившихся ладоней действия» и Н.С. Гончаровой («чисто мужская биография, творца через творение, вся в действии» в изображении Цветаевой).
-
4) Образ Гончаровой «той» у Цветаевой:
Гончарова-Пушкина: нелюбовь к Пушкину, безразличие к его стихам, безучастность к детям, «пустая красота», Елена Троянская, роковое пустое место, «С Наталии Гончаровой с самого начала снята вина»; Гончарова-Ланская: любящая жена и мать.
-
5) Миф о поэте и статуе (кукле) в творчестве Пушкина («Мадонна») и истолковании Цветаевой: «тяга гения – переполненности – к пустому месту».
-
6) Гончарова, Пушкин и Дантес в мифе Цветаевой о трагической судьбе поэта: «Дабы сбылись писания». Жизнь поэта как творчество в понимании Цветаевой.
Для более глубокого изучения вопроса студентам предлагаются следующие темы для докладов и рефератов:
Брак Пушкина и Гончаровой (по материалам В. Вересаева).
Гончарова и гибель Пушкина в истолковании П. Щеголева.
Гончарова – заботливая жена поэта и мать: новые материалы и исследования И. Обо-довской, М. Дементьева.
Наталья Сергеевна Гончарова: жизнь и творчество. При подготовке доклада на эту тему рекомендуем студентам дополнительно обратиться к книге «Цветы и гончарня», в которой, наряду с очерком М. Цветаевой «Наталья Гончарова» опубликованы ее письма к художнице [18], а также - к каталогу выставки «Михаил Ларионов. Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись», где представлены отрывки из дневника Н.С. Гончаровой и репродукции ее основных работ [19].
Ссылки:
-
1. Лапшина О.В. А.С. Пушкин в творческом сознании М.И. Цветаевой: учебно-методическое пособие для бакалавров. Саратов, 2012.
-
2. Ободовская И.М., Дементьев М.А. Вокруг Пушкина. Неизвестные письма Н.Н. Пушкиной и ее сестер Е.Н. и А.Н. Гончаровых / вступ. ст. Д. Благого. М., 1999.
-
3. Ободовская И.М., Дементьев М.А . После смерти Пушкина: неизвестные письма / вступ. ст. Д. Благого. М., 1999.
-
4. Вулф В.Я. Судьба Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной // А.С. Пушкин – М.И. Цветаева. 7-я цветаевская
межд. научно-практич. конф.: сб. докл. М., 2000. С. 298-310.
-
5. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками / сост. В.В. Кунин. В 2 т. М., 1987.
-
6. Цветаева М. Собр. соч.: в 7 т. М., 1994-1995.
-
7. Вересаев В. Пушкин в жизни: в 2 т. М., 1936.
-
8. Цветаева М. Указ. соч.
-
9. Там же.
-
10. Смит А. Песнь пересмешника: Пушкин в творчестве Марины Цветаевой / пер. с англ. М., 1998.
-
11. Цветаева М. Указ. соч.
-
12. Там же.
-
13. Там же.
-
14. Там же.
-
15. Там же.
-
16. Войтехович Р. Психея в творчестве М. Цветаевой: эволюция образа и сюжета // Марина Цветаева и античность. М.;Тарту, 2008. С. 9-172.
-
17. Седых Г.И. Звук и смысл. О функциях фонем в поэтическом тексте (на примере анализа стихотворения М. Цветаевой «Психея») // Филологические науки. 1973. № 1. С. 41-49.
-
18. Цветы и гончарня: письма М. Цветаевой к Н. Гончаровой. 1928-1932 // М. Цветаева. Наталья Гончарова: жизнь и творчество. М., 2006.
-
19. Ларионов М. Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись: каталог выставки. М., 1999.
Список литературы М. И. Цветаева о Н. Н. Гончаровой и А. С. Пушкине: методические рекомендации к изучению в вузе
- Лапшина О.В. А.С. Пушкин в творческом сознании М.И. Цветаевой: учебно-методическое пособие для бакалавров. Саратов, 2012.
- Ободовская И.М., Дементьев М.А. Вокруг Пушкина. Неизвестные письма Н.Н. Пушкиной и ее сестер Е.Н. и А.Н. Гончаровых/вступ. ст. Д. Благого. М., 1999.
- Ободовская И.М., Дементьев М.А. После смерти Пушкина: неизвестные письма/вступ. ст. Д. Благого. М., 1999.
- Вулф В.Я. Судьба Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной//А.С. Пушкин -М.И. Цветаева. 7-я цветаевская межд. научно-практич. конф.: сб. докл. М., 2000. С. 298-310.
- Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками/сост. В.В. Кунин. В 2 т. М., 1987.
- Цветаева М. Собр. соч.: в 7 т. М., 1994-1995.
- Вересаев В. Пушкин в жизни: в 2 т. М., 1936.
- Смит А. Песнь пересмешника: Пушкин в творчестве Марины Цветаевой/пер. с англ. М., 1998.
- Войтехович Р. Психея в творчестве М. Цветаевой: эволюция образа и сюжета//Марина Цветаева и античность. М.;Тарту, 2008. С. 9-172.
- Седых Г.И. Звук и смысл. О функциях фонем в поэтическом тексте (на примере анализа стихотворения М. Цветаевой «Психея»)//Филологические науки. 1973. № 1. С. 41-49.
- Цветы и гончарня: письма М. Цветаевой к Н. Гончаровой. 1928-1932//М. Цветаева. Наталья Гончарова: жизнь и творчество. М., 2006.
- Ларионов М. Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись: каталог выставки. М., 1999.