Магическая лексика в диалогах Платона: parmakon и epode

Автор: Прокопов Кирилл Евгеньевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.13, 2019 года.

Бесплатный доступ

Резюме: Corpus Platonicum , наряду с трагедиями классического периода и трактатом «О священной болезни» гиппократовского корпуса, дает обширные свидетельства об античной магии V-IV вв. Из этих источников мы узнаем, что тот, кто практиковал магию, обыкновенно именовался как epodos - «заклинатель», goes - «колдун» или «чародей», magos - «маг», pharmakeus - изготовитель различных снадобий. Названиями для самих магических практик, соответственно, были epode, goeteia, mageia, pharmakeia. В работе мы рассмотрим употребление пары pharmakon («снадобье») и epode («заговор»), между которыми нет строгой связи в доплатоновских источниках, но Платон использует их для создания череды сократических портретов: в «Хармиде» образ Сократа как ученика фракийского врача, в «Тэетете» - повивателя душ, в «Федоне» - прорицателя и слуги Аполлона, наконец, в «Государстве» - друга поэзии, использующего epode для сдерживания ее миметических чар. Магия Сократа в диалогах Платона противостоит колдовству софистики посредством связки между pharmakon и epode, где epode ассоциируется со словом, которое призвано оказать эффект на pharmakon, не давая ему стать средством, ведущим душу от знания истины к неверному мнению. Таким образом, анализ магической лексики позволяет увидеть новые штрихи в известном противостоянии философии Платона с другими практиками речи и слова.

Еще

Платон, античная магия, античная медицина

Короткий адрес: https://sciup.org/147215856

IDR: 147215856   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2019-13-1-294-306

Список литературы Магическая лексика в диалогах Платона: parmakon и epode

  • https://nsu.ru/classics/schole/13/13-1-prokop.pdf
  • Belfiore, E. (1980) "Elenchus, Epode, and Magic: Socrates as Silenus", Phoenix 34(2), 128-137.
  • Burkert, W (1962) "ΓΟΗΣ. Zum Griechischen ‘Schamanismus'", Rheinisches Museum für Philologie 105(1), 36-55.
  • Collins, D. (2008) Magic in the Ancient Greek World. Maldon, MA.
  • Dickie, M (2001) Magic and Magicians in the Greco-Roman world. London and New York.
  • Entralgo, P.L. (1970) The Therapy of the Word in Classical Antiquity. New Haven.
  • Faraone, C. A. (2010) "A Socratic Leaf Charm For Headache (Charmides 155b-157c), Orphic Gold Leaves, And The Ancient Greek Tradition Of Leaf Amulets", J. Dijkstra, J. Kroesen and Y. Kuiper, eds. Myths, Martyrs, and Modernity. Leiden, 145-166.
  • Faraone, C.A., Obbink, D., eds. (1991) Magika Hiera: Ancient Greek Magic and Religion. New York.
  • Halliwell, S. (2011) "Antidotes And Incantations: Is There A Cure For Poetry In Plato's Republic?" P. Destrée and F. Herrmann, eds. Plato and the Poets. Leiden, 241-266.
  • Luck, G., ed. (2006) Arcana Mundi: Magic and the Occult in the Greek and Roman Worlds. Baltimore.
  • Mirecki, P.A., Marvin W.M., eds. (2002) Magic and Ritual in the Ancient World. Leiden.
  • Ogden, D., ed. (2002) Magic, Witchcraft, and Ghosts in the Greek and Roman Worlds. A Sourcebook. New York.
  • Peterson, S. L. (2003) "An Authentically Socratic Conclusion in Plato's Phaedo: Socrates' Debt to Asclepius", N. Reshotko, ed. Desire, Identity, and Existence: Essays in Honor of Terry Penner. Edmonton, 33-52.
Еще
Статья научная