Магический круг в освоенном пространстве: символическое значение и функциональное назначение (на материале народа саха)

Автор: Васильев Валерий Егорович, Данилова Наталия Ксенофонтовна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 12, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается магический круг в жизненном пространстве народа саха, создающий в мифоритуальной практике единство и гармонию сосуществования природы и человека, гарантом чего является продолжение жизни в Среднем мире. Магический круг охватывает все освоенное пространство: начиная с места жительства со всеми хозяйственными постройками и заканчивая окаймляющим поселение лесом-горой, за которым начинается таинственный и опасный мир духов природы и предков. Прослеживается семантическое значение солярного и лунарного культов в профанной (бытовой) и сакральной (обрядовой) сферах бытия традиционного общества саха. В неразрывности круга жизни на земле заключается философская мудрость предков, в которой сакральные и профанные сферы сливаются, стирая грани мироздания. Круговые танцы как ритуальные акты были направлены на преодоление условных границ между людьми и духами-покровителями. Изучение всех тонкостей символических кодов традиционной культуры саха может пролить свет на вопросы этно- и культурогенеза родственных тюркских и монгольских народов.

Еще

Солярный символ, культ солнца, жизненный круг, освоенное пространство, центр, периферия, миф, ритуал, круговой танец осуохай

Короткий адрес: https://sciup.org/149133734

IDR: 149133734   |   DOI: 10.24158/fik.2018.12.30

Список литературы Магический круг в освоенном пространстве: символическое значение и функциональное назначение (на материале народа саха)

  • Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах: истоки и представления. Новосибирск, 1994. 159 с.
  • РФА ЯНЦ СО РАН (Рукоп. фонд Арх. Якут. науч. центра Сиб. отд-ния Рос. акад. наук). Ф. 4. Оп. 12. Д. 70. 347 л.
  • Романова Е.Н., Игнатьева В.Б., Дьяконов В.М. Степная Арктика: «помнящая культура» номадов Севера//Геокультуры Арктики. Методология анализа и прикладные исследования. М., 2017. С. 295-327.
  • Семенова Л.Н. Эпический мир олонхо: пространственная организация и сюжетика. СПб., 2006. 232 с.
  • Элиаде М. Космос и история. Избранные работы. М., 1987. 312 с.
  • Эвенско-русский словарь/сост. В.И. Цинцюс, Л.Д. Ришес. Л., 1957. 276 с.
  • Персидско-русский словарь: в 2 т./сост. Ю.А. Рубинчик. Т. 1. М., 1970. 784 с.
  • Бурят-монгольско-русский словарь/сост. К.М. Черемисов. М., 1951. 852 с.
  • Уваровский А.Я. Воспоминания. 2-е переизд. Якутск, 2008. 208 с.
  • Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание//Ойунский П.А. Сочинения: в 7 т. Т. 7. Якутск, 1962. С. 128-194.
  • РФА ЯНЦ СО РАН. Ф. 5. Оп. 6. Д. 74. 48 л.
  • Предания, легенды и мифы саха (якутов). Новосибирск, 1995. 400 с.
  • Бакаева Е.П. Круговые танцы в культуре калмыков и ойратов (к постановке проблемы)//Круговые танцы: Природа -Человек -Космос/под общ. ред. А.Г. Лукиной. Якутск, 2014. С. 105-109.
  • Ксенофонтов Г.В. Шаманизм. Избранные труды. Публикации 1928-1929 гг. Якутск, 1992. 320 с.
  • Полевые материалы В.Е. Васильева (запись от 1992 г.).
  • Mészáros I.C. The Alaas: Cattle Economy and Environmental Perception of Sedentary Sakhas in Central Yakutia//Sibirica. 2012. Vol. 11, no. 2. P. 1-34.
  • DOI: 10.3167/sib.2012.110202
  • Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М., 2006. 556 с.
  • Ионова О.В. Жилые и хозяйственные постройки якутов//Сибирский этнографический сборник. М.; Л., 1952. С. 239-289.
  • Носов М.М. Якутская берестяная ураса. Якутск, 1954. 31 с.
  • Ионов В.М. Орел по воззрениям якутов. I. Почитание орла у якутов. II. Песня о наступлении года. СПб., 1913. 34 с.
Еще
Статья научная