Малое предпринимательство субъектов Дальневосточного федерального округа в системе стратегического планирования Российской Федерации
Автор: Колесникова О.С.
Журнал: Региональная экономика и управление: электронный научный журнал @eee-region
Статья в выпуске: 2 (74), 2023 года.
Бесплатный доступ
Цель статьи - определить место малого предпринимательства в системе стратегического планирования Российской Федерации. В исследовании рассмотрены основные документы стратегического планирования, принятые на федеральном уровне, на уровне макрорегиона и регионов (на примере Дальневосточного федерального округа). Установлено, что малое предпринимательство в регионах Дальнего Востока России рассматривается преимущественно в качестве источника развития экономики территорий. Такой подход не учитывает двустороннюю взаимосвязь малого бизнеса с внешней средой его функционирования. Это, в свою очередь, препятствует обеспечению устойчивости развития данного сегмента.
Дальневосточный федеральный округ, стратегическое планирование, устойчивое развитие, малое предпринимательство, региональная экономика
Короткий адрес: https://sciup.org/143180629
IDR: 143180629
Текст научной статьи Малое предпринимательство субъектов Дальневосточного федерального округа в системе стратегического планирования Российской Федерации
Цели устойчивого развития (ЦУР), разработанные в 2015 г. Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех»
[17], все прочнее интегрируются в политику современных государств, в том числе и России. Это, с одной стороны, выражается в формировании полноценной системы статистического учета показателей ЦУР, а с другой, — во включении целей устойчивого развития и отдельных показателей, отражающих степень их достижения, в стратегические документы страны и регионов.
Долгосрочность поставленных целей требует согласованного взаимодействия государства, предпринимательства и общества, достичь которого возможно путем выстраивания грамотного стратегического планирования [2], способного обеспечить возможность адекватного реагирования страны, как на внутренние вызовы, так и на внешние шоки.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, стратегическое планирование представляет собой «… деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ» [14].
На протяжении длительного периода времени вопросы, связанные со стратегическим планированием, выступают объектом изучения широкого круга исследователей.
Так, стратегическое планирование на уровне страны исследовалось в работах [1], [3], [5]. В свою очередь, различные аспекты стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях описаны в исследованиях [4], [8], [9], [16].
В то же время, существуют проблемы теоретической недостаточности исследований относительно роли стратегического планирования в обеспечении устойчивости развития малого предпринимательства. Учитывая то, что развитие малого бизнеса во многом определяется состоянием региональной экономики, а также оказывает непосредственное влияние на устойчивость развития регионов и страны в целом [6], возникает необходимость определения места данного сегмента в системе стратегического планирования Российской Федерации.
Результаты исследований
Несмотря на то, что малое предпринимательство рассматривается в качестве одного из определяющих драйверов развития территорий, на сегодняшний день его вклад в развитие российских регионов, в том числе субъектов Дальневосточного федерального округа (ДФО) по-прежнему недостаточен [7].
Так, по данным 2019 г., доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в валовом региональном продукте (ВРП) Дальневосточных регионов находится в диапазоне от
7,8 % в Чукотском автономном округе до 32,4 % в Приморском крае (рис. 1).

Рис. 1. Доля МСП в ВРП в 2019 г., %
Источник: Росстат
Несомненно, столь значимая дифференциация территорий макрорегиона по данному показателю во многом обусловлена общими различиями в социально-экономическом развитии регионов. Так, ВРП на душу населения Сахалинской области превышает ВРП на душу населения Республики Бурятия в 8,3 раза (рис. 2).
Республика Бурятия Республика Саха (Якутия)
Забайкальский крап
Камчатский крап
Приморский крап
Хабаровский крап
Амурская область Магаданская область Сахалинская область

2400,9

Рис. 2. ВРП на душу населения в регионах Дальнего Востока России, тыс. руб. (по данным 2019 г.)
Однако, как видно на рис. 1, доля малого и среднего бизнеса в среднем по ДФО несколько ниже ее среднероссийского уровня. Так, в среднем по России данный показатель составляет 22,5 %, по ДФО – 19,8 %.
В то же время, данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствуют о том, что в развитых странах субъекты малого предпринимательства в среднем создают около половины рабочих мест и валового внутреннего продукта (ВВП) [15]. Все это свидетельствует о недостаточном раскрытии потенциала малого предпринимательства в России и в ДФО.
Рассмотрим, насколько задачи по развитию малого бизнеса дальневосточных территорий раскрываются в документах стратегического планирования РФ.
Отметим, что в Российской Федерации документы стратегического планирования разрабатываются на трех уровнях:
-
• на федеральном уровне;
-
• на уровне субъектов РФ;
-
• на муниципальном уровне [14].
Для целей данного исследования целесообразно проводить анализ на уровне страны, уровне макрорегиона и регионов.
Так, на федеральном уровне Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» определены основные приоритеты развития страны.
В данном документе малое предпринимательство непосредственно рассматривается в рамках четвертой национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» с целевым индикатором « увеличение численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. чел.» [13].
В то же время официальные данные свидетельствуют о том, что, не смотря на общую положительную динамику численности занятых в малом предпринимательстве, доля данного показателя в общей численности занятых по регионам почти не изменилась за последнее десятилетие, в по некоторым регионам и вовсе отмечается отрицательная динамика (рис. 3). Это ставит под угрозу достижение рассматриваемой национальной цели.

Рис. 3. Фактическая доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятого населения в 2011 и 2019 гг., %
Другим документом системы стратегического планирования развития РФ является «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Он не только определяет основные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития страны и регионов в долгосрочной перспективе, но и формирует основу для разработки долгосрочных стратегий, целевых программ, а также прогнозных и плановых документов среднесрочного характера [10].
Согласно прогнозу, дополнительным фактором для развития малого предпринимательства является улучшение условий для ведения предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами. В данном случае подчеркивается значимость для развития бизнеса внешней среды его функционирования.
Целевые индикаторы, достижение которых предполагается в соответствии с данным документом, представлены в табл. 1.
Таблица 1 – Целевые индикаторы развития малого предпринимательства до 2030 г.
№ п/п |
Показатель |
Цель по МСП |
1 |
Доля среднесписочной численности работников, занятых в секторе МСП в общей численности занятого населения, % |
32,2 |
2 |
Количество предприятий МСП на 1 тыс. чел. (без учета индивидуальных предпринимателей), ед. |
15,7 |
3 |
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. чел., ед. |
38,2 |
4 |
Количество субъектов МСП, млн. ед. |
7,7 |
5 |
Количество индивидуальных предпринимателей, млн. ед. |
5,4 |
Источник: [10]
Большую важность для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства имеет документ «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.».
Данная стратегия представляет собой некий механизм, позволяющий скоординировать действия органов государственной власти всех уровней, а также представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки. Все это позволяет обеспечить соответствие принимаемых органами власти мер ожиданиям бизнеса и всего общества в целом в отношении создания благоприятных условий, способствующих реализации предпринимательского потенциала граждан и обеспечению устойчивости развития самих малых предприятий [11].
Согласно стратегии, в ходе ее реализации предполагается достижение следующих целевых индикаторов (табл. 2).
Таблица 2 – Основные целевые индикаторы реализации Стратегии развития МСП в РФ на период до 2030 г.
№ Показатель2030
п/п
-
1. Оборот, в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 г., %250
-
2. Оборот в расчете на 1работника, в постоянных ценах по отношению к200
-
3. Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов МСП 20
-
4. Доля среднесписочной численности работников (без внешних35
-
5. Прирост высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях МСП 4250 (накопленным итогом), тыс. ед.
-
6. Доля экспорта предприятий МСП в общем объеме экспорта РФ, %12
-
7. Доля кредитов субъектам МСП в общем кредитном портфеле23
-
8. Коэффициент «рождаемости» субъектов МСП, ед.22,5
-
9. Количество субъектов МСП (включая индивидуальных46
показателю 2014 г., %
(без учета индивидуальных предпринимателей), %
совместителей), занятых у субъектов МСП, в общей численности занятого населения, %
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, %
предпринимателей) в расчете на 1 тыс. чел., ед.
Источник: [11]
Анализ Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. [12] показал, что в данном документе малое предпринимательство не рассматривается в качестве прямого источника социальноэкономического развития регионов и Дальнего Востока, а также не является целевым ориентиром стратегического планирования на уровне макрорегиона.
Далее рассмотрим, какое место занимает малое предпринимательство в стратегическом планировании на уровне субъектов ДФО.
Систематизация информации, представленной в стратегиях социальноэкономического развития субъектов ДФО, позволяет сделать выводы о роли малого предпринимательства в развитии данных территорий (табл. 3).
Таблица 3 – Место малого предпринимательства в Стратегиях социально экономического развития субъектов ДФО
№ п/п |
Регионы |
Роль малого предпринимательства в развитии региона |
1 |
Республика Бурятия |
Рассматривается внутри приоритета «Развитие локальной экономики», как цель второго порядка, а также в качестве одного из основных мероприятий в сфере занятости населения. |
2 |
Республика Саха (Якутия) |
Рассматривается в контексте диверсификация экономики региона, а также в качестве источника обеспечения занятости населения и устойчивого роста реальных доходов граждан. |
3 |
Забайкальский край |
Рассматривается в качестве одной из стратегических целей, достижение которой является условием «повышения уровня и качества жизни человека на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы с учетом интересов всех слоев населения края». |
4 |
Камчатский край |
Рассматривается в качестве условия развития экономики края, а также как источник роста налоговых поступлений в краевой бюджет и как способ создания рабочих мест. |
5 |
Приморский край |
Рассматривается в качестве одного из направлений стратегического развития региона. |
6 |
Хабаровский край |
Рассматривается в качестве неизменного приоритета в социально-экономической политике края. |
7 |
Амурская область |
Рассматривается в качестве одного из направлений приоритета «Совершенствование пространственного развития». Ему соответствует цель – «формирование комфортной предпринимательской среды с пониженными финансовыми и правовыми издержками для ведения бизнеса». |
8 |
Магаданская область |
Рассматривается в качестве одного из направлений экономического развития региона. |
9 |
Сахалинская область |
Рассматривается в качестве одной из ключевых групп субъектов стратегического развития региона |
№ п/п |
Регионы |
Роль малого предпринимательства в развитии региона |
10 |
Еврейская автономная область |
Рассматривается в качестве одной из целей стратегического планирования. |
11 |
Чукотский автономный округ |
Рассматривается преимущественно в контексте создания условий для развития туристкой отрасли. |
Источник: Составлено автором по данным Стратегий социально-экономического развития субъектов ДФО.
В целом, малое предпринимательство в регионах Дальнего Востока России рассматривается в качестве:
-
• источника диверсификации экономики и развития региона;
-
• стратегической цели в контексте достижения главной цели стратегического планирования;
-
• приоритета социально-экономической политики;
-
• в качестве условия развития отдельных отраслей.
Выводы и результаты
Проведенный анализ свидетельствует о том, что малое предпринимательство во всех регионах Дальнего Востока рассматривается в качестве источника развития экономики территорий, в том числе источника новых рабочих мест, роста налоговых поступлений и т.п.
При таком подходе взаимосвязь данного сегмента с внешней средой носит односторонний характер. При этом на наш взгляд, малое предпринимательство связано с внешней средой двусторонней связью: как регион зависит от состояния малого предпринимательства, так и развитие малого бизнеса, очевидно, зависит от состояния среды его функционирования.
Так, например, занятость населения оказывает влияние на уровень доходов граждан, в свою очередь, уровень доходов в регионе непосредственно влияет на платежеспособный спрос населения, в том числе и на товары, работы и услуги, производимые субъектами малого предпринимательства.
Не учет данной специфики, а также недостаточное внимание к малому предпринимательству в процессе разработки стратегических документов на разных уровнях во многом снижает доверие предпринимательского сообщества ко всему государству. Всё это, в свою очередь, способствует созданию дополнительных стимулов к уходу предпринимателей в теневой сектор экономики и зачастую нивелирует положительный эффект от реализации мер государственной поддержки. При этом рост теневой экономики не только снижает устойчивость развития официального предпринимательства, но и препятствует объективной оценке эффективности региональной политики, в том числе в области государственной поддержки субъектов малого бизнеса.
Таким образом, в целях обеспечения устойчивости развития, малое предпринимательство в системе стратегического планирования должно рассматриваться не только и не столько как источник развития экономики, а как объект стратегического планирования.
Ориентация малого бизнеса как на объект дает понимание необходимости рассмотрения состояния внешней среды (состояния региона) в качестве фактора развития данного сегмента, то есть в контексте причин, а не только следствий.
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/4f41fe599ce341 751e4e34dc50a4b676674c1416/ (date of the application 20.03.2023)
Еще в рубриках
Список литературы Малое предпринимательство субъектов Дальневосточного федерального округа в системе стратегического планирования Российской Федерации
- Богомолова, И.В., Машенцова, Л.С. Перспективы реализации стратегического планирования в современной России // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2016. № 30. С. 20-22.
- Бухвальд, Е.М. «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования»: нерешенные проблемы // Вестник Института экономики Российской академии наук №1. 2022. C. 32-49.
- Глазунова, И.В. Стратегическое планирование как метод административно-правового регулирования // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 8. С. 143-151.
- Ильина, И.Н., Плисецкий, Е.Е. Оценка качества разработки региональных стратегий развития в России // Региональная экономика: теория и практика. 2016. № 4. С. 178-196
- Исакова, Г.К. Стратегическое планирование в Российской Федерации на современном этапе развития // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 9. С. 19-26.
- Колесникова, О.С. Обеспечение устойчивости развития малого предпринимательства на региональном уровне (на примере Амурской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2022. Т. 21. № 11(506). С. 21052121.
- Колесникова, О.С., Цепелев, О.А. Малое предпринимательство и теневая экономика регионов Дальнего Востока России // Современные проблемы развития экономики России и Китая: материалы III международной научно-практической конференции, - Ч. 1. (Благовещенск, 25-26 ноября 2021 г.) / под общей ред. О.А. Цепелева. - Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2022. С. 156-159.
- Лукьянова, М.Н. Оценка уровня стратегического планирования и эффективности реализации стратегий в муниципальных образованиях (на примере Московской области) // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 3. - С. 456 - 471. https://doi.Org/10.24891/re.16.3.456
- Плетнева, А.Е. Особенности стратегического планирования развития региона // Общество, экономика, управление. 2021. № 3. С. 77-81. DOI 10.47475/2618-9852-2021-16311
- Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/e59d0198a6b86d35269590004bc1bb4d18c9fa29/ (дата обращения 15.03.2023 г.).
- Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (дата обращения 24.03.2023 г.).
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2009 г. № 2094-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». URL: https://docs.cntd.ru/document/902195483 (дата обращения 11.03.2023 г.).
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения 14.03.2023 г.).
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/ (дата обращения 20.03.2023 г.)
- Ханалиев, А.Г., Таймасханов, Х.Э. Проблемы и пути устойчивого развития малого бизнеса как детерминанта экономического роста региона // Вопросы экономики и права. 2013. № 7. С. 38-41.
- Шишкина, Е.А. Региональное стратегическое планирование в период пандемии COVID-19: лучшие практики, проблемы и решения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 7. С. 95-103. DOI: 10.26726/1812-7096-2021-7-95-103
- Resolution adopted by the General Assembly on 6 July 2017, Work of the Statistical Commission pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations. URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_71_313.pdf (дата обращения 24.03.2023)