Маркеры "своего" и "чужого" в аспекте концепта дом в письмах Б. Бергмана
Автор: Баянова А.Т.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии
Статья в выпуске: 2 (65), 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию маркеров «своего» и «чужого» в аспекте концепта дом в неродственных лингвокультурах - калмыцкой и немецкой. Материалами исследования послужили письма Б. Бергмана, вошедшие в фундаментальный труд Б. Бергмана «Nomadische Streifereien unter den Kalmuken in den Jahren 1802 und 1803» («Кочевнические скитания среди калмыков в 1802-1803 годах»). Цель статьи - рассмотреть концепт «дом» и определить способы репрезентации рассматриваемого концепта в письмах Б. Бергмана с учетом анализа маркеров «своего» и «чужого». В ходе исследования выявлено, что жанр писем, своеобразных путевых заметок, хорошо иллюстрирует нахождение автора в другой культуре, в результате чего актуализируется граница между «своим» и «чужим». Оппозиция «свой» / «чужой» ярко проявляется в литературном творчестве Б. Бергмана, это видим мы в его уникальных письмах, наполненных национальным и культурным содержанием. Находясь в чужой этнической среде, отмечая разительные отличия в поведении, образе жизни, традициях и обычаях, во внешнем облике, автор старается найти ключ к объяснению этих контрастов. Заслуга Б. Бергмана в том, что задолго до появления метода включенного наблюдения он использовал его отдельные элементы и с точки зрения антропологии исследовал широкий круг вопросов духовной и материальной жизни номадов, развенчал устоявшийся этностереотип калмыка, нравы и характер которого описывались необъективно. Исследование восприятия калмыков Б. Бергманом, его взгляд как бы со стороны, исходя из существующей национальной картины мира немцев, важны для понимания национального характера, менталитета и позволяют увидеть те стороны характера и уклада жизни кочевника, которые остаются для калмыков незаметными.
Свой, чужой, калмыки, немцы, концепт, бергман
Короткий адрес: https://sciup.org/149143520
IDR: 149143520 | DOI: 10.54770/20729316-2023-2-201
Список литературы Маркеры "своего" и "чужого" в аспекте концепта дом в письмах Б. Бергмана
- Bergmann B. Nomadische Streifereien unter den Kalmüken in den Jahren 1802 und 1803. Teil I. Riga: bei J.G. Bartmann, 1804. 351 s.
- Bergmann B. Nomadische Streifereien unter den Kalmüken in den Jahren 1802 und 1803. Teil II. Riga: bei J.G. Bartmann, 1804. 352 s.
- Bergmann B. Nomadische Streifereien unter den Kalmüken in den Jahren 1802 und 1803. Teil III. Riga: bei J.G. Bartmann, 1804. 302 s.
- Bergmann B. Nomadische Streifereien unter den Kalmüken in den Jahren 1802 und 1803. Teil IV. Riga: bei J.G. Bartmann, 1805. 355 s.
- Бакаева Э.П. Этнические стереотипы и проблема семантики кочевого жилища // Монголоведение. 2003. № 2. С. 220–232.
- Гладкова О.Х. Соотношение категорий «оценка» и «свой-чужой» в англоязычных путевых заметках XIX века // Litera. 2022. № 5. С. 122–133.
- Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825–1853 гг. М.: Наука, 1982. 320 с.
- Жеребило Т.В. Словарь лингвистичексих терминов. Назрань: Пилигрим, 2010. 486 с.
- Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884–1886 гг. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1893. 75 с.
- Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. 199 с.
- Иконникова Я.В. Концепт дом как маркер оппозиции «свои-чужие» в прозе А.И. Куприна периода эмиграции (на материале повести «Купол св. Исаакия Далматского» // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. Филология и искусствоведение. 2012. № 9(113). С. 257–261.
- Калмыки / отв. ред. Э.П. Бакаева, Н.Л. Жуковская. М.: Наука, 2010. 568 с.
- Калмыцко-русский словарь. М.: Русский язык, 1977. 768 с.
- Кросс Э. Британский взгляд на Россию: происхождение, живучесть и изменение национальных стереотипов мышления в период с XVI в. до Крымской войны // От Елизаветы I до Елизаветы II: проблемы британской истории в новое и новейшее время. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2008. С. 21–32.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
- Лучицкая С.И. Образ другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Алетейя, 2001. 412 с.
- Митруев Б.Л. Б. Бергман и его труд о калмыках и калмыцкой культуре // Бюллетень Калмыцкого научного центра Российской академии наук. 2020. № 4. С. 149–175.
- Мудрик А.В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 109–116.
- Назаренко А.В. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. 528 с.
- Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. СПб.: Тип. К. Крайя, 1852. 190 с.
- Немецко-русский словарь / под. ред. А.А. Лепинга и Н.П. Страховой. М.: Русский язык, 1976. 991 с.
- Нефедьев Н. Подробные сведения о волжских калмыках. СПб.: Тип. К. Крайя, 1854. 286 с.
- Ощепков А.Р. Имагология // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 251–253.
- Папилова Е.В. Художественная имагология: немцы глазами русских (на материале литературы XIX в.): автореф. дисс. … к. филол. н.: 10.01.08. М., 2013. 24 с.
- Репина А.П. Историческая имагология и проблемы межкультурного диалога // «Свой» / «чужой» в кросс-культурных коммуникациях стран Запада и России. СПб.: Алетейя, 2019. С. 17–46.
- Сахурия И.Д. О роли религиозного фактора в формировании Образа Чужого // Современная Россия и мир: альтернативы развития (этноконфессиональные конфликты и вызовы XXI века). Материалы международной научно-практической конференции. Барнаул: издательство Алтайского университета, 2006. С. 53–58.
- Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.
- Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Аквилон, 2014. 576 с.
- Шараева Т.И. Сакральный код в пространстве традиционного жилища у калмыков // Oriental Studies. 2020. Т. 13. № 1. С. 41–54.
- Anderson N. The hobo; the sociology of the homeless man. Chicago: The University of Chikago Press, 1923. 300 p.
- Malinowski B. The Sexual Life of Savages in North-Western Melanesia: An Ethnographic Account of Courtship, Marriage, and Family Life Among the Natives of the Trobriand Islands, British New Guinea. London: George Routledge&Sons, LTD, 1929. 506 p.
- Whyte W.F. Street Corner Society: The Social Structure of an Italian Slum. Chicago: University of Chicago Press, 1943. 364 p.