Массовые праздники Ойротской автономной области 1920-1930-х годов: проблема формирования этнической идентичности алтайцев
Автор: Самушкина Е.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: т.XXVI, 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу праздничной культуры в Ойротской автономной области в 1920-1930-е гг. Источниками для исследования послужили архивные документы, материалы периодической печати. Становление и трансформация праздничного календаря рассматривается в контексте формирования национальной и общесоветской гражданской идентичности алтайцев. В ходе анализа праздничных кампаний выявлена идентификационная, коммуникативная и дидактическая функция праздников. Доказано, что праздники являются частью политики по формированию культурной памяти населения региона. Выявлены основные идеологемы, транслируемые в ходе праздничных кампаний. Показано, что, несмотря на слабый учет специфики праздничного календаря кочевников, каждое мероприятие имело свои особенности. При проведении праздничной кампании ориентировались на обряды и ритуалы, проводимые в данный временной период, или на событие, вокруг которого строились торжества. Отмечен противоречивый характер образа традиционной культуры, сформированный советской властью. С одной стороны, в контексте антиколониальной риторики советская власть выступала за развитие самобытной этнической культуры, ее символических форм. С другой стороны, элементы традиционной культуры рассматривались идеологами как часть «темного» прошлого, синоним невежества и отсталости. Показано, что, несмотря на разрыв с прошлым, при формировании праздничного канона использовались элементы традиционной праздничной культуры алтайцев. Ярким примером интегративной стратегии служит Праздник урожая. Он был органично вписан в календарные обряды осеннего цикла, затем трансформировался в День пастуха и существует до сих пор. В данном празднике сочетаются традиционная и советская праздничные модели.
Идентичность, национальная политика, праздничная культура, символы, культурная память, алтайцы, праздничный календарь
Короткий адрес: https://sciup.org/145145672
IDR: 145145672 | DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.808-813
Список литературы Массовые праздники Ойротской автономной области 1920-1930-х годов: проблема формирования этнической идентичности алтайцев
- Мая в Салганде // Ойротский край. - 1925. - № 32. -С. 3.
- Марта - Международный праздник работниц и крестьянок // Ойротский край. - 1924. - № 33. - С. 1.
- Бекин А. Вырвать алтайку из-под власти родовых обычаев и предрассудков // Ойротский край. - 1929. -№ 59. - С. 3.
- Вместо поповского "Покрова" трудовой праздник урожая // Ойротский край. - 1928. - № 74. - С. 3.
- Даешь новый быт // Ойротский край. - 1924. -№ 29. - С. 2.
- Женщина выходит на дорогу // Ойротский край. - 1924. - № 45. - С. 2.
- Как живет женщина алтайка // Ойротский край. -1926. - № 17. - С. 2.
- На борьбу со старым обычаем алтайцев // Ойротский край. - 1924. - № 45. - С. 2.
- О программе антипасхальных вечеров // Ойротский край. - 1928. - № 28. - С. 3.
- Праздник урожая // Сельскохозяйственная жизнь. - 1923. - № 7. - С. 2.
- Праздник урожая // Сельскохозяйственная кооперация. - 1923. - № 7. - С. 261-262.
- Праздник урожая в Ойротии // Ойротский край. -1925. - № 71. - С. 1.
- Праздник христианский и пролетарский // Ойротский край. - 1924. -№ 42. - С. 2.
- Празднование 1 Мая в Кош-Агаче // Ойротский край. - 1925. - № 34. - С. 3.
- Самое ценное завоевание большевистской национальной политики // Красная Ойротия. - 1936. - № 62. - С. 1.