Материальные источники додинастического Египта в свете концепции "культурная память"

Автор: Шеркова Татьяна Алексеевна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 10 т.6, 2020 года.

Бесплатный доступ

Анализируя явления культуры древнего Египта в историческом аспекте, мы наблюдаем процесс глубинных изменений в социо-культурной и политической сфере, происходивших на протяжении тысячелетий, от раннединастического периода до классического Египта во главе с монархом. Но, с другой стороны, сохранялось нечто принципиально важное, что на всех исторических этапах цементировало общество. Это - идентичность, осознание коллективами причастности к социально-культурной общности на разных стадиях исторического развития: родовых, племенных, племенных союзов, наконец двуединого государства, которое сложилось на основе движения додинастической культуры Нагада с юга на север, в Дельту Нила, где существовал Буто-Маадийский культурный комплекс. Понятие идентичности складывается в культуре, которая не может существовать без культурной памяти, то есть своего прошлого, которое в бесписьменный или дописьменный исторический период передается через мифы о творении мира, ритуальные действия, которые снимают главное противоречие в осевых мифологических представлениях о бинарности мира, - противостоянии хаоса и порядка, всякий раз побеждающего хаос как небытие. Иначе говоря, в ритуалах подтверждаются мифологические представления о творении мира первопредками в первовремена, что являлось высшей ценностью культуры. Эта идея воплощалась в различных образах и мотивах в зависимости от исторического периода. Вместе с тем c точки зрения семиотики, без культурной памяти о далеком прошлом не могла бы существовать сама культура как коммуникативный надивидуальный механизм хранения и передачи определенных сообщений (текстов) и выработки новых. В дописьменный период основными источниками культурной памяти как важной основы мифо-религиозных представлений классического древнего Египта являются материальные источники: археологические памятники, изобразительные тексты, их композиции, мотивы и образы. Выборка для аналитической работы связана с ритуальными предметами. К их числу относятся расписные сосуды типа C и D, полихромное панно из элитного погребения в Иераконполе, церемониальные палетки, погребальные маски. Результатом исследований стал вывод о том, что в этих изобразительных текстах представлена картина мира. Образно-символический язык изобразительных текстов выявляет структуру мироздания, в письменный период воплотившегося в многочисленных мифах и ритуалах.

Еще

Изобразительный текст, мотив, образ, структура композиции, бинарность сознания, модель мира, хаос и космос, миф, ритуал, погребальный обряд, ценности культуры

Короткий адрес: https://sciup.org/14117639

IDR: 14117639   |   DOI: 10.33619/2414-2948/59/35

Список литературы Материальные источники додинастического Египта в свете концепции "культурная память"

  • Шеркова Т. А. Древний Египет в фокусе концепции "Культурная память" // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №7. С. 393-408. DOI: 10.33619/2414-2948/56/49
  • Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб, 2004. 703 с.
  • Лотман Ю. М. Чему учатся люди: статьи и заметки. М., 2010, 413 с.
  • Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998. 800 с.
  • Фреденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978, 603 с.
  • Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. 363 с.
  • Нойманн Э. Великая мать. М., 2012.406 с.
  • Шеркова Т. А. Рождение Ока Хора: Египет на пути к раннему государству. М., 2004.369 с.
  • Тяжба Гора и Сета // Сказки и повести Древнего Египта. Пер. и комм. И. Г. Лившица. Л.: Наука. 2004.
  • Лаврентьева М. Ю. О некоторых особенностях лексики Рамессейского драматического папируса (Р. Ramesseum b из британского музея) // Египет и сопредельные страны. 2016. №1. С. 2-17.
  • Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1998. 397 с.
  • Каган М. Морфология искусства. Л., 1972. 439 с.
  • Шеркова Т. А. Модель мира Древнего Египта. М., 2018. с. 48.
  • Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев, 1997. 215 с.
  • Quibell J. E., Green F. W., Hierakonpolis I. I. Egypt Research Account. 1902.
  • Геннеп А. ван. Обряды перехода. М: Наука, 2002. 198 с.
  • Faulkner R. O. The ancient Egyptian pyramid texts. Aris & Phillips, 1969.
  • Lightheim M. A., Ancient Egyptian literatureю Berkley-Los Angeles-London, 1975.
  • Allen J. P. The cosmology of the pyramid texts // Religion and philosophy in ancient Egypt. 1989. V 3. P. 1-28.
  • Hendrickx S. Iconography of the predynastic and early dynastic periods. 2011.
  • Petrie F. W. M. Ceremonial Slate Palettes // Corpus of Proto-dynastic Pottery. L., 1953.
  • Шеркова Т. А. Фантастические образы в додинастическом и раннединастическом Египте // Египет и сопредельные страны. 2018. Вып. 2. С. 1-15.
  • Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 7-61.
  • Шеркова Т. А. Додинастический и раннединастический Египет в контексте биполярности мифологического сознания // Вестник МГПУ (Всеобщая история). 2018. №4. С. 70-81.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2005. 331 с.
  • Максимов Е. Н. Древнеегипетская Гелиопольская система (опыт моделирования) // Тутанхамон и его время. М.: Наука, 1976.
  • Шеркова Т. А. Церемониальная палетка фараона Нармера в историко-культурном и психологическом аспектах: солярный культ и архетип Самости // И Земля в ликовании… М.: ЦЕИ РАН, 2015. С. 319-330.
  • Adams B. Predynastic Egypt. Shire publications, 1988. V. 7.
  • Friedman R. F. The early royal cemetery at Hierakonpolis: An overview // Recent Discoveries and Latest Researches in Egyptology, Harrassowitz, Wiesbaden. 2010. P. 67-86.
  • Roth A. M. The psš-kf and the ‘Opening of the Mouth'ceremony: a ritual of birth and rebirth // The Journal of Egyptian Archaeology. 1992. V. 78. №1. P. 113-147.
  • DOI: 10.1177/030751339207800107
  • Roth A. M. Fingers, Stars, and the ‘Opening of the Mouth': The Nature and Function of the NTR WJ-Blades // The Journal of Egyptian Archaeology. 1993. V. 79. №1. P. 57-79.
  • DOI: 10.1177/030751339307900106
  • Friedman R., McNamara L. Hierakonpolis // The encyclopedia of ancient history. 2013. P. 1-7.
  • DOI: 10.1002/9781444338386.wbeah15197.pub2
  • Friedman R. F. Masking in early Egypt: a view from Hierakonpolis // The physicality of the other. 2018. P. 49-66.
  • Davis W. et al. Masking the blow: the scene of representation in late prehistoric Egyptian art. Univ of California Press, 1992. P. 30.
  • Dreyer G. Tomb U-J: A Royal burial of dynasty 0 at Abydos // Before the pyramids. Origins of Egyptian civilization. Chicago, 2011, P. 127-136.
  • Топоров В. Н. Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. II. Москва, 2014.
Еще
Статья научная