Материалы по питанию тяньшанского белокоготного медведя Ursus arctos Isabellinus в заповеднике Аксу-Жабаглы

Автор: Шакула Георгий Владимирович, Шакула Федор Владимирович

Журнал: Природа Внутренней Азии @nature-inner-asia

Рубрика: Биология

Статья в выпуске: 2-3 (21), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье описаны сезонные аспекты питания бурого медведя в Аксу-Жабаглинском заповеднике, где он является широко распространенным хищником. Проведен анализ материалов картотеки заповедника по встречам медведей и следов их жизнедеятельности за 14 лет (1978-1985, 1988-1992 и 1997 гг.) - всего проанализировано 847 записей. Определение травянистых растений в питании проводилось путем сбора поедей непосредственно после наблюдения медведя с последующим определением. Непереваренные остатки плодов хорошо различимы. Количество бурых медведей в заповеднике достигает 200 особей и имеет тенденцию к увеличению.

Тяньшанский белокоготный медведь, заповедник аксу-жабаглы, питание, состояние популяции

Короткий адрес: https://sciup.org/148325503

IDR: 148325503   |   DOI: 10.18101/2542-0623-2022-2/3-72-77

Текст научной статьи Материалы по питанию тяньшанского белокоготного медведя Ursus arctos Isabellinus в заповеднике Аксу-Жабаглы

Заповедник Аксу-Жабаглы расположен на юге Казахстана (42о26’ с. ш.; 70o28’ в. д.) — на северо-западной оконечности хребта Таласский Алатау, входящего в систему гор Западного Тянь-Шаня. Охраняемая территория расположена в пределах высот от 1300 до 4238 м над ур. м. и охватывает высотные пояса сухих предгорных степей, зарослей мелколиственных деревьев и кустарников, арчовых редколесий, нагорных степей и имеет место нивальный климат. Скальники, осыпи, каменистые обрывы и глубокие тенистые ущелья пронизывают все высотные зоны.

Медведь Ursus arctos isabellinus Horsfield 1826 в заповеднике является самым обычным широко распространенным хищником. Численность его на площади заповедника 1319,3 км2 достигает 200 особей. Зверь может быть встречен в любом из перечисленных высотных поясов [Ковшарь, Янушко, 1965; Бургело, Мельников, 1979; Грачев, 2016].

По сравнению с номинативным подвидом Ursus arctos arctos медведи Аксу-Жабаглы — некрупные: максимально зарегистрированный вес взрослого самца составил 201,5 кг. Окраска медведей преимущественно светлая, палевая, нередко серебристо-белесая. Очень часто имеется V-образный, еще более светлый «галстук» на груди (рис.). Как правило, чем старше (крупнее) медведь, тем он светлее. Сеголетки — темные, почти черные, резко контрастирующие со своей «белой» матерью.

Рис. Взрослый медведь на скалах урочища Ергалы. Хорошо заметен светлый «галстук» и белые когти. 26 мая 2018 г.

Фото Ф. Шакула

Материалы и методика

Визуальные наблюдения за медведями проводятся нами с 2005 г. Благодаря разреженной растительности и сложному холмистому рельефу в заповеднике хорошая видимость — до нескольких километров, что позволяет видеть медведей довольно часто — от 16 до 29 особей за полевой сезон, а также в зависимости от частоты и мест посещения заповедника. Наибольшее число встреч приходится на раннюю весну, что также обусловлено повышенной пищевой активностью медведей после зимней спячки, и на осень, что также связано с активным питанием перед залеганием в спячку. В летнее время белокоготный медведь ведет ночной образ жизни и встречи с ним носят случайный характер, в большинстве случаев — при спу-гивании зверя с лежки. За 2020 г. в урочище Ергалы и ближайших окрестностях нам удалось увидеть в общей сложности 20 медведей, в том числе 6 одиночек, трижды самок с двумя медвежатами, один раз самку с пестуном и один раз самку с пестуном и медвежонком этого года, т. е. взрослых — 55%, прошлогодков — 10% и сеголетков — 35%. Столь высокий прирост молодняка свидетельствует о благополучии популяции.

Определение травянистых растений в питании медведя проводилось путем сбора поедей непосредственно после наблюдения медведя с последующей идентификацией по 10-томному Определителю растений Средней Азии [1968–1993]1с верификацией на сайте plantarium.ru2 и по списку Н. Х. Кармышевой [1973]. Что касается плодов, то непереваренные их остатки хорошо различимы в помете.

Нами проведен анализ материалов картотеки заповедника по встречам медведей и следов их жизнедеятельности за 14 лет (1978–1985, 1988–1992 и 1997 гг.) — всего проанализировано 847 записей.

Результаты и обсуждение

Медведи Аксу-Жабаглы выходят из зимней спячки, как правило, в начале марта. Самая ранняя зафиксированная дата первой весенней встречи медведя: 26 февраля 1979 г., когда след медведя, ведущий от Избалы на Улартау, наблюдался в арчoвнике на снегу (Локтенко). Весенний рацион состоит преимущественно из травянистых растений. Особое предпочтение отдается ревеню Максимовича Rheum maximowiczii , у которого поедаются мясистые черешки листьев [Кармышева, 1963]; горцам дубильному Aconogonon coriarium , альпийскому Aconogonon alpinum и блестящему Bistorta elliptica, а также молодым побегам ферулы тонко-рассеченной Ferula tenuisecta и проросткам эремуруса Регеля Eremurus regelii. Используются в пищу также вегетативные части и луковицы луков: Дробова Allium drobovii и Фетисова Allium fetisowii. Отмечено поедание луковиц тюльпанов Грейга Tulipa greigii, беркаринского Tulipa berkariensis и сомнительного Tulipa dubia, но в небольшом количестве; раскапывание корней в целом мало характерно для медведей в наших условиях.

В летнем питании преобладают крупные зонтичные — дягиль низбегающий Archangelica decurrens, у которого медведь наряду с поеданием листьев выкусывает нижнюю сочную часть стебля; лигустикум разноцветный Paraligusticum discolor; буниум щетинистый Bunium setaceum; сныть обыкновенная Aegopodium podagraria, у которой поедаются листья и соцветия. В питании присутствуют также злаки, в частности, лисохвост луговой Alopecurus pratensis и мятлик луговой Poa pratensis и большое разнообразие видов луков, основные из которых каролинский Allium carolinianum, черно-красный Allium atrosanguineum, Северцова Allium sewerzowii и пскемский Allium pskemense. У луков в пищу идет в основном вегетативная часть растения, изредка луковицы. Отмечена в питании также ястребинка ядовитая Hieracium virosum. Добывают медведи личинок насекомых, муравьев и их яйца, разрывая муравейники на глубину 30–40 см. Раскапывают также норы полевок и красных сурков, для чего делают траншеи в несколько метров длиной и около 1,5 метра глубиной в сильно щебнистой почве с крупными камнями, но охота на сурков лишь изредка бывает успешной. В картотеке заповедника имеются лишь две карточки со сведениями, свидетельствующими об успешной охоте на сурка: «У сурчиной колонии по тропе в сторону Айнаколя за Каскабу-лаком лежат остатки сурка (шкуры кусок и череп), съеденного недавно медведем. До ближайшей норы несколько десятков метров» (Мельников, Бургело, 1 июля 1978 г.); «Джабаглытау напротив Айнаколя, южный склон. 1 — ел сурка; скрылся в арчевнике (от сурка остался хвост, шерсть и кровь)» (Кулаков, 11 мая 1982). Изредка медведи едят падаль диких и домашних животных: «Урочище Кзылжар. Свежий след — 1 шт.; ходил к падали, лежащей в озере, съел ее.» (Мельников, 19 сентября 1981 г.).

В сентябре-октябре животные нагуливают жир, необходимый для зимней спячки. Плоды яблони Сиверса Malus sieversii, ягоды ежевики Rubus caesius, шиповников Федченко Rosa fedtschenkoana , Альберта Rosa alberti и рыхлого Rosa laxa, боярышника туркестанского Crataegus turkestanica, жимолостей мелколистной Lonicera microphylla, Карелина Lonicera karelinii, тяньшанской Lonicera tianschanica и монетолистной Lonicera nummulariifolia, барбариса продолговатого Berberis integerrima, магалебской вишни Padellus mahaleb, тяньшанской вишни Cerasus tianshanica и красноплодной Cerasus erythrocarpa, крушины слабительной Rhamnus cathartica, кизильника малоцветкового Cotoneaster oliganthus, шишкоя-годы арчи туркестанской Juniperus turkestanica и семена зонтичных составляют основу осеннего питания. Медведи наносят большой урон природным насаждениям яблони Сиверса в заповеднике, взбираясь на деревья и обламывая своей тяжестью крупные ветви. Часто медведи спускаются с гор в предгорную равнину и посещают сады, где поедают абрикосы Armeniaca vulgaris, яблоки Malus domestica, сливы Prunus domestica и алычу Prunus cerasifera.

В спячку залегают в среднем в начале ноября, но в теплые зимы ложатся поздно. Так, последняя встреча в 1979 г. датируется 20 декабря (Магомадов), а 16 декабря 2015 г. мы встретили одиночного медведя в урочище Женис.

Медведи Аксу-Жабаглыне агрессивны, питаются, как видим, в основном растительной пищей и не нападают ни на человека, ни на домашний скот [Шакула, 2011; Шакула и др., 2016-а,б, 2019]. За 95-летнюю историю существования заповедника не зарегистрировано ни одного случая. Однако имеются наблюдения, когда «медведь порвал оставленную в лагере палатку и валялся на ней» (Бургело, 10 июня 1978 г.); «в верховьях Джабаглы по правому притоку Курсая в стелющемся арчевнике был на месте лагеря, оставленного 18 дней назад; разбросал очаг, погрыз банки из-под тушенки» (Бургело, 18 августа 1981 г.); «в арчевнике на перевале Чушкабулак — Айнаколь всю ночь вокруг нас ходил медведь — иногда рявкал, подходил до 20 м к месту ночевки» (Мельников, 26 сентября 1985 г.). По неоднократным нашим наблюдениям, даже неожиданно поднятая с лежки с расстояния в 5 м медведица не пытается защищать своих медвежат, а спасается бегством. При этом медведи убегают неохотно, часто останавливаются, оглядываются и, зайдя за визуальное препятствие, продолжают кормиться.

Интересно наблюдение А. Мельникова, датируемое 29 июля 1981 г.: «Облачность 8–9 баллов, периодически дождь, ветер юго-западный. Мыс между Каскабулаком и Чушкабулаком. Луг, арчевник туркестанский. Примерно в 16:00 в 20 м от меня дорогу перешел некрупный медведь пепельно-серого цвета и в 40 м ниже на поляне стал кормиться колосками злаков и соцветиями ястребинки. Обрывая их, мотает головой из стороны в сторону. На свист и крики реагировал рычанием, с поляны не ушел, продолжал кормиться». Эта особенность поведения делала медведей сравнительно легкой добычей для браконьеров в советское время и в 1990-е гг., когда резко подскочил спрос на медвежью желчь, экспортируемую в Китай. В последние 20 лет браконьерство в отношении медведей полностью искоренено, что является результатом ужесточения законодательства, в том числе таможенного, и усиления егерской охраны, а также отсутствием спроса на дериваты и оттоком русского населения.

Заключение

Численность медведя в заповеднике остается как минимум стабильной в последние две декады и имеет небольшую тенденцию к возрастанию.

Список литературы Материалы по питанию тяньшанского белокоготного медведя Ursus arctos Isabellinus в заповеднике Аксу-Жабаглы

  • Бургело Т. Б., Мельников А. В. Териокомплекс арчевников заповедника Аксу-Джабаглы // Материалы VII Всесоюзной зоогеографической конференции. Москва: Наука, 1979. С. 98-99. Текст: непосредственный.
  • Грачев Ю. А. Хищные и копытные млекопитающие Аксу-Жабаглинского заповедника и прилегающих хребтов Западного Тянь-Шаня // Труды Аксу-Жабаглинского государственного природного заповедника. Алматы, 2016. Вып. 11. С. 437-456. Текст: непосредственный.
  • Кармышева Н. Х. Растительные корма белокоготного медведя в Аксу-Джабаглинском заповеднике // Материалы по фауне и экологии наземных позвоночных Казахстана. Алма-Ата: Изд-во АН Казахской ССР, 1963. С. 131-139. Текст: непосредственный.
  • Кармышева Н. Х. Флора и растительность заповедника Аксу-Джабаглы (Таласский Алатау). Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1973. 178 с. Текст: непосредственный.
  • Ковшарь А. Ф., Янушко П. А. Новые данные о млекопитающих заповедника Аксу-Джабаглы // Труды государственного заповедника Аксу-Джабаглы. Алма-Ата, 1965. Вып. 2. С. 203-236. Текст: непосредственный.
  • Шакула Г. В. Учеты численности медведя по следам в заповеднике Аксу-Жабаглы // Мир науки: труды международной конференции студентов и молодых ученых / Казахский Национальный университет им. аль-Фараби (г. Алма-Ата, 22 апреля 2011 г.). Алматы, 2011. С. 64-65. Текст: непосредственный.
  • Шакула Г. В., Баскакова С. В., Шакула Д. В. По залам музея государственного природного Аксу-Жабаглинского заповедника // Проблемы сохранения биоразнообразия Казахстана и сопредельных территорий в природе и в коллекциях: сборник статей. Алматы, 2016. С. 263-266. Текст: непосредственный.
  • Шакула Г. В., Шакула Ф. В. Биосферный Аксу-Жабаглинский заповедник как модельная территория для охраны и изучения териофауны Западного Тянь-Шаня // Горные территории: приоритетные направления развития: материалы IX Международной научно-практической конференции. Владикавказ, 2019. С. 290-306. Текст: непосредственный.
  • Шакула Г. В., Шакула Ф. В., Шакула В. Ф. Тянь-шаньский бурый медведь в заповеднике Аксу-Жабаглы // Заповедники Крыма-2016: биологическое и ландшафтное разнообразие, охрана и управление: труды VIII Международной научно-практической конференции (г. Симферополь, 28-30 апреля 2016 г.). Симферополь, 2016, с. 348-350. Текст: непосредственный.
Еще
Статья научная