Материалы стоянок сибирячихинского варианта среднего палеолита Алтая

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521797

IDR: 14521797

Текст статьи Материалы стоянок сибирячихинского варианта среднего палеолита Алтая

Обе пещеры, приуроченные к бортам рек Сибирячиха и Чарыш - многослойные с однотипными индустриями, не образующие какой-либо культурной прерывистости. Структура стоянок имеет много общего, что отразилось на характере фракционирования кремневых остатков. В индус -триях объектов характерно небольшое количество свидетельств о расщеплении сырья. Небольшой процент нуклеусов, основ с корочным покрытием ограничивают этот цикл обработки камня непосредственно в пещерах. Вместе с тем, представляются высокими объемы (более 20 %) орудийных форм. Видимо, расщепление горных пород обитателями пещер производилось, на стороне, возможно, на берегу близлежащих рек. На стоянки доставлялись лишь заготовки, превращенные здесь в орудийные формы. Следствием этого процесса следует считать значительные объемы сколов отделки - производные процесса ретуширования. Соотношение показателей между нуклеусами, потенциальными заготовками и орудиями свидетельствует, что каждая 2–4-я заготовка подвергалась вторичной отделке. Очевидно, оба памятника относятся к охотничьим лагерям, в чем кроется причина преимущественно однородного типологического состава в виде скребел и скребел-ножей. Хозяйственная деятельность коллективов пещеры Окладникова связана с добычей, в основном, лошадей, аргали, носорогов, бизонов, благородных оленей. В пещере Чагырской преобладание

Работа выполнена в рамках проекта РФФИ (№ 11-06-12005-офи-м-2011).

остатков бизона может служить отражением охотничьей специализации человека.

В качестве сырья при образовании артефактов пещер использовались местные породы (осадочные, роговики, эффузивы, яшмоиды) в виде гальки из аллювия близлежащих рек. Для технокомплексов характерен однотипный инвентарь, основанный, в основном, на радиальном расщеплении пород, следствием которого является обилие сколов со смещением корпуса заготовки от оси снятия. В пещере Окладникова, помимо радиальных, представлены образцы ядрищ, отражающие технологии параллельного и леваллуазского раскалывания. Соответственно здесь представлены немногочисленные примеры удлиненных артефактов и изделий с леваллуазской морфологией. Типологической основой набора орудий являются скребла и орудия типа dejete, достигающие в совокупности, в определенных слоях памятников, 90 % всего объема вторично преобразованных артефактов. Среди скребел большинство одинарных боковых и поперечных форм, меньше двойных параллельных и конвергентных орудий, единичны скребла с ретушью по периметру, утонченной спинкой, типа полукина, с брюшковой и противолежащей отделкой. Немаловажным явлением представляется наличие скребел-ножей с разнообразными обушками, противолежащие активным кромкам или примыкающие к ним под углом. Отметим, что обушковые формы являются одним из характерных признаком технокомплексов пещер. Орудия типа dejete двойных и тройных комбинаций, различаются по количеству и положению активных кромок, их ориентации, форме, отделке и углу схождения. Леваллуазские острия, единичные орудия верхнепалеолитический типологии представлены только в технокомплексах пещеры Окладникова. Немногочисленные группы артефактов образуют зубчатые изделия, анкоши, остроконечники. В пещере Окладникова представлены бифасы – обушковые формы с косым утолщенным краем (сл. 7, 3, 2), в Чагыр-ской пещере – плоско-выпуклые бифасы овальных очертаний (подошва сл. 6б) с утолщенным основанием и рабочей частью, образованной конвергенцией продольных краев. Из сл. 7 пещеры Окладникова происходит образец бифаса с вытянутым рабочим участком, боковыми плечиками и забитой пяточной частью. Идентичной представляется в индустриях пещер и отделка орудий, реализуемая при организации лезвий изделий и их отдельных частей. Вторичная обработка осуществлялась, в основном, с помощью разнообразных ретушных отделок. Преобладает ретушь лицевая, полукрутая, средняя, полуглубокая и захватывающая, двурядная и чешуйчатая. Большинство орудий, прежде всего, скребел, образованы с помощью модифицирующей ретуши, неоднократно переоформляющей артефакты в процессе их эксплуатации. Выделяются различного рода утончения заготовок с целью удаления бугорков, подтески базальных частей, исправления кривизны профиля, уплощения кромок и угла схождения лезвий на déjeté. В целом, структура технокомплексов обеих пещер характерна для среднего палеолита, развивающегося в сторону мустьер-ских черт, где руководящими формами артефактов являются, прежде всего, разнообразные скребла.

В пещере Окладникова большая часть отложений (сл. 2, 3, 6, 7) формировалась в условиях теплого климата при развитии разнотравно-луговостепной растительности. Завершение образования толщи (сл. 1) происходило в условиях открытых, слабооблесенных, лугово-травных пространств, при более влажном и холодном климате. Палеонтологические материалы из пещеры определяют «смешанный» состав позднеплейстоценового териокомплекса горных территорий.

В Чагырской пещере (сл.6а–6в/2) представлены виды мегафауны степей, лесостепей и скальных мест обитания [Васильев, 2009]. Палинологический анализ реконструирует степные условия периода формирования сл. 6а, 6б и 6в/1 и холодных листопадных лесов в период накопления слоя 6в/2 [Рудая, 2010].

Временные показатели пока установлены для технокомплексов из пещеры Окладникова, абсолютный возраст которой соответствует кар-гинскому времени. Начальная стадия сложения среднепалеолитических индустрий Алтая по материалам из базальных отложений Денисовой пещеры (сл. 22, 21) и нижней части разреза Усть-Каракола 1 (сл. 19), приходится на вторую половину среднего плейстоцена в интервале 282– 133 тыс. лет назад. Материалы большинства стоянок (Денисова Усть-Кара-кол 1, Страшная со слоями, образующими среднюю часть разреза, Окладникова, Усть-Канская, Тюмечин 1, 2, нижние слои Кара-Бома) относятся ко времени 100–44,8 тыс. лет назад [Природная среда.., 2003]. Самые поздние (сл. 1 пещеры Окладникова) комплексы среднего палеолита региона, по радиоуглеродным данным, датируются возрастом 33,5 тыс. лет назад. Очевидно, во временных пределах второй половины верхнего плейстоцена следует рассматривать вариант регионального среднего палеолита, представленный материалами из пещер Окладникова и Чагырской. Возможно, малочисленность объектов сибирячихинского варианта свидетельствуют о небольшой группе его носителей, приникшей на Алтай, достаточно быстро растворившихся в иной культурной и антропологической среде. Подтверждением этого является отсутствие последствий развития данных технокомплексов в алтайских индустриальных разновидностях на стадии сложения культуры раннего верхнего палеолита [Деревянко, 2011]. Если учитывать возрастные показатели пещеры Окладникова и материалы 11 слоя Денисовой (около 50 000 л.н.), где представлены верхнепалеолитические индустрии ориньякского облика, все более отчетливо определяется проблема взаимоотношения неандертальцев и человека иного антропологического облика в палеолите Алтая на стадии смены культур. Отметим, что на костном материале Денисовой пещеры выделена геномная последовательность, принадлежащая ранее неизвестному гоминиду [Kra^^se, F^^ et al., 2010 ] .

Статья