Мазары на мусульманских кладбищах Омского Прииртышья (по материалам 2020 года)
Автор: Ахметова Ш.К., Толпеко И.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: т.XXVI, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются результаты исследования мусульманских кладбищ Бибатыр и Хаир-Ихсан Омской обл. в 2020 г. Целью работы стало изучение мазаров как новой традиции в погребальном обряде казахов Омского Прииртышья. Возведение монументальных мемориальных сооружений (мазаров) изначально не характерно для казахского населения рассматриваемого региона. В досоветское и советское время их появление на кладбищах носило эпизодический характер. Однако на этих этапах хорошо прослеживается связь строительства мазаров с традиционным казахским мировоззрением, возрастом, богатством, статусом и совершением хаджа погребенным. Выяснено, что активизация этой традиции происходит с 1990-х гг. XX в. Это было связано с улучшением благосостояния некоторых слоев населения и влиянием Казахстана. Возрастание количества монументальных сооружений на мусульманских кладбищах произошло в XXI в. Современные мазары в целом традиционны по архитектуре (большие размеры, купола). Однако им присущ и ряд новых черт. На данный момент строительство мазара во многом остается зависимым от благосостояния родственников, однако ведущими факторами также становятся его значимость для семьи, их степень скорби и уважения к умершему человеку. В связи с этим в Омском Прииртышье появляются мазары над захоронениями молодых людей и женщин. Купола чаще всего выполняются из металла и не имеют непосредственной связи со стенами. Появляются окна, на стены или рядом с ними устанавливаются плиты с информацией об умерших, их изображения. Рядом с мазаром оформляется площадка со скамейкой, высаживаются цветы и деревья. В совокупности размеры по периметру, высота стен и наличие купола придают постройке монументальность, выделяя ее среди обычных оградок на кладбище. Считаем, что современные мазары на кладбищах Омского Прииртышья являются инновацией, заимствованной из Казахстана и противоречащей традиционному казахскому мировоззрению.
Мусульманская традиция, казахи, кладбище, монументальное мемориальное сооружение, мазар, купол, омское прииртышье
Короткий адрес: https://sciup.org/145145139
IDR: 145145139 | DOI: 10.17746/2658-6193.2020.26.715-722
Список литературы Мазары на мусульманских кладбищах Омского Прииртышья (по материалам 2020 года)
- Ажигали С.Е. Архитектура кочевников - феномен истории и культуры Евразии (памятники Арало-Каспийского региона). - Алматы: Былым, 2002. - 654 с.
- Ахметова Ш.К. Кожа в этнической истории казахов Западной Сибири // Казанская наука. - 2013. - № 4. -С. 12-14.
- Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Казахские мемориальные комплексы юга Омской области // Казахи России: история и современность. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010а. - Т. 2. - С. 36-44.
- Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Казахские надмогильные сооружения юга Омской области из дерна и сырцового кирпича // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-та; Изд. дом "Наука", 20106. - С. 72-75.
- Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. К вопросу о периодизации казахских кладбищ Среднего Прииртышья // Социосфера. - 2017. - № 4. - С. 18-23.
- Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Влияние природногеографических условий на погребальный обряд казахов Омского Прииртышья // Вести. Ом. ун-та. Сер. "Исторические науки". - 2019. - № 3 (23). - С. 232-244.
- Бродский И.Е. Мусульманское (Татарское) кладбище // Омский некрополь. Старейшие кладбища: справочное издание. - Омск: Амфора, 2018. - С. 22-23.
- Толпеко И.В. Мусульманское (Татарское) кладбище // Омский некрополь. Старейшие кладбища: справочное издание. - Омск: Амфора, 2018. - С. 23-26.