Медиаобразовательные аспекты деятельности отряда "Каравелла"
Автор: Лебедева С.В.
Журнал: Медиа. Информация. Коммуникация @mic-iej
Рубрика: Человек в информационном мире
Статья в выпуске: 3 т.37, 2023 года.
Бесплатный доступ
Уникальность корреспондентского пионерского отряда, сформированного В.П. Крапивиным в 60-е годы XX века в Свердловске, основана на свободе самовыражения ребенка, провозглашенной ЮНЕСКО. Начинающие журналисты поднимали актуальные темы, пытались осмыслять происходившее вокруг них в школе, в обществе, в стране, что совпадает с одной из основных задач медиаобразования - формирование критического мышления.
Медиаобразование, пресс-центр, отряд "каравелла", в.п. крапивин
Короткий адрес: https://sciup.org/147243093
IDR: 147243093
Текст научной статьи Медиаобразовательные аспекты деятельности отряда "Каравелла"
Факультет журналистики УрГУ (УрФУ) и Владислав Петрович Крапивин в моем сознании связались в одно целое далеко не сразу. Но зато – крепко, навсегда. Как и многие подростки, особенно уральские, я в школьные годы зачитывалась книгами Крапивина. Знала, что есть в нашем городе замечательный отряд «Каравелла», но и подумать не могла о том, чтобы иметь к нему какое-то отношение – слишком далеко, на какой-то нереальной высоте, он существовал в моем представлении. А когда поступила на журфак и узнала, что на нашем курсе есть девушка-каравелловка, это была Анна Мясникова, то решила действовать. Конкретно – с ее помощью привести в этот отряд своего младшего брата, который тогда учился в средней школе. Так я познакомилась со знаменитым писателем, и «Каравелла» стала частью истории моей семьи.
Между тем, моя учеба в старших классах прошла под знаком журналистки, как и у каравелловцев, но с одной большой разницей: у них были наставники, а у меня – нет. Сегодня, имея среди друзей и знакомых выпускников «Каравеллы», причем, разных лет, я понимаю, насколько важным это было для них тогда, в подростковом возрасте, насколько иначе, чем всем другим, им раскрывался наш мир, благодаря медийным, как мы сейчас говорим, навыкам и знаниям. В то время никаких подобных мыслей у меня в голове, конечно, не было, однако я видела отличие этих девушек и юношей от многих других. К сожалению, не могу ни о чем спросить брата – он погиб почти три десятка лет назад, совсем молодым.
Но хочу отметить, что явно не без влияния личности Владислава Петровича он в подростковые и молодые годы – а это были очень сложные 90-е годы прошлого века – активно писал стихи, в которых и любовь, и боль, и свое осмысление происходящего, вера и неверие в будущее… Много чего было. Не было равнодушия. Мне кажется, что Владислав Петрович всех, кто находился рядом с ним, в том числе, в «Каравелле», заражал этими двумя качествами: словесному (журналистскому, литературному, поэтическому) творчеству и неравнодушию. Мама собрала стихи брата и издала небольшой посмертный сборник, попросила Владислава Петровича подготовить небольшое предисловие. И он, знаменитый писатель, не отказал.
Парус, вёсла и... журналистика
Быть не равнодушным к людям, к происходящему вокруг тебя – нам всегда говорили, что это одно из важнейших качеств журналиста. Мы знаем Владислава Петровича Крапивина, конечно, прежде всего, как писателя. Но вряд ли кто-то будет спорить, что именно в своем журналистском образовании здесь, на нашем факультете, в журналистской практике, пусть даже она была у него не такой большой, это качество его характера получило развитие.
О том, как преподавали журналистику в «Каравелле» – могут лучше меня рассказать свидетели и участники этого самого процесса. Мне хотелось бы остановиться на другом. Тридцать лет назад я начала заниматься с детьми журналистикой. Выпускаю в гимназии 177 журнал «Класс-Екатеринбург», официально зарегистрированное СМИ, а также преподаю студентам, защитила кандидатскую, связанную с медиаобразовательной тематикой. Под медиаобразованием мы понимаем особую сферу образования, содержанием которой является изучение всех типов массово-информационной деятельности с целью овладения современными информационными технологиями и приобретения навыков работы с информацией. С этой, медиаобразовательной, точки зрения юнкоровская работа в «Каравелле» выглядит немного иначе, чем просто интересное для ребят занятие, она имеет глубокий смысл.
Немного истории юнкоровской прессы. Школьные или ученические издания существовали в российском медийном пространстве со второй половины XVIII века, это были рукописные или печатные тиражные (он нескольких экземпляров до десятков) издания. После Октябрьской революции 1917 года появилось движение юных корреспонентов – «пикоры», «сельпикоры», «школкоры» и так далее.
Юнкоры группировались вокруг стенных газет или сотрудничали с официальными детскими журналами. «На страницах «Вожатого» разгорелась жаркая дискуссия об организационных формах деткоровского движения. Мнения были такие: кружки корреспондентов себя не оправдали; необходимо всю работу перенести в звенья и вести ее вокруг стенных газет», - отмечает исследователь М.И. Холмов [1]. Последствия данной дискуссии: практически все советские годы в нашей стране в школах существовали только стенные газеты, которые легче было контролировать, не было никаких ученических газет или пресс-центров, сотрудничающих с тиражными изданиями - детскими газетами и журналами. Исключений, то есть, коррепондентских пунктов «Пионерской правды» или журнала «Пионер», было очень мало.
Кого «клевал» «Петушок»
Одним из них, самым ярким и известным, был отряд «Каравелла», который создал Владислав Петрович. Интересно, что юнкоровская работа в нем начиналась именно в стандартном формате - со стенных газет, однако, те были отнюдь не стандартного содержания. Потому что их идейным вдохновителем и руководителем юнкоровской команды изначально был журналист по образованию - Владислав Крапивин, следующий принципу, что в этом деле не должно быть равнодушия. Значит, не должно быть исключительно «казенных», «празднично-юбилейных» тем, как это было в большинстве школьных стенных газет. Журналистов в ту пору в школах просто не было, потому как и нужды в них не было: с руководством редколлегией, которая выпускала газеты к традиционным праздникам, вполне справлялись педагоги практически по любым предметам.
Какие-то из тех первых заметок мы можем прочитать на сохранившихся в архиве «Каравеллы» газетах, или на страницах двух, написанных юнкорами отряда, книг: «Чем крепче ветер» [2] и «Барабанщики, вперед!» [3]. Они были смелы, слишком смелы для того времени, и это касается даже не только фактов, которые в них были изложены, но и стиля – живого, не казенного, по-настоящему детского. Вот, например, заметка «Педагогическая ошибка» Андрея Скляра, ученика школы №32, напечатанная в стенгазете «Петушок», 1974 г., 21 октября: «Во вторник наша завуч Алевтина Леонидовна сказала, что может дать для отряда три листа толстой фанеры. Эта фанера нам очень нужна для переоборудования шлюпки в парусный крейсер. Но когда мы пришли, чтобы тащить фанеру, Алевтина Леонидовна дала нам почему-то вместо трех листов пять. Вот если бы все педагоги ошибались только так! Такую «педагогическую ошибку» очень даже стоит простить!» [3]. В заметке есть информационный повод, который важен для ребят, хотя взрослые его могли и не заметить. Есть здесь и романтическая действительность жизни отряда - вопрос переделки шлюпки, в наличии также сатирический тон по отношению к поведению некоторых педагогов.
Но главное - здесь есть ощущение, что ребенок реализует (тогда, в разгар «брежневского застоя»!) то самое право на «свободное выражение своего мнения», которое будет обозначено в Конвенции о правах ребенка [4], принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 году (через 15 лет). Ситуацию можно назвать как минимум нестандартной для той эпохи. Не потому что детям совсем явно не давали что-то сказать - чаще всего, они и не догадывались, что можно говорить о таких вот мелочах, которые, на самом -то деле, интересны многим. Советские школьники были воспитаны примерами грандиозных планов и массовости участия в их реализации, а о каких-то бытовых проблемах, важных для маленького человека, писать было не принято.
И только человек, наполненный воспоминаниями о своем детстве и живущий интересами ребят, - с одной стороны, и имеющий журналистскую закалку и опыт - с другой, смог понять, насколько это важно в подростковом возрасте. И не просто понять, но и дать возможность детям высказываться не просто в разговорах, а - публично, пусть даже читателей такой газеты было не очень много, как нам кажется. Для мальчишки его экипаж, весь отряд - это уже много.
Отряд как корпункт
Судя по воспоминаниям каравелловцев, отраженным, в том числе, и в указанных выше книгах, корреспондентским пунктом журнала «Пионер» отряд стал достаточно случайно. Хотя эту случайность с полным основанием можно считать закономерностью. Владислав Петрович (для них тогда просто Слава) рассказал однажды ребятам, что разговаривал по телефону с редакцией журнала «Пионер», и ему пожаловались, что на их конкурс рисунков не пришел ни один пакет из Свердловской области. Рисунки требовались с проектами домов, которые появятся в будущем (изложено по книге «Чем крепче ветер») [2]. Невеликие отрядные художники решили: непорядок! Дружно стали придумывать фантастические дома и рисовать. Выслали в журнал «Пионер». Получили ответное письмо, которое заканчивалось словами: «Просим отряд сообщить, можем ли мы считать вас своими друзьями и можно ли поручать вам и дальше другие важные для редакции дела» [2]. В декабре 1965 года отряд получает от журнала «алый отрядный флаг» и становится его пресс-центром. Вскоре он именует себя «Корреспондентский пионерский отряд журнала «Пионер» [2].
Позднее пресс-центр отряда также начинает сотрудничать и с газетой Всесоюзной пионерской организации «Пионерская правда». Можно сказать: дети играли в журналистику. А можно иначе: они жили, понимая уже в своем юном возрасте, какой может быть настоящая журналистика – с интересными, востребованными целевой аудиторией темами, неравнодушным подходом к описываемым событиям, искренностью в изложении.
Медиаобразовательная деятельность Крапивина в «Каравелле» не ограничивалась только работой пресс-центра над контентом для своих стенных газет и всесоюзных изданий. Ряд исследователей, в частности, А.В. Федоров, считает отдельным и важным направлением медиаобразования в XX веке знакомство народных масс с искусством кино, участие взрослых и детей, так или иначе, в создании кинопродуктов – документальных или художественных [5]. Что мы видим в «Каравелле»? Едва ли не с самого начала истории этого отряда появилось в нем направление, связанное со съемками игровых фильмов. Ребята вместе с В.П. Крапивиным, участвовали в написании сценариев, среди них были артисты, операторы, реквизиторы и так далее. Каждый фильм – это попытка донести до зрителей некую важную информацию. Да, не журналистскими средствами – напрямую, в лоб, а через образы. По большому счету, задачи эти съемки и эти фильмы выполняли похожие с публикациями каравелловцев в журналах и заметками в стенных газетах. Известно, что иногда лишь иносказательно можно говорить о тех или иных пороках общества или его настоящих героях: в первом случае запретят, во втором герой может стать объектом, вызывающим недовольство окружающих.
«Юнкору, так же как и взрослому журналисту, приходится сметь. Иначе нельзя. Школа – очень сложный механизм. Писатель Михаил Коршунов даже писал, что это целая вселенная. В жизни такой вселенной много хорошего и много недостатков. Они переплетаются. Газета должна решать сложные вопросы, всерьез должна их разбирать. А как решишь, если тебе говорят: про это пиши, а про это – не твоего ума дело» [3]. Это цитата из выступления на слете Ларисы Захаровой, штурмана «Каравеллы», восьмиклассницы. Выступление опубликовано в книге «Барабанщики, вперед!». Слова, написанные почти четыре десятка лет назад, нисколько не утеряли свою актуальность сегодня, когда свой медийный ресурс (печатный, электронный) есть практически в каждом образовательном учреждении, и ведутся обсуждения, каким должно быть медиаобразование для школьников.
С учетом всех происходящих сегодня в обществе процессов, особенностей современного информационного поля и существующих в нем рисков смею утверждать, что далеко не везде подросткам позволяют всерьез осмыслять жизнь «школьной вселенной». Даже задачи такой медиапедагоги перед ними не ставят, потому что и сами к этому не всегда готовы. Речь идет не о критике школьных порядков, а именно об осмыслении происходящего, чтобы ребята не просто принимали на веру какие-то постулаты и, соответственно, транслировали их в своих заметках или сюжетах. Важно, чтобы они понимали, почему следует именно такие поступки совершать, в таких акциях участвовать, такую позицию занимать, и доносили это свое понимание.
Заключение
Медиаобразовательная деятельность В.П. Крапивина в отряде «Каравелла», на наш взгляд, ценна не только тем, что это был уже в то время единственный и уникальный корреспондентский отряд. Она и сейчас может служить примером того, какие смыслы в нее следует закладывать и отражать их уже при помощи современных технологий. Знаменитый Командор, бесспорно, намного опередил в этом отношении время, и многие поколения медиапедагогов еще долго будут у него учиться.
Список литературы Медиаобразовательные аспекты деятельности отряда "Каравелла"
- Холмов, М.И. Становление советской журналистики для детей. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - C. 93.
- Крапивин, В.П. Чем крепче ветер. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1972.
- Крапивин, В.П. Барабанщики, вперед! Документальная повесть. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1986. - 208 с.
- Конвенция о правах ребенка: Принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения 30.09.2023).
- Федоров, А.В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А.В. Федоров, И.В. Челышева. - Таганрог: Познание, 2002. - 266 с. EDN: PZDSRL