Медицинское право как составляющая гуманитарной отрасли права

Бесплатный доступ

В статье выявлены актуальные проблемы нормативного правового регулирования так называемых медицинских отношений.

Медицинское право, комплексная отрасль права, правоотношения в сфере здравоохранения, гражданско-правовое регулирование

Короткий адрес: https://sciup.org/147149676

IDR: 147149676

Текст научной статьи Медицинское право как составляющая гуманитарной отрасли права

Серьезной теоретической проблемой сегодняшнего дня является выстраивание концепции отраслевой принадлежности социальных отношений в сфере здравоохранения, регулируемых правовыми нормами. Правоприменительная практика тяготеет к гражданско-правовому воплощению права граждан на медицинскую помощь. Причины этого заложены в высокой степени специализации и юридической техники гражданского законодательства, успешном функционировании законодательства, посвященного защите прав потребителя.

Потребитель в широком смысле - это не только покупатель в договоре розничной купли-продажи, но и потребитель коммунальных, образовательных, медицинских и даже юридических услуг. В связи с этим в настоящее время наиболее востребованной является разработка концептуальных правовых подходов к регулированию общественных отношений между членами гражданского общества, в том числе в таких исконно гуманитарных сферах, как здравоохранение, образование, удовлетворение жилищных потребностей.

Будучи сторонником процессов, происходящих в современном российском обществе, условно называемых «монетизацией льгот», в связи с тем, что данный публичный подход означает трансформацию так называемого натурального правонаделения и распределения материальных ценностей в виде выполнения работ и оказания услуг, свойственных авторитарным политическим системам, к рыночным гражданско-правовым механизмам денежного обмена, мы считаем необходимым учитывать достаточно высокие требования к абстрактности правовых норм, регулирующих такие гуманитарные отношения, ранее существовавшие исключительно в русле права социального обеспечения, а ныне вышедшие на цивили-стическую стезю.

Представляется ошибочным ограничительный подход, с оговорками принимающий Серия «Право», выпуск 25

участие публичных образований в гражданско-правовых отношениях, потому как именно участие публичных образований прямо или косвенно, через создаваемые ими юридические лица, в таких значимых сферах жизни российского общества, как здравоохранение, образование, жилищное строительство, дает гарантию надлежащего исполнения обязательств. В обществе с рыночной экономикой ничего бесплатного быть не может, поэтому проблема бесплатного здравоохранения, бесплатного образования, бесплатного жилья по большей части идеологическая, а не правовая. Это предопределено и тем, что категория, например, «бесплатное здравоохранение» - понятие условное, образно подчеркивающее отсутствие наличного расчета со стороны пациента, однако требующее серьезной разработки правового обоснования возмездных правоотношений между ФОМСом, страховыми медицинскими организациями в организационноправовой форме коммерческих юридических лиц и ЛПУ в традиционной форме учреждений. Расширяющийся в обществе объем платных медицинских услуг также настойчиво требует адекватной правовой регламентации.

Так называемое выстраиваемое медицинское (здравоохранительное) право в первом приближении есть совокупность норм права, определяющих регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу оказания медицинской услуги. Своеобразие соответствующих правовых механизмов, сочетание частноправовой и публичной компоненты названных отношений, взаимная связанность общественных отношений разной отраслевой принадлежности, подвергающихся правовому регулированию, внешне подпадающих под единое определение «медицинские правоотношения», ведут к определенному обособлению законодательства о здравоохранении в структуре российского законодательства и соответствующего нормативного массива в структуре российского права. Данный нормативный массив мы будем именовать медицинским правом, понимая, конечно, условность данного термина.

Для решения вопроса о месте медицинского права в системе российского права необходимо обратиться к общим теоретическим представлениям о системно-структурных характеристиках права как уникального социального явления.

Вопрос о системе российского права был предметом многих продолжительных научных споров, в ходе которых предлагались самые разные мнения, крайними из которых были признание исключительно двух основных отраслей права - частного и публичного, иные отрасли признавались лишь их неосновными ответвлениями1, с одной стороны, до выделения множества отраслей, с другой. Классическим стал своеобразный юридический укор о недостатке бакалейно-гастрономического и банно-прачечного права2.

Современное право является системным образованием, которому свойственно иерархическое строение. Именно структура обеспечивает сохранение целостности, единства явления как системы, образует его каркас, при помощи которого организуется, упорядочивается содержание явления3. По мнению С. С. Алексеева, право, будучи единым, целостным нормативным образованием, в то же время характеризуется внутренней расчлененностью, дифференциацией на относительно автономные и в то же время связанные между собой части - нормативные предписания, институты, подотрасли, отрасли4.

Отрасли права «охватывают основные, качественно особые виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют обособленного, юридически своеобразного регулирования. В соответствии с этим для отраслей права характерно то, что они обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования»5. Безусловно, в основе системы права лежат объективные факторы, среди которых -чаяния, интересы и потребности государства и общества. Не все новые нормы укладываются в уже сложившиеся структурные подразделения. Медицинские отношения, усложнившись в последнее время, не желают «укладываться» в лоно какой-либо единственной существующей классической отрасли - гражданского, уголовного, государственного и т.д.

права. Если добавить сюда механизм правовой реализации используемых правовых норм ГК РФ, УК РФ, БК РФ в рассматриваемой сфере общественных отношений, а также норм специальных комплексных «медицинских» законов, то можно констатировать сформировавшуюся инициацию к изменению структуры права, объективно отвечающую де-факто на сложившийся де-юре порядок пра-вореализации.

Полагаем, что на данном этапе медицинское право представляет собой лишь формирующийся комплексный институт, при этом, разумеется, нужно иметь в виду, что ни один структурный элемент системы права не бывает и не может быть окончательно завершенным: систематически издаются новые законы, регулирующие те или иные отношения, поправки к прежним законам. Однако полагаем, что о достаточной сформированности медицинского права можно говорить, если существуют законы, иные нормативные акты, регулирующие все базовые отношения в данной сфере, а сама эта сфера представляет собой относительно замкнутый комплекс отношений. Причем названные относительные замкнутость и комплексность зачастую имеют место вне и помимо правового регулирования.

Медицинское право имеет способность со временем дорасти до уровня самостоятельной отрасли права, но это дальнейшая перспектива развития законодательства о здравоохранении и закрепляемого в нем правового материала. Поэтому, на наш взгляд, в настоящее время целесообразнее разработка тезиса об относимости медицинского права в его современном виде к совокупности институтов права. В доказательство нашего теоретического тезиса следует привести сведения о том, что начиная с 1991 года в России принято более 30 законов федерального уровня, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан. Если учесть нормотворчество субъектов по этой проблеме, то число законодательных актов увеличится до 250.

В настоящее время в Государственной Думе РФ разрабатывается ряд новых законов, включая попытку создания Медицинского кодекса РФ, который обобщит имеющуюся в России законодательную базу об охране здоровья граждан. Безусловно, Основы законодательства об охране здоровья граждан, принятые в 1993 году, являются законом страны иной общественно-экономической формации,

Радченко М. В.

используя архаичный термин. Общественность критикует вялотекущую и неэффективную реформу здравоохранения в нашем обществе, которая не обсуждается в обществе. Сама система управления отраслью остается закрытой, административно-командной и сохраняет черты социалистического уклада и менталитета. В ней игнорируется приоритет потребностей пациентов. До сих пор отсутствует правовой механизм эффективного использования денежных средств как пациентов, так и тех, которые предоставляются публичными образованиями. Не последнее место в причине такого медицинского застоя занимает отсутствие приоритетных направлений развития правового регулирования соответствующей сферы.

Финансирование по сметам, централизованные закупки медицинских препаратов и оборудования не приводят ни к эффективной борьбе с коррупцией, ни к возникновению полноценных гражданско-правовых механизмов. Параллельно существующие закрытые системы здравоохранения у милитаризованных организаций, систем МВД, МПС, Администрации Президента, МИДа и иных профессиональных сообществ не позволяют выработать единые унифицированные правовые подходы к нормированию данной сферы общественных отношений.

Следует указать и на то, что вопрос о юридической природе комплексных институтов права остается малоисследованным и во многом дискуссионным. Такие институты, во-первых, проявляются в сфере действия родственных отраслей права; во-вторых, не представляют собой их механической совокупности, а являют собой гармоничный сплав однородных отношений, составляющих неразрывный предмет регулирования данных институтов; в-третьих, являются институтами нескольких отраслей права6. Другие исследователи полагают, что связь между нормами «пограничных» (комплексных) институтов характеризуется тем, что на предмет одной отрасли права налагаются некоторые элементы метода правового регулирования другой отрасли7.

Комплексные межотраслевые институты, в отличие от унитарных институтов, характеризуются тем, что: 1) нормы одной отрасли права применяются в другой отрасли; 2) нормы закрепляются, как правило, в источниках отрасли, которая их заимствует; нормы проходят существенную переработку, модификацию применительно к специфике предмета

Медицинское право как составляющая гуманитарной отрасли права и/или метода заимствующей их отрасли; 3) нормы применяются только в пределах од--                                               8

нои, заимствующей их отрасли права .

Комплексный институт как явление системы права образуется в процессе имплементации одной отраслью права норм другой отрасли. Отрасль права, нормы которой заимствуются, иногда условно, по аналогии с названиями аффилированных юридических лиц, называют «материнской», а отрасль, в системе которой образуется комплексный институт, -«дочерней». Характерным внешним признаком комплексного института выступает факт закрепления в законах и иных источниках права «дочерней» отрасли норм «материнской» отрасли.

Практика применения действующего законодательства в здравоохранении показывает, что некоторые нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения по обязательному медицинскому страхованию с участием коммерческих страховщиков, добровольному медицинскому страхованию и платным медицинским услугам, в настоящее время вошли в противоречие друг с другом, имеются многочисленные пробелы. Еще сложнее обстоит дело с договорной дисциплиной и правореализацией в данной сфере. В этой связи назрела необходимость всестороннего анализа всего медицинского законодательства, обобщения практики его применения, систематизации названного законодательного раздела, вбирающей в себя нормы самых разных отраслей права, содержащихся в актах разных разделов законодательства.

Список литературы Медицинское право как составляющая гуманитарной отрасли права

  • Попондопуло В. Ф, Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права)//Правоведение. 2002. № 4. С. 85.
  • Галесник Л. С. О проблемах системы советского права//Советское государство и право. 1957. № 2. С. 112.
  • Керимов Д. JT. Философские проблемы права. М., 1972. С. 313.
  • Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1981. Т. 1.С. 95.
  • Алексеев С. С. Общая теория права: учебник. М., 2008. С. 172.
  • Керимова Е. А. Правовой институт (теоретико-правовое исследование): дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 17, 18.
  • Баранов В. М., Паленина С. В. Система права, система законодательства и правовая система. Н. Новгород, 2001. С. 21.
  • Сырых В. М. Комплексные институты как компоненты системы российского права//Журнал российского права. 2002. № 10. С. 22.
Статья научная