Медико-социальные и социально-правовые аспекты эвтаназии в условиях современного общества

Автор: Яцышена Татьяна Леонидовна, Салогубова Оксана Владимировна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Медико-биологические аспекты адаптации и социализации человека

Статья в выпуске: 6, 2007 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14974127

IDR: 14974127

Текст статьи Медико-социальные и социально-правовые аспекты эвтаназии в условиях современного общества

Актуальность . Эвтаназия – одна из сложнейших биоэтических проблем, которой уделяется серьезное внимание в специальной литературе. Достижения современной медицины в области клинической медицины, и особенно реаниматологии, изменили коренным образом отношение к смерти как одномоментному явлению, растянув его во времени и расширив пограничную зону между жизнью и смертью. Возросший интерес к проблеме эвтаназии на современном этапе общественных отношений объясняется не только успехами медицины в эпоху научно-технической революции, но также изменениями в мировосприятии человека, признанием приоритета духовных ценностей. Следствием всех этих процессов является актуализация проблемы эвтаназии.

Цель работы – анализ состояния проблемы эвтаназии на современном этапе развития общества, направленный на выявление и интеграцию мнений различных социальных и профессиональных групп населения, имеющих непосредственное отношение к исследуемой проблеме.

Задачи:

  • -    изучить отношение к проблеме эвтаназии среди различных социальных и профессиональных групп;

  • -    проанализировать нормативно-правовую базу по исследуемой проблеме;

  • -    обозначить методы социальной защиты медицинских работников, клиентов (тяжело и неизлечимо больных граждан) и их семей.

Объект исследования – работники социальной сферы, медицинские работники, пациенты хосписа.

Предмет исследования – эвтаназия как проблема обоснования прав человека на достойную смерть и жизнь.

В России в настоящее время наиболее часто под эвтаназией понимается «сознательная и преднамеренная деятельность медицинского работника, направленная на прекращение физических, психических, моральных либо иных страданий пациента, вызванных его неизлечимой болезнью»1. Однако анализ доступных общенаучных, юридических, медицинских и др. источников показывает, что современное содержание этого понятия гораздо шире приведенного выше определения. На современном этапе общественных отношений в сферу данной проблемы оказываются вовлеченными помимо медицинских работников пациенты, социальные работники, юристы и даже общество в целом. Смысл общественного обсуждения проблемы, равно как юридических, так и этических норм, многие из которых еще предстоит разработать и укоренить в медицинскую практику, состоит именно в выявлении и согласовании разнонаправленных интересов.

В феврале – марте 2006 г. нами было проведено социологическое исследование (в форме полуструктурированного интервью) среди медицинских работников, специалистов по социальной работе, студентов и пациентов Волгоградского областного клинического хосписа. Анализ результатов исследования показал, что современное общество еще не пришло к единому мнению в решении вопроса эвтаназии. Так, мнения респондентов оказались весьма неоднозначны: 23,4 % принимают эвтаназию, если этого желает пациент; 38,3 % согласны с применением эвтаназии только в исключительных случаях и столько же выступают категорически против этой процедуры. Выявлено, что респонденты, принадлежащие к различным социальным и профессиональным группам, кардинально расходятся в оценке допустимости эвтаназии. Подробная характеристика данного аспекта представлена на диаграмме (рис.1).

По итогам проведенного исследования установлено, что все, без исключения, участники исследования знакомы с проблемой эвтаназии. Большая часть (58 %) опрошенных признают право каждого человека на достойную смерть, отрицают необходимость такого права 28 % респондентов. При этом абсолютное большинство участников исследования (94 %) считают, что легализация эвтаназии может привести к преступным злоупотреблениям.

ного движения один из методов социальномедицинской помощи тяжело и неизлечимо больным гражданам.

По нашему мнению, такое различие во взглядах связано с тем, что, следуя клятве Гиппократа, работники хосписа рассматривают хоспис в качестве специализированного лечебно-профилактического учреждения здравоохранения и выполняют свой врачебный долг. Также подобное противоречие, возможно, связано со спецификой профессиональной деятельности и полярностью мировоззренческих позиций.

□ медицинские работники о специалисты по социальной работе □ студенты

Рис. 1. Распределение мнения респондентов различных профессиональных групп по вопросу о допустимости эвтаназии, %

Показательно, что 70 % опрошенных согласны с тем, что альтернативой эвтаназии могут служить хосписы.

Подавляющее большинство респондентов (90 %) оказались единодушны в оценке того факта, что государство уделяет недостаточно внимания проблемам тяжело и неизлечимо больных людей, престарелых граждан и инвалидов, что проявляется в острой нехватке учреждений хосписного типа.

Проведенное исследование также позволило выявить некоторую специфику отношения к проблеме эвтаназии среди медицинских работников и специалистов по социальной работе. Это проявляется, прежде всего, в различном понимании предназначения хосписов. Так, выяснилось, что большая часть (56 %) медицинских работников хосписа не рассматривает хоспис в качестве альтернативы эвтаназии. В то время как 50 % специалистов по социальной работе видят в развитии хоспис-

Дополнительно установлено, что 83 % представителей профессиональных групп медицинских и социальных работников выступают в пользу введения практики составления больными «прижизненных завещаний», в которых оговаривалось бы право пациентов на отказ от экстраординарных методов поддержания жизни. Показательно, что никто из респондентов не высказался против этой идеи.

Особого внимания заслуживают результаты интервьюирования, осуществленного с пациентами хосписа. Проанализированы результаты опроса пациентов, находившихся в адекватном состоянии (8 человек из 32). Установлено, что только один человек из их числа настойчиво просит о смерти, остальные изо всех сил борются за жизнь и выступают категорически против ее прекращения. По нашему мнению, этот факт необходимо учитывать в проработке данного вопроса для принятия однозначного решения, касающе- гося признания легальности эвтаназии в России, а также при подготовке специалистов различного профиля, имеющих отношение к данной проблеме.

Проведенный опрос позволил также выявить ряд противоречий, связанных с вопросом о признании права человека на смерть. В частности, среди тех, кто отрицает право на достойную смерть, преобладающее количество опрошенных (84 %) согласны с возможностью и допустимостью эвтаназии. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что современное общество не вполне понимает общие точки соприкосновения между правом на достойную смерть и эвтаназией и в силу этого не осознает необходимости законодательного, юридического закрепления и регулирования такого важного для человека и гражданина права, как право на достойную смерть.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что в настоящее время эвтаназия ни в одном из своих проявлений и форм не может считаться достаточным правовым основанием для лишения человека жизни и прекращения его права на жизнь. Это обусловлено, прежде всего, доминирующими философскими, этическими, религиозными, медицинскими, правовыми и иными мировоззренческими позициями. По нашему мнению, наиболее убедительна позиция, высказанная в рекомендациях парламентской ассамблеи Совета Европы от 25 июня 1999 г. 2, где отмечается, что приоритетным направлением развития должна быть не легализация эвтаназии, а развитие паллиативной помощи, устранение боли и всесторонняя поддержка пациентов, членов их семей и других лиц, которые ухаживают за терминальными больными и умирающими. Таким образом, на данном этапе развития современного российского общества необходимо развивать альтернативные эвтаназии направления медико-социальной помощи.

Результаты проведенного исследования заставили нас также обратиться к нормативноправовым основаниям эвтаназии в России. Анализ отечественных норм права показывает, что в большинстве случаев правомочие по распоряжению жизнью (особенно в контексте решения вопроса о ее прекращении) ограничено комплексом правовых нормативных актов (ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 1; ФЗ «О внесении изменений в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 20.12 1999 г.; ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 20 Конституции РФ; ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966, ст. 2 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека от 4.11.1950). Юристы признают, что эвтаназия имеет комплексную правовую природу: c одной стороны, в основе эвтаназии лежит акт пациента по распоряжению собственной жизнью; с другой стороны, эвтаназия является актом лишения жизни одного лица (пациента) другим лицом (врачом).

Между тем необходимо отграничить эвтаназию от других смежных правовых институтов.

В соответствии со ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 20 Конституции РФ 2 каждый имеет право на жизнь. С точки зрения своего содержания право на жизнь представляет собой естественное и неотъемлемое право каждого человека, исключающее возможность преднамеренного лишения жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

Таким образом, мы выяснили, что в современном российском законодательстве проблема эвтаназии (а именно четкое ее определение и меры ответственности за совершение) досконально не проработаны. И в Российском законодательстве нет четко прописанного понятия и мер ответственности за применение данной процедуры. Поэтому назрела необходимость в разработке правового механизма регулирования применения эвтаназии, который, в свою очередь, может выполнять функцию. Учитывая упущения в уголовном законодательстве по поводу эвтаназии, нами разработан проект «Законодательной инициативы» в форме законодательного предложения к Уголовному Кодексу РФ (мы посчитали необходимым внести некоторые дополнения к предложенной О. Ивченко статье 3), где четко прописываются понятие и ответственность за совершение эвтаназии, а также предлагается участие в рассмотрении спорных вопросов экспертной комиссии. Предлагаемая инициатива имеет вид статьи УК:

Статья. Эвтаназия

  • 1.    Умышленное лишение жизни больного по его просьбе или с согласия, осуществленное врачом с целью избавления больного от мучительных физических страданий, вызванных его неизлечимой болезнью (эвтаназия), наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

  • 2.    Лишение жизни неизлечимо больного по мотиву сострадания, осуществленное врачом по своей инициативе либо по просьбе близких или родственников больного, находящегося в состоянии, при котором он был лишен возможности просить, высказать или иным образом выразить свою волю либо согласие на эвтаназию, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • 3.    Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, осуществленные иным лицом, наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

  • 4.    В исключительных случаях суду необходимо привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов биоэтической комиссии, учитывать тяжесть болезни, характер, частоту и продолжительность физических страданий, испытываемых потерпевшим в результате своей неизлечимой болезни, его просьбы или волеизъявления об умерщвлении. И только после принятия общего компетентного решения суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено настоящей статьей, либо отказаться от его назначения.

Кроме того, в рамках социальной работы важно оказывать социально-правовую и социально-медицинскую поддержку не только тяжело больным гражданам, но и их родственникам. Такую функцию могут взять на себя, по нашему мнению, различные направления деятельности хосписов, поскольку население не- достаточно информировано о направлениях деятельности подобных учреждений. Именно с этой целью нами был разработан в виде буклет «Информационный бюллетень», подробно описывающий понятие, принципы работы, структуру хосписа, направления помощи пациентам и их родственникам, а также данные о месте нахождения и средствах связи.

Учитывая вышеизложенные факты, приходим к следующим выводам.

Разнообразие мнений в связи с возрастной и профессиональной принадлежностью различных специалистов требует более пристального внимания в рамках профессиональной подготовки, информационно-методического обеспечения работников, оказывающих медико-социальную помощь тяжело и неизлечимо больным гражданам.

Проблема эвтаназии не нашла однозначного решения в международно-правовых актах. Однако в РФ применение эвтаназии запрещено законом, но в то же время совершенно не урегулирована ответственность за данное преступление. Согласно УК РФ эвтаназия квалифицируется как убийство – умышленное причинение смерти другому человеку.

Предложенные «Информационный бюллетень» и «Законодательная инициатива» являются новым этапом в разработке механизма регулирования применения эвтаназии в России и одним из методов социальной защиты медицинских работников, клиентов и их семей.

Список литературы Медико-социальные и социально-правовые аспекты эвтаназии в условиях современного общества

  • Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан//Ведомости CYL и ВС РФ. 1993. № 33.
  • Всеобщая декларация прав человека//Международные акты о правах человека. Сборник документов/Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002.
  • Ивченко О. Ответственность за эвтаназию по уголовному законодательству зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ)//Уголовное право. 2001. № 3.
Статья