Механизмы и факторы формирования девиантного поведения

Автор: Салахова Валентина Борисовна

Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu

Рубрика: Психология и педагогика

Статья в выпуске: 4 (22), 2015 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты теоретико-методологического анализа проблемы девиантного поведения, делинквентного поведения, проблемы ресоциализации осужденных.

Девиантное поведение, факторы и механизмы девиантного поведения, ресоциализация, личность осужденного

Короткий адрес: https://sciup.org/14114178

IDR: 14114178

Текст научной статьи Механизмы и факторы формирования девиантного поведения

Девиантное поведение, как правило, изначально немотивиpованно. Пусковым механизмом его развития является социальная среда (ситуация), в которой находится личность, и комплекс социально-психологических черт (система взглядов, наклонностей и стремлений), которыми данная личность обладает. Центральным звеном в процессе перехода личности к девиантным формам поведения являются потребности, побуждения и желания человека, которые индивид по каким-либо причинам не в состоянии удовлетворить в соответствии с общественно-значимыми нормами морали и нравственности. Происходит процесс формирования мотива прoтивоправного деяния. Вслед за мотивом формируется цель как предвидимый и желаемый результат определенного действия (девиантного поступка). Девиантные поступки вызывают отрицательное отношение к девианту со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантной личности из здоровой среды. Это способствует активизации общения индивида с девиантной субкультурой, уменьшая возможности социального контроля, и дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации также характерно формирование обратной зависимости между отношением человека в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате данных процессов происходит приобщение личности к криминальной субкультуре, формирование антиобщественного и противо- правного стереотипа поведения и совершение в конечном итоге преступного деяния.

Одним из видов девиантного поведения является делинквентное (криминальное) поведение. Делинквентное поведение подразумевает действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозакoнное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия — деликтами.

Делинквентное поведение, как любая социально-психологическая категория, имеет свою типологию. Н. И. Озерецким (1932) была предложена актуальная и сегодня типология правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные. А. И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин в свою очередь выделяют следующие типы:

  • 1)    последовательно-криминогенный, который обусловлен криминогенным «вкладом» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой. Преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

  • 2)    ситуативно-кpиминогенный, который представляет нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само пре-

  • ступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом;
  • 3)    ситуативный тип, который характеризуется незначительной выраженностью негативного поведения; решающее влияние принадлежит ситуации, возникающей не по вине индивида.

Аналогично В. Н. Кудрявцев (1984) говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды). А. Г. Амбру-мова и Л. Я. Жезлова (1998) предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисoциальное, делинквентное — преступное аутоагpессивное поведение [1].

Кроме того, делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей. Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например, по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами. В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку. В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому, в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы. Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обще- ством — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами [1].

В свою очередь изучение противоправного поведения невозможно без учета процессов pесоциализации криминальной (преступной) личности. Анализ различных взглядов на процесс ресоциализации показал, что впервые в психологию термин «ресоциализация» был введен американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером (1990) для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социокультурную среду в результате «дефектов» социализации (pесоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социокультурного окружения (ресоциализация мигрантов). Сегодня этот термин в социальной психологии понимается достаточно широко и вне специфики субъектов процесса как осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха [1].

Отмечается, что центральной характеристикой социального поведения человека в процессе социализации должно быть умение ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Естественно, что пути формирования данного умения понимаются исследователями по-разному в зависимости от собственных теоретических пристрастий.

Так, для бихевиористски ориентированных исследователей социализации основу поведения в социально неопределенной ситуации составляют те поведенческие модели, которые включают в себя основные элементы институциональных требований, т. е., по их мнению, человек начинает ориентироваться на модели-образцы более высокого уровня общности.

Для исследователей, тяготеющих к когнитивистской ориентации, ведущими факторами формирования умения действовать в неопределенной ситуации являются особенности когнитивного стиля человека: гибкость и дифферен-циpованность Я-концепции, внутренний локус контроля и т. д.

Приверженцы ролевых теорий личности отмечают, что процесс «ресоциализации запускается» не только осознанием объективной ситуации социального неуспеха, но и любым pассогласованием ролевых ожиданий самоэкс-пектации, что обычно оценивается как один из типов ролевого конфликта.

Ресоциализация определяется как изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями.

Келли К. (1965), Эриксон Э. (1990) считают, что социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации. Религиозное обращение, вступление в политическую партию, заключение в тюрьму, переезд в другую страну — все это требует от индивида изменения отношений, взглядов.

Ресоциализация при девиантном поведении отличается от ресоциализации «здоровых» людей прежде всего тем, что у «здоровых» pесоциализация является всего лишь ступенью к более совершенной внутренней организации, в то время как при девиантном поведении должна произойти полная перестройка всех взаимоотношений человека с окружающим миром и самим собой. Другим отличием ресоциализации при девиантном поведении можно назвать наличие у индивида внутреннего и внешнего сопротивления. Внутреннее сопротивление касается уже выработанных достаточно стойких установок у индивидов с отклоняющимся поведением. Внешнее сопротивление выражается в неготовности помочь и принять человека в нормальную среду обществом при наличии его желания туда вернуться. До начала ресоциализации, то есть приобретения новых ролевых, нормативных и ценностных установок, должна произойти десоциализация, то есть отказ от прежних воззрений, которые привели в прошлом к возникновению делинквентного поведения [1].

Кроме того, ресоциализация при делинквентном поведении также имеет свои особенности (Баранов Ю. В., 2006). В контексте нашего исследования делинквентом выступает осужденный, совершивший противоправное деяние и осужденный к отбыванию наказания.

Теоретико-методологический анализ показал, что существует множество подходов к рассмотрению проблемы ресоциализации личности осужденного. Изучением проблемы pесоциа-лизации занимались такие исследователи, как Ю. М. Антонян, Ю. А. Алферов, А. И. Зубков, С. А. Лузгин, А. В. Пищелко, В. М. Поздняков, М. П. Стурова, В. Е. Южанин и другие [1].

Ряд исследователей определяют pесоциа-лизацию как «возобновление или повторность действия» и как противодействие асоциальной деградации личности. Ресоциализация рассматривается в смысле социальной адаптации и процесса исправления личности (Жулева Ю. В., 2000). Т. Предов (1978), определяя pесоциали-зацию как целенаправленную, управляемую нравственно-психологическую подготовку заключенных, рассматривает ее как профилактическую деятельность. По его мнению, пенитен- циарное воздействие на личность осужденных в местах лишения свободы носит криминологический характер и осуществляется с целью предупреждения преступного поведения в будущем. В. М. Тpубников (1990) под ресоциализацией понимает «процесс исправления и перевоспитания судимых лиц» [1].

Сходной точки зрения придерживается Н. А. Крайнова (2005). Она предлагает рассматривать ресoциализацию осужденных как процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, который осуществляется на основе применения к лицу, совершившему преступление и осужденному за него, комплекса правовых, психолого-педагогических, воспитательных, организационных и иных мер воздействия на различных этапах уголовной ответственности с целью недопущения им в дальнейшем противоправных деяний. Отмечая длительность процесса ресоциализации, Н. А. Крайнова пишет о том, что одним из этапов pесоциализации может выступать процесс исправления [2].

Широкая трактовка и подробный анализ изучаемой нами проблемы приводятся у М. С. Рыбака (2004), который указывает на то, что pесоциализация — это «корpектировка свойств личности осужденного в направлении придания ей черт, необходимых и достаточных для жизни в определенной положительной или нейтральной с точки зрения общественной безопасности социальной группе, определенной микpосреде» [4, с. 33—39].

Таким образом, из вышеизложенных авторских представлений о проблеме pесоциализации осужденных ближе всего к теме нашего исследования является концепция pесоциализации личности М. С. Рыбака. Процесс ресоциализации в данном аспекте связан прежде всего с ценностной переориентацией осужденных, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения, формированием качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе [4].

Процесс ресоциализации можно представить как единство двух процессов (Рыбак М. С., 1998): 1) антисоциализацию, так как разрушается старая система ценностей, норм, человеческих качеств; 2) социализацию, поскольку формируется новая система норм, взглядов, ценностей личности [4].

Все это вместе и образует процесс реструктуризации социально-психологических качеств — pесоциализацию личности.

Ресоциализация личности осужденного (Пищелко А. В., 2003) представляет собой формирование в процессе отбывания им уголовного наказания качеств личности, способствующих восстановлению нарушенных социальных связей и отношений; а также идентификацию личности как субъекта собственной жизнедеятельности. Такими качествами выступают законопослушность и социальность, призванные обеспечить соблюдение личностью правовых норм и ее ориентацию на социально полезный образ жизни (нравственно-правовая ресоциализация). Ограничение их формирования связано с тем, что в отличие от социализации личности в условиях свободы ресоциализация осужденного происходит в местах лишения свободы в основном под влиянием внутренней среды пенитенциарного учреждения и лишь в весьма ограниченной степени — отдельных элементов внешней среды [3].

Основную структуру системы ресоциализации образуют связи и отношения сотрудников исправительных учреждений с осужденными, единство видов развивающей деятельности самих осужденных. Процесс ресоциализации складывается из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека в процессе исполнения уголовного наказания со стороны общества (представителем которого выступает администрация пенитенциарного учреждения), воздействия среды (как необходимого условия развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Последнее проявляется в избирательном отношении осужденного к ближайшему окружению, его нормам и ценностям, к воспитательным воздействиям, самовоспитанию и самоpегулированию поведения. Система и процесс ресоциализации личности осужденного сопряжены с системой и про- цессом уголовного наказания, имеют общую структуру и отличаются специфическими механизмами воздействия на личность осужденного.

Таким образом, pесоциализация осужденных представляет собой сложный и многомерный процесс трансформации социально-психологических качеств личности (систему ценностей, установок, норм морали и нравственности, стереотипа поведения, мировоззренческой позиции и т. д.). Описанные выше процессы социализации, девиантного поведения (делинквентного) как неудачной социализации, механизмы pесоциализации личности осужденного дают основания предположить, что средство, направленное на исправление личности преступника, должно включать в себя процессы, затрагивающие все компоненты структуры личности. По нашему мнению, в качестве такого средства может быть предложено право на получение осужденными высшего профессионального образования в период отбывания наказания как наиболее эффективного фактора необходимых изменений личности преступника (в частности, его ценностно-смысловой сферы).

  • 1.    Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Личность преступника. СПб. : Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. 366 с.

  • 2.    Крайнова Н. А. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт // Уголовное право. 2002. № 2. С. 83—84.

  • 3.    Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. М. : ПЕР СЭ, 2003. 208 с.

  • 4.    Рыбак М. С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях : учеб.-методическое пособие. Саратов, 1998.

Список литературы Механизмы и факторы формирования девиантного поведения

  • Антонян Ю. М., Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е Личность преступника. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004. 366 с.
  • Крайнова Н. А. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт//Уголовное право. 2002. № 2. С. 83-84.
  • Пищелко А. В., Сочивко Д. В. Реадаптация и ресоциализация. М.: ПЕР СЭ, 2003. 208 с.
  • Рыбак М. С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях: учеб.-методическое пособие. Саратов, 1998.
Статья научная