Механизмы людификации научно-фантастического нарратива (на материале сериала «Рик и Морти»)

Автор: Иванова Юлия Михайловна, Мальцева Наталия Геннадиевна

Журнал: Известия Волгоградского государственного педагогического университета @izvestia-vspu

Рубрика: Филологические науки

Статья в выпуске: 6 (159), 2021 года.

Бесплатный доступ

Анализируется людификация научно-фантастического нарратива на материале комедийного анимационного сериала Rick and Morty. Нарративный анализ дает следующий список механизмов людификации нарратива: интертекстуальность, лиминальность центральных героев, карнавальность, юмористичность и метанарративность. Главный герой-трикстер, стоящий в центре сюжета, задает повествованию игровой характер. Анализируются роль научно-фантастического сюжета и различные аспекты автореферентности игрового нарратива.

Научная фантастика, нарратив, игровое коммуникативное действие, маркер игровой интенции, механизмы людификации

Короткий адрес: https://sciup.org/148322332

IDR: 148322332

Список литературы Механизмы людификации научно-фантастического нарратива (на материале сериала «Рик и Морти»)

  • Ахметшин А .Р., Горбатов А .В. Атрибутивные признаки архетипа трикстера // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. 2015. № 32. С. 81–85.
  • Иванова Ю.М., Ярмахова Е.А. Маркеры игровой коммуникативной тональности // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. № 10. С. 71–77.
  • Иванова Ю.М. Динамика игрового взаимодействия в речевой коммуникации (на материале русского разговорного диалога) // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 2(145). С. 117–124.
  • Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974.
  • Карасик В.И. Нарративное измерение лингвокультурных ценностей // Язык и культура. 2019. № 47. С. 59–75.
  • Ковтун Е.Н. Мир будущего в современной научной фантастике: специфика художественной модели // Проблемы исторической поэтики. 2016. С. 118–135.
  • Ковтун Е .Н. Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины XX века: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2000.
  • Козинцев А.Г. О функции трикстера // АБ-60. Сборник к 60-летию А.К. Байбурина. СПб., 2007. Вып. 4. С. 325–339.
  • Козьмина Е.Ю. Жанровые трансформации в авантюрно-философской фантастике XX века: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2017.
  • Леви-Строс К. Мифологики: человек голый. М., 2007.
  • Леонтович О.А. Западный кинотекст о Сталинградской битве глазами русского зрителя: опыт нарративного анализа // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. № 3(98). С. 163–171.
  • Леонтович О.А., Симоненко Н.Ю. Нарративный анализ как ключевой метод исследования китайских повествовательных жанров // Ахметгалина Е.У. [и др.] Китайский нарратив как средство осмысления реальности. Волгоград – Тяньцзинь, 2019. С. 23–42/
  • Пропп В. Я . Морфология волшебной сказки / науч. ред., текстол. Коммент. И.В. Пешкова. М., 2001.
  • Ридер Дж. Становление популярных жанров // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9: Филология. 2018. № 5. С. 252–261.
  • Трушникова Е.Л. Теоретические аспекты исследования фантастического. Вестн. Челяб. гос. академии культуры и искусств. 2007. № 1(11). С. 86–91.
  • Тульчинский Г.Л. Лиминальность // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / под ред. Г.Л. Т ульчинского и М.Н. Эпштейна СПб., 2003.
  • Фарино Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие. СПб., 2004.
  • Х􀉺йзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. Статьи по истории культуры. М., 2003.
  • Шалагинов Д., Арамян А. От Анти-Эдипа к Анти-Хайпу: критика гиперверия // Логос. 2020. № 5(138). С. 23–36.
  • Шейко А.М. Образные репрезентации времени в английской и немецкой лингвокультурах. Сопоставительный анализ // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 9: Исследования молодых ученых. 2011. № 9. С. 45–49.
  • Шуваева О.М. Роль научной фантастики в процессах трансформации мировоззрения современного человека // Философия права. 2017. № 1(80). С. 118–122.
  • Bateson G. A theory of play and fantasy // The Game Design Reader: A Rules of Play Anthology. Cambridge. 2006. P. 314–328.
  • Caillois R. Man, Play and Games. University of Illinois Press. Urbana and Chicago. 2001.
  • Labov W., & Waletzky J. Narrative analysis: Oral versions of personal experience // J. Helm (Ed.), Essays on the verbal and visual arts. Seattle, 1967. P. 12–44.
  • Lévi-Strauss C. The Savage Mind. London, 1966.
  • Sutton-Smith B. Play and Ambiguity // The Game Design Reader. A Rules of Play Anthology. Ed. Katie Salen & Erick Zimmerman. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 2005. P. 296–313.
  • Turner V. From Ritual to Theatre. The Human Seriousness of Play. PAJ Publications. N.Y., 1982.
Еще
Статья научная