Мейнстрим в экономической политике и фазы долгосрочного цикла
Автор: Дементьева Л.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 1-1 (10), 2014 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140106541
IDR: 140106541
Текст статьи Мейнстрим в экономической политике и фазы долгосрочного цикла
В современных условиях мирового экономического кризиса возрастает интерес к проблемам цикличности. Циклические кризисы в экономике приводят к потерям значительной доли общественного богатства, социальным конфликтам и политической нестабильности. Периоды глубоких спадов в экономике всегда сопровождаются упадком в развитии культуры, науки, образования и других сфер жизни общества, что требует активного вмешательства государства в экономические процессы. При этом следует отличать антикризисную стабилизационную политику в период среднесрочного спада в экономике от экономической политики в условиях долгосрочной депрессии, знаменующей собой окончание одной технологической волны и переход к новой волне, чем собственно и характеризуется современный экономический кризис.
Но какой должна быть экономическая политика в условиях такого рода экономического спада? Какая экономическая политика будет способствовать восстановлению экономики в максимально короткие сроки? Отвечая на эти вопросы нужно учитывать, что в каждый конкретный момент времени экономика находится на определенной части траектории долгосрочного цикла, что должно накладывать свой отпечаток на характер экономической политики.
Анализ исторического опыта проведения экономической политики позволяет определить меры эффективной антикризисной политики на современном этапе. Поскольку развитие экономики происходит циклично, то можно ожидать проявления цикличности и в развитии экономической политики. Такая цикличность прослеживается с высокой степенью определенности на повышательной и понижательной волне длинного Кондратьевского цикла в XX веке.
В 40-60-е годы на повышательной фазе четвертой длинной волны в экономике преобладал кейнсианский подход к макроэкономическому регулированию. Кейнс полагал, что причина экономического кризиса связана с нехваткой платежеспособного спроса, который объективно возникает в рыночной системе вследствие действия психологических факторов. Чтобы уравнять сбережения с инвестициями, необходимо стимулировать инвестиции и поощрять текущее потребление. Инвестиционный процесс будет длиться, пока предельная эффективность инвестиций будет выше ставки ссудного процента. Из этого следуют две задачи:
-
1) воздействовать на эффективность производства с целью его роста;
-
2) снижать норму ссудного процента (проводить политику дешевых денег).
Для стимулирования текущего потребления полезно также увеличивать государственные расходы и проводить политику умеренной инфляции, стимулирующей текущее потребление и сокращение сбережений. Всё это не достигается автоматически, необходимо целенаправленное воздействие государства в виде роста государственных закупок, субсидий, снижения учетных ставок, широкого кредитования.
«В условиях laissez-faire вряд ли можно избежать широких колебаний в размерах занятости без глубоких изменений в психологии рынка, то есть таких изменений, ожидать которых нет причин. На этом основании я делаю вывод, что регулирование объема текущих инвестиций оставлять в частных руках небезопасно», - писал Кейнс [2. С.295].
С середины 30-х годов до начала 70-х годов кейнсианство становится главным направлением западной экономической мысли, в связи с нарастанием в ведущих капиталистических странах государственномонополистических тенденций, с усилением роли государства во всех сферах жизни общества. В США это проявилось в «новом курсе» Рузвельта в 30-е годы. Рузвельт предложил целостный комплекс мер активного влияния государства на экономику.
В Европейских странах система, основанная на активном участии государства в экономической жизни, установилась в послевоенные годы. Например, во Франции сформировалась особая модель экономического регулирования, основанная на прямом участии государства в воспроизводственном процессе (дирижизм). Координирующим центром новой модели стал столь неординарный для рыночной экономики инструмент, как принятый в 1947 г. первый долгосрочный план (1947-1950 гг.). "План Моннэ" предусматривал восстановление производства и модернизацию мощностей в шести базовых отраслях промышленности
(угольной, электроэнергетике, металлургии, производстве стройматериалов, сельскохозяйственном и транспортном машиностроении).
Государство почти полностью взяло на себя финансовое обеспечение плана. По оценкам, за счет государственных средств в 1946-1950 гг. было профинансировано от 1/2 до 2/3 валовых капиталовложений. Основная роль в государственном финансировании капиталовложений отводилась созданному в 1947 г. при Казначействе Фонду модернизации и оснащения (впоследствии - Фонд экономического и социального развития)[5.С.63].
Несмотря на особенности экономической системы Японии, для нее так же было характерно активное участие государства в экономических процессах. Хотя в Японии была весьма низка доля государственной собственности, невелика доля налогов и государства в ВВП, в то же время при сравнительно невысоком уровне всех государственных расходов их структура характеризовалась низкой долей расходов на общее управление, охрану правопорядка и оборону. Наоборот высока была доля инвестиций, прежде всего ассигнований на общественные работы, которые стали традиционным для послевоенной Японии средством воздействия на конъюнктуру. Макроэкономическое регулирование органично сочеталось с достаточно эффективным механизмом государственного вмешательства на микроуровне. В основе этого механизма лежало исключительно жесткое бюрократическое регламентирование посредством оперативного государственного вмешательства в деятельность частных предприятий, известное под названием «административного руководства». Организационной формой, обеспечивающей постоянное контактирование государственного аппарата с предпринимателями, служили многочисленные совещательные комитеты при различных министерствах и ведомствах, связанных с управлением экономикой. В рамках этих комитетов, состоящих в основном из представителей государственной бюрократии и крупного бизнеса, вырабатывались согласованные решения по вопросам экономической политики. Именно этот механизм обеспечивал слаженность и согласованность действий правительственного аппарата и частного бизнеса, быструю реакцию соответствующих ведомств на нужды бизнеса, что послужило даже основанием для появления на Западе идеи о Японии «как едином акционерном обществе».
Быстрый рост государственных расходов на общественные работы оказывал сильное влияние на формирование внутреннего совокупного спроса. Эти расходы становились важным инструментом антикризисной политики правительства.
Благодаря продуманной экономической политики государства, Япония стала единственной страной послевоенного мира, которой удалось перейти из разряда развивающихся стран в группу развитых стран мира. Оценивая результаты своей послевоенной истории, японцы говорят, что период кейнсианских побед давал более внушительные результаты по сравнению с периодом неоклассических реформ.
Периодом триумфа идей Кейнса стали 50-60-е годы, когда кейнсианская теория цикла стала главным направлением экономической мысли и общепризнанным теоретическим обоснованием государственной антициклической политики. Она предполагала активные действия правительства по расширению совокупного спроса в периоды кризисных спадов и его ограничению на стадии хозяйственного подъема для предотвращения перегрева экономики и чрезмерного роста цен в период среднесрочных циклов. Главными инструментами такого регулирования, получившего название политики макроэкономической стабилизации, служили налоги, государственные расходы, бюджетные дефициты, а также средства денежно-кредитной политики, проводимой центральными банками. В 1951 году была публикована главная работа выдающегося последователя кейнсианской теории Э.Хансена «Экономические циклы и национальный доход», в которой была изложена его концепция антициклического регулирования, которая включала: встроенные стабилизаторы экономики; автоматически действующие контрмеры; управляемые программы компенсирования цикла[1].
Под встроенными стабилизаторами понимались искусственно введенные в экономику механизмы, призванные повысить её устойчивость: высокий прогрессивный подоходный налог, программа помощи безработным, программы поддержания стабильных цен на фермерскую продукцию.
Автоматически действующие контрмеры преследовали цель перевести экономику, находящуюся в состоянии спада, в режим подъема. Они могли быть использованы без согласования с парламентом, когда показатели тревоги (уровень безработицы, темпы инфляции) превысили допустимый уровень. В этих целях предлагалось использовать следующие инструменты: дисконтная политика, операции на открытом рынке, регулирование нормы минимальных обязательных резервов коммерческих банков, налоговое регулирование – повышение ставок налогообложения при подъеме и снижение – при спаде. Управляемые программы компенсирования цикла включали меры бюджетного регулирования, связанные с уменьшением или увеличением отдельных его статей.
Концепция, предложенная Э.Хансеном, была положена в основу практики регулирования экономики в 50-60-е годы. Результативность антикризисных мер была достаточно высокой: темпы развития западной экономики возросли в 2-3 раза, увеличились доходы населения, кризисы потеряли свою остроту и разрушительную силу.
Однако, в 70-е годы ситуация начала меняться в худшую сторону. В середине 70-х годов произошла смена фаз четвертого долгосрочного цикла, началась понижательная фаза, что привело к обострению многих экономических проблем (замедление темпов роста, особенно производительности труда; нефтяной кризис; инфляция; бюджетные дефициты). Кейнсианство потеряло свой былой авторитет и стало усиливаться влияние конкурирующих с ним направлений теоретического анализа. Начался пересмотр господствующей экономической концепции (мейнстрима) и глубокая перестройка механизмов государственного вмешательства в хозяйственные процессы. В зарубежной и отечественной литературе это было названо «консервативным сдвигом» в экономической теории, идеологии и политике.
Смена мейнстрима в экономической политике была оправдана изменением экономической ситуации. Экономика функционировала на пределе своих технологических и технических возможностей. Любое стимулирование спроса приводило к росту цен, а не к росту производства. Теоретическое обоснование экономической политики в данной период строилось исходя из необходимости стимулирования совокупного предложения, и только это могло в какой-то степени расширить границы производства при существующем технологическом укладе.
Пионерами в этой области были Великобритания и США, которые провозгласили отход от кейнсианских рецептов регулирования экономики в конце 70-80-х годах и стали проводить политику ухода государства из сферы непосредственного руководства экономикой и социальной сферой. В области антициклической политики приоритет отдавался долгосрочной кредитно-денежной политике, направленной на стимулирование деловой активности.
Наступила эра неоконсерватизма в экономической политике. Её лозунгом стали слова Р.Рейгана: «Правительство не решит наших проблем. Правительство – само проблема», и как только «оно оставит нас в покое, проблемы эти решаться сами собой» [4. С. 192].
В 1979 году к власти в Великобритании пришла «железная леди» лидер консерваторов. Она провела реформы, названные впоследствии тэтчеризмом. Следуя по этому пути, Великобритания провела в 1979-1994 году массовую приватизацию государственных предприятий, был сокращен государственный аппарат, снижены налоги.
Таблица 1.
Кейнсианство и монетаризм[1]
Основные параметры |
Кейнсианство |
Монетаризм |
1 |
2 |
3 |
Основатели |
Дж. Кейнс (1883 -1946) |
М.Фридмен (1912 г. р.) |
Время господства теории в |
30-60-е годы XX века |
70-90-е годы XX века |
экономической политике |
||
Роль рынка и государства в экономике |
Необходимо вмешательство государства в экономику |
Рынок способен к саморегулированию |
Главная проблема экономики |
Безработица |
Инфляция |
Проблема занятости |
Занятость зависит от совокупного спроса |
Экономика сама установит уровень производства и занятости |
Денежная масса |
Денежная масса нейтральна к производству |
Денежная масса – причина роста цен и изменения конъюнктуры |
Характер денежнокредитной политики |
Нужна гибкая денежная политика |
Необходима стабильная денежная политика |
Отношение к бюджетному дефициту |
Бюджетный дефицит – способ стимулирования спроса |
Бюджетный дефицит – причина инфляции |
Соответствие теорий фазе экономического цикла |
Кейнсианство – теория экономического роста |
Монетаризм – теория экономического равновесия |
Неоконсервативный курс республиканских президентов Р.Рейгана и Буша базировался на монетаристских теориях М.Фридмена и Р.Манделла. Они предлагали сокращение государственных расходов, налогов и уменьшения государственного вмешательства в экономику. Активный вклад в разработку новой налоговой политики внес молодой журналист-экономист А. Лаффер, наглядно продемонстрировавший взаимосвязь собираемости налогов и налоговых ставок (кривая Лаффера).
Антициклическая политика неоконсерваторов и монетаристов отличалась от кейнсианской рядом особенностей (таблица 2.).
Таблица 2.
Варианты антициклической политики
Признаки |
Неокейнсианство |
Неоконсерватизм, монетаризм |
Ориентация |
На спрос |
На предложение |
Цели |
Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) |
Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика). |
Приоритеты регулирования |
1.Налогово-бюджетная политика; 2.Кредитно-денежная политика. |
1.Кредитно-денежная политика; 2.Налогово-бюджетная политика. |
Оценка роли государства |
Поощрение |
Ограничение |
Основные практические рекомендации монетаризма — контроль за денежной массой, борьба с инфляцией, сокращение государственных расходов, уменьшение налоговых ставок и минимизация бюджетного дефицита — оказались весьма эффективными.
В 80-е - начале 90-х годов XX в. царила некоторая эйфория по поводу способности рынка решить все возникающие проблемы общества без вмешательства государства.
Однако кризисы конца 90-х годов и начала 2000-х показали необходимость смены экономического курса в рамках нового этапа длинной волны. Несомненно, каждая длинная волна имеет свои особенности развития и экономика 21 века – это не начало и даже не середина 20 века, тем не менее, как актуально звучат в настоящее время эмпирические правильности, выведенные для характеристики повышательной фазы длинной волны Н.Д. Кондратьевым:
-
- перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества. Эти изменения выражаются в значительных изменениях техники, в вовлеченности в мировые экономические связи новых стран;
-
- на периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится наибольшее количество социальных потрясений (войн и революций);
-
- в период повышательной волны больших циклов средние капиталистические циклы характеризуются краткостью депрессий и интенсивностью подъемов[3. С.399].
Анализ экономической политики показал взаимосвязь фазы долгосрочного цикла и мейнстрима в экономической политике. Экономическая политика становится эффективной, если она отвечает особенностям фазы длинной волны, но она также может быть неэффективной, если строгое следование господствующим догмам не позволяет принять в качестве руководства к действию альтернативные теории.
Если мейнстрим в экономической политике длительное время игнорирует реальные тенденции в экономике это может привести к застою в экономике и отставанию страны от других стран, не случайно выявлено, что именно в переломных точках длинных волн одни страны преуспевают в своем развитии, а другие отстают и уже не играют ключевые роли в мировой политике.
Однако в данном случае следует отметить, что длинная волна – это объективная закономерность развития экономики, и она со временем проявляется в экономическом развитии стран независимо от субъективной оценки и взглядов политических деятелей.
Чем же можно объяснить смену мейнстрима в экономической политике в ходе смены фазы длинной волны?
Неолиберальная теория основывается на том, что экономика всегда функционирует на потенциальном уровне. Кривая совокупного предложения имеет вид вертикальной прямой; её положение определяется естественным уровнем безработицы, затратами капитала и не зависит от уровня цен. Однако такое положение в экономике, как показывает практика, складывается не всегда, а только на вершине, или близко к вершине повышательной фазы длинной волны Кондратьева. В это время некоторый период времени экономика функционирует на потенциальном или близко к потенциальному уровню. В этот период оправдывает себя политика невмешательства в экономику, поскольку меры государственного стимулирования могут привести только к инфляции. По мере того как экономика начинает отклоняться от потенциального уровня, снижаются темпы роста производительности труда, экономика оказывается на горизонтальном (кейнсианском) отрезке совокупного предложения. В этот период государственная поддержка развития национальной экономики, а особенно меры налогово-бюджетной политики, направленной на поддержание совокупного спроса, могут оказаться достаточно эффективными.
Проведенный анализ экономической политики показал необходимость смены принципов экономической политики в ходе развития длинной волны, исходя из целей экономического развития на очередном этапе, чтобы обеспечить эффективность экономической политики. Учет исторического опыта экономической политики на каждом этапе развития технологического уклада, привлечение экспертов к выработке конкретных мер и инструментов, открытость для принятия альтернативных подходов могут стать залогом успешной экономической политики.