Мемориальные комплексы и особенности погребального обряда казахского населения в окрестностях озера Эбейты

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521652

IDR: 14521652

Текст статьи Мемориальные комплексы и особенности погребального обряда казахского населения в окрестностях озера Эбейты

В степной и лесостепной зонах водоемы всегда были и остаются до сих пор местами исключительного притяжения для людей. Соленые озера не были исключением из этого правила. С глубокой древности население осваивало их берега и ближайшие окрестности. Озеро Эбейты расположено на юго-западе Омской области и является самым большим соленым водоемом на ее территории. Административно этот гидрологический объект разделен пополам между двумя районами – Полтавским и Москаленским, а на северо-западе к нему вплотную подходит граница Исилькульского района. Озеро расположено на юге лесостепной зоны. Вода в нем горькосоленая и абсолютно не пригодная для питья. Тем не менее, обследование окрестностей оз. Эбейты показало, что казахское население уже давно и весьма активно осваивает эти удобные места. Самым ярким тому свидетельством являются многочисленные погребальные комплексы.

В ходе Международной казахской археолого-этнографической экспедиции 2010 г. в окрестностях озера Эбейты работа проводилась по разработанной программе комплексного исследования генезиса, эволюции, этнокультурной и хронологической атрибуции мемориальных комплексов казахов юга Западной Сибири. Осуществлялся сбор материалов по погребальному обряду, генеалогии, истории возникновения поселений и могильников.

Значительный массив собранных полевых материалов позволил по иному взглянуть на характер заселения казахами юго-западных районов Омской области. На исследуемой территории живут кереи, подразделения, атыгай, айдабол и караул аргынов, среди которых были зафиксированы алшыны из Младшего Жуза. В разное время пришли они на земли вокруг озера Эбейты. Их привлекали богатые пастбища, довольно обширные лесные массивы. Но главным богатством обширного соленого водоема были многочисленные балки, по которым осуществлялся сток пресной воды в эту огромную котловину. Планиграфический анализ расположения ныне существующих и давно исчезнувших аулов показал, что период первоначального заселения казахами окрестностей озера Эбейты был связан с освоением именно таких мест. Вероятно летовки, а затем и стационарные аулы появились возле каждого такого стока. Для удержания воды сооружались дамбы, некоторым из которых по сообщениям информаторов более сотни лет.

В непосредственной близости от мест проживания возникали кладбища. Поиск и изучение могильников осуществлялись в ходе исследования местности, изучения старых и современных картографических материалов. Очень эффективной оказалась работа с информаторами. О местонахождении, причинах возникновения и последующего забвения некоторых из кладбищ помнят только немногие старожилы этих мест.

Обнаруженные мемориальные комплексы и находящиеся рядом аулы (или места их прежнего расположения для уже не существующих) фиксировались с точной привязкой к местности (с использованием координат). В результате были выявлены и обследованы кладбища аулов Кызылагаш, Тумба, исчезнувших аулов Сага, Караагаш, Шотпай, Кыпшак, Бокен, Кери-бай, Байгожа, Дюсетай, Макен Москаленского района, исчезнувшего аула Майна Полтавского района Омской области. Некоторые из них расположены непосредственно по берегам озера Эбейты (Сага, Кызылагаш, Кара-агаш, Майна, два кладбища аула Тумба), другие – в некотором отдалении от него. При этом определенно можно сказать, что самые старые из них находятся у исследуемого водоема.

В размещении кладбищ и аулов на озере была прослежена определенная закономерность. Как правило, погребальные комплексы располагаются выше аулов, вверх по террасе озера (но это не обязательно самое высокое место в округе). С точки зрения санитарно-гигиенических норм такое размещение не совсем понятно. Однако в данном случае при выборе места была задействована совершенно иная мотивация, основанная на особых функциях кладбища и связанных с ним представлениях, свойственных именно казахскому населению. Выявлено, что многие из мемориальных комплексов у озера функционируют на протяжении очень длительного периода времени и остались действующими даже тогда, когда исчезли располагавшиеся рядом аулы. Значительная часть их территории занята полностью археологизированными погребальными сооружениями различных типов и размеров. Такого разнообразия нет ни на одном из кладбищ, расположенных в удалении от озера.

На юго-западном берегу оз. Эбейты, неподалеку от с. Красногорка, был обследован старый, не функционирующий могильник аула Майна. Кладбище не большое по размерам, до недавнего времени было полностью заброшено. На данный момент оконтурено свежим рвом и имеет ворота. Захоронения полностью археологизированы, нет никаких следов оград или надмогильных камней. На поверхности погребения выделяются только по небольшим насыпям, которые в некоторых случаях окруженным ровиками.

На южном берегу озера, в урочище Амринская балка, было обследовано кладбище Сага. Название кладбище получило от располагавшегося рядом аула Сага (ныне не существующего). Могильник функционировал на протяжении длительного времени и содержит большое количество захоронений. Большинство из них полностью археологизированы. Это насыпи различной формы и размеров (овальные, округлые, подпрямоугольные столообразные, часто с западинами) и остатки полностью разрушенных оградок, вероятно из сырцовых или дерновых кирпичей. Среди современных захоронений выделяется мавзолей. Остальные в большинстве своем представлены традиционными торткулаками. Хорошо выделяются старая и современная части кладбища. Зафиксировано, что кладбище расположено рядом с курганным могильником более раннего времени. Один из курганов находится непосредственно перед воротами кладбища.

К юго-востоку от озера Эбейты, между с. Гвоздевка и с. Новоцарици-но, обследовано кладбище аула Кара-Агаш (действующее до сих пор, хотя самого аула давно не существует). Выявлено, что могильник занимает значительную площадь, насыщенную захоронениями. Хорошо выделяются старая (полностью археологизированная) и современные части. На старой, как и на могильнике Сага, представлены насыпи различных форм и размеров и остатки разрушенных оградок. Выделяются несколько больших куполообразных насыпей диаметром до 15 м.

К северо-востоку от озера расположено старое кладбище аула Кызыл-Агаш. Оно также состоит из двух частей - полностью археологизирован-ной (с разнообразными насыпями и оплывшими оградками) и современной. Интересно, что несколько больших насыпей сопровождают стелы, поставленные относительно недавно.

Два казахских кладбища были обследованы к северу от озера Эбейты - у аула Тумба. В этом случае один из могильников расположен выше аула, а другой – ниже по террасе. Оба кладбища состоят из старой (полностью археологизированной) и современной частей. Могильник, расположенный ближе к озеру, больше и разнообразнее по типологии археологизирован-ных насыпей.

Надмогильные сооружения и погребальный обряд казахов озера Эбей-ты и его окрестностей имеют свои характерные особенности. В отличие от Нововаршавского и Русско-Полянского районов Омской области, здесь распространенным строительным материалом для надмогильных сооружений было дерево. В старину их сооружали в виде юрты, поэтому распространено название уй , наряду с названиями мазар и ескерткиш. Из деревянного штакетника делали оградки, из бревен - срубы. Саманные ма-зары встречаются реже, для прочности их прокладывали конским волосом. В отличие от юга Омской области, на кладбищах озера Эбейты не удалось обнаружить ни одного сохранившегося мазара из сырцовых или дерновых кирпичей. Зафиксированы лишь остатки полностью разрушенных оградок. Интересно, что в аулах Тумба и Кызыл-Агаш Москаленского района и с. Красногорка Полтавского района глинобитные сооружения вокруг могил называют корган . В настоящее время сооружения выполняют из кирпича и металла.

Характерной чертой погребальной обрядности казахов Москаленского района является строительство при кладбище небольшого домика, предназначенного для проведения обрядовых действий с умершим непосред- ственно перед погребением (Сага, Кара-Агаш, Кызыл-Агаш, Тумба и др.). Во внутреннем убранстве непременно присутствует большой длинный стол – табыт, на который укладывают умершего. Вокруг него старики с муллой некоторое время до погребения читают молитвы.

Следует также отметить консервацию некоторых языческих элементов культуры в погребальном обряде. Только с 2008 г. перестали проводить обряд купли-продажи грехов умершего - дауыр . На детских могилах родственники оставляют игрушки, есть их изображения и на надмогильных камнях.

На сегодняшний день кладбища озера Эбейты, особенности погребального обряда населения этих мест являются интереснейшим источником не только по погребальной обрядности казахов юга Западной Сибири, но и для изучения других вопросов, связанных, в частности, с расселением казахов, со спецификой освоения населением новых территорий лесостепных и степных зон, удаленных от речных артерий. Проводимым исследованиям способствует сохранение мемориальных комплексов, которое во многом обусловлено традиционным укладом жизни и особым отношением к кладбищам у казахского населения.

Статья