Место музыкального искусства в современном обществе и особенности его изучения в дискурсе культурологии

Автор: Лях Валентина Ивановна, Аракелян Нарине Григорьевна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 11, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье освещается вопрос изучения музыкального искусства в дискурсе культурологии, ставший актуальным в последние десятилетия. Это закономерно, так как культурология изучает человеческую деятельность, а музыкальное искусство, которое «заключено» в тексты, знаковые системы, коды, символы, архетипы, образы культуры, является микрокосмосом, отражающим художественный универсум общества. Для изучения художественного творчества в научный оборот введено понятие «культурология искусства», объединяющее сведения об этом феномене в различных гуманитарных науках. Введение этой научной отрасли знания в научный оборот дает возможность, с одной стороны, расширить рамки исследования музыкального искусства в социокультурном пространстве современного общества, а с другой - рассматривать его содержание в сфере установок постмодерна. Выявлена особенность музыкального искусства, которая заключается в его идейно-эстетической сущности. Установлено, что музыкальное искусство помогает формировать существующие в культуре взгляды и установки, когнитивные, ценностные, регулятивные парадигмы, представляет собой своеобразную форму творческой деятельности человека, в ходе которой его сознание обретает знаковое отображение в музыкальных сочинениях.

Еще

Искусство, музыкальное искусство, культура, культурология, культурология искусства, общество, знание, постмодерн, текст, символ, архетип

Короткий адрес: https://sciup.org/14941120

IDR: 14941120   |   DOI: 10.24158/fik.2017.11.25

Список литературы Место музыкального искусства в современном обществе и особенности его изучения в дискурсе культурологии

  • Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М., 2002.
  • Барнз Г.Э. Моя дружба с Лесли Уайтом//Уайт Л. Избранное. Эволюция культуры: пер. с англ. М., 2004. 1064 с.
  • Петрашкевич-Тихомирова О.М. Культурология как теория культуры. М., 2005.
  • Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
  • Leman M. The Theory of Tone Semantics: Concert, Foundation, and Application//Minds and Machines. Special Issue: Music and Cognition. 1992. Vol. 2, no. 4. Nov. P. 345-363.
  • Полторацкая Л.А. Искусство в пространстве художественной картины мира: дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2009.
Статья научная