Местонахождение фауны крупных млекопитающих сартанского времени на реке Орда (Ордынский район Новосибирской области)
Автор: Васильев С.К., Орлова Л.А., Кузьмин Я.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XIII, 2007 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521345
IDR: 14521345
Текст статьи Местонахождение фауны крупных млекопитающих сартанского времени на реке Орда (Ордынский район Новосибирской области)
Териофауна заключительного этапа существования мамонтовой фауны на территории юга Западной Сибири до сегодняшнего дня остаётся ещё сравнительно слабо изученной. Известны в основном более ранние этапы её существования, относящиеся к казанцевскому и каргинскому времени [Васильев, 2006]. Указанный пробел восполняет крупное местонахождение остатков мамонтовой фауны на р. Орда. Оно расположено в её среднем течении, в 15 км к западу от г. Ордынска Новосибирской области, между сёлами Рогалёво и Усть-Луковка (54,4º с.ш., 81,8º в.д.). Здесь в русле реки, на протяжении около 2 км прослеживается скопление костей, вымытых во время весеннего паводка. Обилие остатков млекопитающих уже давно привлекало внимание местных краеведов-любителей. К сожалению, большая часть собранных ими коллекций к сегодняшнему времени оказалась утраченной. В основу настоящей статьи легли в основном материалы, собранные одним из авторов в мае 1994 и 2006 гг. Кроме того, в Ордынском краеведческом музее было изучено 7 фрагментов черепов бизона, происходящих с этого местонахождения.
Наибольшая высота береговых обрывов р. Орды на исследованном участке составляет 7-8 м. В сводном разрезе сверху вниз прослеживаются следующие слои [Васильев и др., 1995]:
-
1. Современная луговая почва. Мощность 0,15 м.
-
2. Пойменные супесчано-суглинистые илы, коричневато-серые. Мощность 0,75 м.
-
3. Суглинки чёрные болотные, с прослоями торфяников и большим количеством малакофауны. Мощность 0,75 м.
-
4. Супесь тёмно-серая однородная. Мощность 0,5 м.
-
5. Песок аллювиальный, с обилием целых и фрагментов раковин мала-кофауны, и остатками водных растений. Мощность 0,4 м.
-
6. Суглинок чёрный, сильно гумусированный – болотно-луговая почва. Мощность 0,55 м.
-
7. Суглинок иловатый, зеленовато-серый. Мощность 2 м.
-
8. Суглинки плотные, песчанистые. Мощность 1,5 м.
Находки остатков млекопитающих приурочены главным образом к слоям 7 и 8 – иловатым и песчанистым зеленовато-серым плотным суглинкам, отложение которых происходило в сартанское время [Васильев и др., 1995]. К костям, собранным in situ относятся всего две находки – зуб мамонта, и крупный фрагмент его бивня, обнаруженные соответственно в 1,5 и 0,4 м выше уреза реки. Все остальные костные остатки были обнаружены в русле Орды в переотложенном состоянии. При этом наибольшая концентрация материала наблюдается на сравнительно небольшом участке протяжённостью 50-70 м, там, где продольный профиль реки выполаживается, а само русло расширяется. Из-за ослабления течения здесь происходило оседание транспортируемых потоком костных остатков. Подавляющая часть перемытых костей находится при этом в вязких илистых отложениях современного русла и не доступна для сборов.
По костям млекопитающих, собранным в русле р. Орды, было получено семь радиоуглеродных дат, подтвердивших сартанский возраст местонахождения. Из них три даты имеют возраст приблизительно в пределах 13-14 тыс. л.н., ещё три – от 19 до 21 тыс. л.н., что позволяет предполагать наличие в разрезе двух разновременных костеносных горизонтов. Одна из дат указывает на заключительную часть каргинского времени, а две даты (по костям бизона и лошади) относятся к голоцену (табл. 1).
В общей сложности в местонахождении было собрано и учтено 249 костных остатков 10 видов крупных млекопитающих. В коллекции с Орды преобладают остатки лошади (42,2%), бизона (28,9%) и весьма многочис-
Таблица 1. Радиоуглеродный возраст костных и древесных остатков с р. Орда
Единичные остатки Coelodonta antiquitatis, собранные на р. Орда, не позволяют сделать однозначного вывода относительно размеров тела шерстистых носорогов сартанского времени. Не исключено, что в конце сартанского времени на юге Западной Сибири произошло некоторое (возможно существенное) измельчание шерстистого носорога, накануне его окончательного вымирания. Одновременно с этим, в популяции, наряду с относительно мелкими животными, ещё продолжали встречаться крупные особи, по размерам тела мало уступающие C. antiquitatis предшествующих этапов позднего плейстоцена. Радиоуглеродные датировки по остаткам шерстистого носорога с р. Орда являются одними из наиболее поздних среди известных на территории Евразии.
Материалы с р. Орда показывают, что сартанское похолодание вновь дало некоторый толчок к увеличению размеров тела бизона, что отразилось прежде всего в размерах черепа и роговых стержней. Насколько можно судить по семи имеющимся краниальным остаткам, бизоны сартанского времени с р. Орда по размерам черепа, и особенно роговых стержней заметно превосходили бизона финала казанцевского межледниковья (около 80-100 тыс. л.н.), сохраняя при этом все особенности строения черепа своего предшественника. Если принять средние значения сопоставимых промеров черепа бизона из слоя 6 Красного Яра за 100%, то размеры черепа сартанского бизона с р. Орда возросли на 3,7%. При аналогичном сравнении ко стей посткраниального скелета бизона из слоя 6 Красного Яра, и сартанского бизона с р. Орда оказывается, что по совокупности всех сопоставимых промеров, размеры посткраниума бизона с Орды также увеличились на 1,1%. Это особенно заметно на фоне размерной депрессии бизонов каргинского времени (около 30 тыс. л.н.), когда размеры посткраниального скелета Bison priscus сократились на 4,6% по сравнению со своим рисс-вюрмским предшественником. Полученная по 14 С датировка – около 9300 л.н. показывает, что на юго-востоке Западной Сибири отдельные популяции Bison priscus могли сохраняться вплоть до начала голоцена. Наиболее молодая дата (8900 л.н.) по о статкам бизона известна с северо-востока Сибири, из бассейна р. Попигай [Орлова и др., 2005].
Один из образцов костей лошади из русла р. Орда датирован серединой голоцена (около 4300 л.н.). Дикая лошадь – тарпан – продолжала обитать на юге Западной Сибири, вероятно, вплоть до начала XIX в., но была истреблена человеком. В Барабинской лесостепи тарпана застал ещё П.С. Паллас в конце XVIII в. [Кириков, 1959].
Массовое местонахождение остатков мамонтовой фауны на р. Орда освещает наиболее интересные, заключительные этапы её существования на юге Западной Сибири. Несомненно, оно заслуживает дальнейшего изучения, тем более, что здесь были обнаружены артефакты, связанные с палеолитическим человеком [Васильев и др., 1995]. Особая роль в исследовании отводится радиоуглеродному датированию, которое, возможно, позволит дополнительно получить наиболее молодые даты по таким представителям плейстоценовой мегафауны, как мамонт, шерстистый носорог и первобытный бизон.