«Метафизика» и «феноменология» у Платона («Федон»)

Автор: Протопопова Ирина Александровна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.15, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается соотношение «метафизического» и «феноменологического» подходов в платоновском «Федоне». Под «метафизикой» в данном случае понимаются философские суждения, полагаемые как некоторые внешние принципы, не связанные с непосредственной «работой сознания» философствующего. Под «феноменологией» - специфический философский опыт наблюдения над собственными способами схватывания сущего в непосредственной их данности. Сначала показано, как в начале диалога, в т.н. «защите Сократа», он, во-первых, предлагает несколько посылок, принимаемых собеседниками как аксиомы, во-вторых, описывает философское очищение как «собирание души», в результате чего возникает смешение представлений о душе как отделенной и существующей после смерти и душе как «собираемой в себе» в ходе философского метафорического «умирания». Затем показано, что 1-й и 3-й аргументы можно рассматривать как «метафизические», основанные на аналогиях, а 2-й и 4-й как «феноменологические», основанные на практике созерцания «эйдосов самих по себе» душой «самой по себе». Делается вывод, что у Платона эйдосы появляются не благодаря индукции или дедукции и не являются удвоением общих понятий, как считал Аристотель, а открываются в результате некоторого усилия по осознаванию собственного схватывания сущего. Это в данном случае и называетcя разницей «метафизики» и «феноменологии».

Еще

Платон, «федон», метафизика, феноменология, аргументы о бессмертии души

Короткий адрес: https://sciup.org/147215910

IDR: 147215910

Список литературы «Метафизика» и «феноменология» у Платона («Федон»)

  • Протопопова, И.А. (2014) «Умопостигаемый атом» Платона, Вопросы философии, 8 (2014), 138–144.
  • Протопопова, И.А. (2016) «Μῦθος versus λόγος и “умирающие философы” в Федоне (57-64b)», ΣΧΟΛΗ (Schole) 10.1, 149–167.
  • Эберт, Т. (2005) Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон». Пер. А. А. Россиуса. Санкт-Петербург.
  • Bluck, R.S. (1955) Plato’s Phaedo. Transl. with Introduction and Commentary. London.
  • Bluck, R.S. (1957) “Hypotheseis in the Phaedo and Platonic Dialectic,” Phronesis 2, 21–31.
  • Burger, R. (1984) The Phaedo: A Platonic Labyrinth. New Haven and London: Yale UP.
  • Burnet, J. (1911) Plato’s Phaedo. Edited with Introduction and Notes. Oxford: Clarendon Press.
  • Hackforth, R. (1955) Plato’s Phaedo. Translated with Introduction and Commentary. Cambridge: Cambridge UP.
  • Gallop, D. (1975) Plato, Phaedo. Translation with Commentary. Oxford: Oxford UP.
  • Grube, G.M.A. (1977) Plato, Phaedo. Indianapolis: Hackett.
  • Guthrie, W.K.C. (1975) A History of Greek Philosophy. Vol. IV. Plato. Cambridge: Cam- bridge UP.
  • Lee, D.C. (2013) “Drama, Dogmatism, and the ‘Equals’ Argument in Plato’s Phaedo,” in Oxford Studies in Ancient Philosophy XLIV, Oxford: OUP, 1–39.
  • Rowe, C.J., ed. (1993) Plato. Phaedo. Edited with Introduction and Commentary. Cam- bridge: Cambridge UP.
  • Sedley, D., Long, A. (ed.) (2010) Meno and Phaedo. Cambridge: Cambridge UP.
Еще
Статья научная