Метафорическое моделирование семьи: философский анализ

Автор: Савельева Юлия Михайловна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Философские науки

Статья в выпуске: 12, 2014 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена обзору возможностей философской рефлексии феномена семьи через исследование метафор, отражающих отношение к семье. Указанный подход позволяет увидеть многогранность явления в его комплексности и универсальности. Являясь одной из наиболее древних, символических и традиционно-окрашенных граней бытия, семья в современном мире претерпевает революционные изменения. Осмысление характера и изменений сущности семьи произведено через анализ метафорического моделирования реальности семьи.

Семья, метафора, философия, феномен семьи, семейные отношения, члены семьи, общество, индивид

Короткий адрес: https://sciup.org/14935962

IDR: 14935962

Текст научной статьи Метафорическое моделирование семьи: философский анализ

Степень научной разработанности темы семьи в философии была и остается недостаточной. Одна из возможных тому причин – отсутствие необходимого инструментария. В рамках данного исследования предложен критический анализ феномена семьи на современном этапе развития общества через метафору. Ранее такой подход в изучении различных феноменов, в том числе и семьи, использовался в филологии [1, c. 72], политологии [2], социологии [3].

Метафора выступает показательным обобщением размышлений о мире, обществе, человеке. В ней, как указывает современная когнитивистика, достаточно объективно зафиксирована подлинная картина самосознания субъекта. Образ семьи также нашел свое отражение в метафоре, включив в нее как традиции отдельного народа, так и обобщение опыта жизнедеятельности всего мирового сообщества.

Согласно определению И.К. Игнатьева, «метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту» [4, c. 632]. На сегодняшний день, исследуя метафору в изучении какого-либо феномена, ученые отказались от традиционного, идущего еще от Аристотеля взгляда на метафору как на «сокращенное сравнение» или один из способов «украшения» речи. В метафоре на данный момент принято видеть ментальную операцию, способ познания, структурирования и объяснения мира. При помощи метафоры человек мыслит и создает тот мир, в котором живет [5].

В философских исследованиях ХХ–ХХІ вв. изучению метафоры стали придавать все большее значение. Анализ новых и традиционных знаний производится с использованием метафоры. Это же касается и феномена семьи, который через метафору можно «увидеть» в различных контекстах. Приняв во внимание отсутствие консенсуса между философами в отношении феномена семьи и его значения, можно предположить, что концептуальным инструментом для теоретиза-ции вокруг феномена семьи может послужить метафора. Через нее можно попробовать проникнуть в суть того, почему и как взаимодействуют между собой члены семьи, проанализировать, как различные факторы влияют на состояние семьи.

Человечество на сегодняшний день накопило немало знаний о структуре и конфигурациях семьи. Но по-прежнему недостаточно аргументированных данных относительно причин, механизмов и возможного спектра вариаций семейных связей. Все также имеет место дефицит объяснений сути семейных отношений. Возможно, метафора как способ адекватной интерпретации окажет содействие в поисках ответа на вопрос о природе феномена семьи.

Рефлексия относительно семьи в культуре западного общества осложнена, по мнению представителя современной Восточной философской школы Чжан Цзайлинь, тем, что традиция западной философии всегда была «бездомной» [6], то есть игнорировала или практически презирала важность семьи, демонстрируя к ней пренебрежительное отношение со времен эпических - 20 - поэм Гомера до христианства. Именно этим Восток объясняет современные западные противоречия между индивидом и обществом, индивидуальной свободой и потребностями общества, приватной и публичной сферами жизни. В среде ученых Запада также не единожды озвучивается смена парадигмы семьи, семейная революция как тренд современности [7; 8].

Канадский социальный педагог М. Де Йонг (2004) утверждает, что в контексте теории семьи «…метафора – это не просто литературное изобретение, а сложный комплекс сравнений, построенный на внутрисемейном опыте, социальных установках, культурном ландшафте». В ходе проведенного анализа литературы социологами Верн Л. Бенгтсон, Алан Экок, Дэвид М. Клейн, Пэгги Дилуорс-Андерсон выделены 4 базовые метафоры, которые обеспечивают концептуальные инструкции для исследователей семьи, а именно: метафоры семейного круга, вуали, ограды и гобелена [9, c. 46]. Основанием для классификации послужил статистический показатель наибольшей распространенности этих метафор в различных культурах, этнических группах, географических локациях. Все эти метафоры отражают ценностный аспект феномена семьи. Ниже приводим предложенную классификацию с краткой характеристикой и рефлексией относительно каждого из упомянутых видов.

Метафора семейного круга. Круг часто используется человечеством как символ связи. В семейном кругу человек имеет возможность «отдушины», чего нет во враждебно-настроенном внешнем мире. С одной стороны, семейный круг является источником формирования идентичности, с другой – в силу социального характера выступает препятствием для индивидуализации членов семьи. Обоюдные обязательства и взаимодействие в семейном кругу осложняют возможность кого-либо из членов семьи «вырваться вперед», так как все приобретения должны быть разделены между членами семейного круга. Метафора семейного круга является базовой в ментальности человечества. Резонно было бы предположить, что по отношению к ней современность с ее ориентацией на индивидуальность срабатывает деструктивно. Тем не менее изменение ценностных приоритетов в действительности не означает уход от традиционных ориентаций, что подтверждается данными социологических исследований семейной проблематики в условиях западного мира. Несмотря на кажущиеся очевидными доказательства шаткости просемей-ных установок: большое количество разводов, создание семьи в более старшем возрасте – центральная важность семьи сохраняется [10, c. 5, 41, 46, 47]. На фоне происходящих трансформаций современной семьи данная метафора сохраняет свою актуальность и может быть использована в осмыслении семьи как явления.

Метафора вуали или пелены. Данная метафора отображает сегрегацию, существующую между семьей и социумом, и эксплицирует дуальность индивида. С одной стороны, он находится под влиянием семьи, с другой – под влиянием общества. Вынужденный действовать по тем же законам, что приняты в обществе, и принимая их, человек тем не менее сохраняет семейную аутентичность. Метафора вуали означает маргинализацию, указывающую на «пограничность» положения человека между семьей и другими социальными группами. Если ранее принадлежность к семье другой расы или другого вероисповедания определяла «промежуточность» положения индивида, то на сегодня ведущим выступает факт миграции семьи. Это означает еще большую актуализацию метафоры вуали в современных условиях глобализации.

Метафора ограды. Оградившись в своем доме, члены семьи отделены от внешнего мира. Но только на первый взгляд метафора «Мой дом – моя крепость» может восприниматься негативно и выражать недоступность. Это необходимая защита, а также граница, определяющая то, насколько далеко может дистанцироваться каждый член семьи от остальных ее членов. Таким образом, дом и социум имеют свои, непересекающиеся локации. В настоящее время данная метафора, в силу обострения осознания хрупкости человеческого бытия, сохраняет и укрепляет свои позиции.

Метафора гобелена. Каждый член семьи выступает нитью в уникальном сплетении культурально-обусловленной самобытности семьи. Таким образом создается целостная картина особой культурной группы – семьи. Каждой группе присущи свои характеристики, ритуалы, ценности, которые сохраняются во времени, согласно узору целостной картины. Глобализация является фактором, компрометирующим «жизнеспособность» данной метафоры, представляя угрозу сохранению свойства уникальности как отдельным человеком, так и всей современной семьей.

На наш взгляд, данную классификацию необходимо дополнить еще одним достаточно часто используемым метафорическим образом семьи как отдельной единицы общества. Эта метафора возникла еще во времена Античности. Так, согласно Аристотелю, семья – это неотъемлемая часть целого – государства. У Жан-Жака Руссо «семья является первым образцом политического общества». Ж.А. Кондорсе отмечал, что общество состоит из семей. У Рабиндраната Тагора появляется метафора семьи как ячейки общества, которую подхватил К. Маркс: «Семья – это экономическая ячейка общества». Оценивая данную метафору с точки зрения отношений «доминирования и подчинения», часто применяемых в социологии и политологии, ячейка как элемент целого имеет об- щегосударственное значение, но, будучи «одной из», растворяется и, подчиняясь, теряет свою значимость. Таким образом, метафора ячейки предполагает иерархию части и целого, наличие асси-метричных оппозиций. В то же время существует другая точка зрения, в частности М. Кастельса, согласно которой сетевое общество постмодерна имеет ячеистую структуру, имеющую преимущество перед традиционно организованными иерархическими морфологическими связями и не имеющую системного доминирования [11]. Последнее делает метафору ячейки особо актуальной и заслуживающей пристального внимания в наши дни.

Вместе с тем некоторые базовые метафоры, обеспечивавшие устойчивость семьи на протяжении веков доминирования патриархальной концепции семьи, сегодня превращаются в лишенные смысла штампы, как, например, метафора «муж – охотник и добытчик, жена – хранительница очага» [12, c. 275].

В проведенном исследовании отчетливо проявилась проблема эксплицитности определения семьи через метафору. Метафора в отношении семьи часто выражена в терминах вместилища и ссылается на концепты дома, быта, частной жизни. Таким образом, в метафоре допустимым является использование ассоциативных концептов семьи: «чувствовать себя как дома», «иметь чувство дома», «раскрывать двери частной жизни» [13]. В метафорическом концепте семьи часто угадываются контуры дома : «строить семью», «семейный уклад», «семейный очаг», «ввести в семью нового человека», «семья разваливается».

Еще одной проблемой использования метафоры для изучения феномена семьи стала отсылка от одной метафоры – семьи – к бесконечному множеству метафорических номинализаций. Ожиданиями человека в отношении собственной семьи, как правило, являются следующие метафоры: «счастье», «любовь», «согласие», «уважение», «доверие», «привязанность». Именно на них чаще всего ссылаются, пытаясь раскрыть сущность семьи как специфического социального феномена, обладающего совокупностью устойчивых, повторяющихся признаков. Задача философии есть осмысление этих образов.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. В последнее время интерес к познанию действительности через метафору в философии растет. Подход к объяснению феномена семьи в философии через метафору можно рассматривать как новаторский и заслуживающий особого внимания. Семья как явление с долгой историей имеет немало инструментов выражения и познания, одним из которых может выступать метафора.

Параллельно с ослаблением конвенциональной концептуальной структуры традиционного института семьи изменяется набор сопровождающих ее метафор. Содержание метафоры в отношении семьи отображает проблему эксплицитности данного феномена и опору на устоявшиеся риторические фигуры. Данные тенденции могут служить объяснением неприятия существующего положения современной семьи носителями знания, мыслящими метафорами «вчерашнего дня». Тем не менее изучение метафор традиционной фамилистической парадигмы синхронно с новыми представлениями о семье повышает вероятность новых открытий в мультипа-радигмальном поле семьи.

Ссылки:

  • 1.    Илюхина Н.А. К вопросу об истоках метонимии и метафоры дома [Электронный ресурс] // Фундамент. исслед. 2005. № 3. URL: http://www.rae.ru/fs/pdf/2005/3/50.pdf (дата обращения: 01.04.2014).

  • 2.    Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000) [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2001. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-01.htm#230 (дата обращения: 01.04.2014).

  • 3.    Sourcebook of Family Theory and Research [Электронный ресурс] / ed. by Pauline G. Boss, William J. Doherty, Ralph LaRossa. 2004. URL:  

    book+of+family+theory+and+research&ots=haghRxC9O1&sig=NPztOgOkNG6IAClt9JM7LnXfsew&redir_esc=y#v=onep-age&q=sourcebook%20of%20family%20theory%20and%20research&f=false (дата обращения: 01.04.2014).

  • 4.    Всемирная энциклопедия : Философия / гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М., 2001.

  • 5.    Чудинов А.П. Указ. соч.

  • 6.    Zhang Zailin. Theories of family in ancient Chinese philosophy // Frontiers of Philosophy in China. 2009. September. Vol. 4. Is. 3. P. 343–359. URL: http://link.springer.com/article/10.1007%2Fs11466-009-0022-5#page-1 (дата обращения: 01.04.2014).

  • 7.    Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции [Электронный ресурс]. URL: http://www.pseu-dology.org/Kon/Articles/TriOdnom.htm (дата обращения: 01.04.2014).

  • 8.   Sourcebook of Family Theory and Research.

  • 9.    Ibid. P. 46.

  • 10. The Decline of Marriage And Rise of New Families. A Social and Demographic Trends Report. 2010. November 18. URL:

  • 11.    Князева Е.И. Концепция сетевого общества М. Кастельса [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 01.04.2014).

  • 12.    Уфимцев Р. Хвост ящерки. Метафизика метафоры [Электронный ресурс] // Оттокар. 2010. URL: http://www.cogni-tivist.ru/docs/lizard_tail.pdf (дата обращения: 01.04.2014).

  • 13.    Илюхина Н.А. Указ. соч.

(дата обращения: 01.04.2014).

Статья научная