Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога
Автор: Шаповалова Ольга Евгеньевна
Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv
Рубрика: Методика преподавания
Статья в выпуске: 1 (9), 2010 года.
Бесплатный доступ
Статья обобщает опыт экспериментальной апробации метода научного наблюдения в процессе подготовки квалифицированных педагогов-дефектологов и обосновывает роль данного метода в их профессиональной деятельности. Как показывает практика, даже опытные учителя не всегда владеют методикой и техникой научного наблюдения на достаточно высоком уровне, что отражается на качестве коррекционно-воспитательного процесса. В статье приведены наиболее интересные разработки, касающиеся этого аспекта подготовки специалистов-дефектологов.
Научное наблюдение, особенности метода, школьники с нарушением интеллекта, педагог дефектолог, профессиональная деятельность
Короткий адрес: https://sciup.org/170175214
IDR: 170175214
Текст научной статьи Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога
Согласно требованиям квалификационной характеристики, профессиональные обязанности дефектолога включают и обеспечение воспитательно-образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении, и определенные меры, способствующие формированию общей культуры личности учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также их адаптации и психологической реабилитации. При этом учителю-олигофренопедагогу необходимо проявлять заботу о сохранности физического и психического здоровья школьников, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение их развития в образовательном процессе и благоприятный психологический климат в школе.
Все это подчеркивает необходимость качественной подготовки педагогических кадров для специальных (коррекционных) учреждений, которая предполагает и успешное выполнение утвержденного образовательного стандарта, и формирование устойчивой мотивации, и развитие в структуре личности профессионально значимых качеств, составляющих основу самоопределения и способствующих реализации психолого-педа- гогического сопровождения развития детей с нарушением интеллекта.
Состав учащихся школы восьмого вида (коррекционная общеобразовательная школа) в основном представлен детьми с легкими формами умственной отсталости, для которых характерно стойко выраженное снижение преимущественно познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга. Наряду с познавательными процессами у них страдают и другие высшие психические функции. Но в целом, как считают исследователи Л.С. Выготский, Т.А. Власова, С.Д. За-брамная, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др., при создании благоприятных условий обучения и воспитания они достаточно перспективны в плане развития и располагают возможностями к социально-трудовой адаптации. Обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории, специалисту (учителю, воспитателю, психологу) следует своевременно решать вопросы, связанные с выявлением особенностей актуального состояния и перспектив дальнейшего развития и каж-
ШАПОВАЛОВА Ольга Евгеньевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Биробиджан).
дого конкретного ребенка, и ученического коллектива в целом.
Пристального внимания требуют не только присущие детям психические нарушения, которые делают психолого-педагогическое сопровождение необходимым условием реализации позитивного прогноза развития личности таких учащихся. Не менее детально должны изучаться и сильные, сохранные качества психики, составляющие основу коррекционно-воспитательного процесса. Все эти сведения не могут быть получены, если специалист не владеет методом научного, исследовательского наблюдения.
Профессиональные обязанности учителя, воспитателя как в массовой, так и в коррекционной школе предполагают повседневное взаимодействие с детьми. При этом педагог не только занимается организацией образовательного процесса, но и наблюдает особенности их поведения, проявления внимания, эмоциональные реакции и другие психические функции. Но, как отмечают специалисты, такое наблюдение не является целенаправленным, оно поверхностно и лишь случайно может привести к ценным педагогическим выводам. В отличие от обычного, пассивного, научное наблюдение как метод психолого-педагогического изучения предполагает четкую постановку цели, выбор объектов и ситуаций, рациональную систему фиксации и обработки результатов.
Научное наблюдение бывает поисковым или исследовательским. Поисковое наблюдение применяется при определении проблем, требующих психолого-педагогического вмешательства. Эти проблемы могут быть связаны с развитием ребенка, с его поведением или взаимодействием с окружающими людьми. Соответственно, при поисковом наблюдении совокупность изучаемых признаков определяется более или менее приблизительно и может меняться по ходу работы: добавляются новые единицы наблюдения, уточняются и конкретизируются его задачи. В процессе исследовательского наблюдения изучаются строго определенные признаки, имеющие непосредственное отношение к проблемам психолого-педагогического сопровождения развития учащихся.
Во время бесед учителя и воспитатели специальных (коррекционных) образовательных учреждений восьмого вида г. Биробиджана и ЕАО практически все выражают уверенность в том, что в совершенстве владеют методом наблюдения и регулярно используют его в своей профессиональной деятельности.
При определении вопросов, требующих рассмотрения на совместных научно-практических семинарах, индивидуальных и групповых консультациях, или на курсах повышения педагогической квалификации, метод наблюдения обычно не затрагивается. Более того, ненавязчивое предложение консультативно-методической помощи по организации психолого-педагогического наблюдения, систематизации и анализу его результатов нередко рассматривается педагогами практиками как проявление неуважения к их профессиональной компетентности. Форма ответа на такие предложения всегда вежливая, но их смысл сводится к тому, что уж как за детьми наблюдать, они хорошо знают и не следует их учить.
В то же время длительное научно-практическое сотрудничество кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии со специальными образовательными учреждениями показывает, что обобщение результатов наблюдений учителей и воспитателей по тому или иному вопросу - достаточно сложная задача. Определенные трудности связаны уже с получением таких результатов. Вместо единиц наблюдения (доступных непосредственному восприятию фактов) педагоги обычно приводят общие замечания, отвлеченные рассуждения, предположения, личные впечатления и даже положения, выдвинутые и доказанные ведущими специалистами.
Не находит позитивного отклика и предложение использовать схемы (дневники наблюдений) ведущих отечественных специалистов или разработки, выполненные на кафедре, для того чтобы по возможности более полно и объективно фиксировать изучаемую реальность в соответствии с поставленными задачами. Ссылаясь на загруженность, недостаток времени, а также на профессиональную способность удерживать в памяти необходимую информацию, большинство учителей выражает тем самым пренебрежение к научному исследовательскому наблюдению, проявляя невысокий уровень владения одним из основных методов психолого-педагогического изучения. А это закономерно отражается на качестве коррекционно-образовательного процесса и ограничивает возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей.
Так, в текущем учебном году в рамках проводимого на кафедре исследования была предпринята попытка сбора, обобщения и анализа результатов наблюдения учителей специальной (коррекционной) школы № 12 г. Биробиджана за поведением умственно отсталых старшеклассников по отношению к сверстникам противоположного пола. В итоге была получена информация, диагностическая ценность которой оказалась невысокой, поскольку она отражала не столько реальные факты, сколько личное отношение педагогов и их представлений о данной проблеме.
Некоторые участники исследования просто отказались представить результаты наблюдения, мотивируя это тем, что не имеют теоретической подготовки, необходимой и достаточной для оценки гендерного поведения умственно отсталых подростков. Другие выразили уверенность в том, что половая принадлежность никак не отражается ни на поведении, ни на межличностных отношениях обучаемых ими подростков. И мальчики, и девочки нередко курят, в общении пользуются ненормативной лексикой и непристойными жестами, проявляют склонность к грубости. Регулировать свое поведение они не хотят или не могут не только по отношению к сверстникам противоположного пола, но и в общении со взрослыми. Однако в основном учителя рассуждали о простоте нравов, популярной среди молодежи, в связи с этим выражали озабоченность будущей судьбой отдельных учащихся, особо склонных к негативным влияниям социального окружения.
При этом практически все учителя, включая завуча и директора, проявили заметный интерес к продуктивному взаимодействию с кафедрой, понимание важности поставленной проблемы и ее влияния на качество подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни в обществе. Но ни профессиональная ответственность педагога за результат коррекционно-воспитательного воздействия, ни его психологическая готовность к соучастию в решении той или иной научно-практической задачи не может заменить методику и технику целенаправленного наблюдения.
Это подчеркивает и С.Д. Забрамная, предлагая вниманию педагогов коррекционных школ и дошкольных учреждений специально разработанный дневник, в который следует регулярно заносить результаты наблюдения за поведением каждого ребенка в образовательном процессе. При этом особое внимание необходимо уделять именно динамике развития, позитивным или негативным изменениям в психическом облике ребенка. Материалы такого дневника послужат хорошей основой для определения прогноза дальнейшего развития ребенка, для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ, а также для консультативной работы с родителями.
Диагностическую ценность психолого-педагогического наблюдения отмечают также М.К. Акимова, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова и другие специалисты. Наблюдение необходимо как при изучении развития детей с нарушением интеллекта, так и при оказании им коррекционной помощи. Не обойтись без него и в тех случаях, когда для решения поставленной проблемы невозможно подобрать какую-либо экспериментально-диагностическую методику, а при организации образовательного процесса в школе восьмого вида такие вопросы возникают довольно часто. Данный метод не требует специального оборудования, исключает эмоциональную нагрузку на испытуемого и позволяет исследователю обходиться без его согласия.
Однако, несмотря на кажущуюся простоту и доступность, исследовательское наблюдение является одним из самых продолжительных во времени и трудоемких методов. При всей его надежности иногда трудно избежать субъективизма в интерпретации и оценке полученных результатов. Причем, поскольку в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель, ему необходима серьезная подготовка.
Именно такую подготовку и получают студенты, обучающиеся на факультете коррекционной педагогики и начального образования в Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии
(ДВГСГА). Будущие учителя-олигофренопедагоги достаточно близко знакомятся с методом научного наблюдения уже на 1 курсе, при изучении педагогики, а также общей и специальной психологии. Далее они неоднократно обращаются к этому важному методу психолого-педагогического исследования, последовательно осваивая содержание других учебных дисциплин блока предметной подготовки. Полученные на лекциях знания об особенностях и возможностях наблюдения, о его достоинствах и недостатках студенты закрепляют и развивают в процессе подготовки к семинарским и практическим занятиям, а при выполнении курсовых и дипломных работ приходят к осознанию важности и диагностической ценности данного метода.
Однако реальное качество подготовки студентов к использованию целенаправленного научного наблюдения в полной мере выявляется лишь в процессе прохождения педагогических практик, когда вместо эпизодических посещений они получают возможность регулярно работать в школе в течение достаточно длительного времени. Ежедневное взаимодействие с учащимися при осуществлении самостоятельной профессиональной деятельности способствует успешному овладению методикой и техникой наблюдения.
Исследовательская практика студентов 3 курса продолжается 2 недели. Ее основная задача состоит в ознакомлении студентов с особенностями образовательного процесса в школе восьмого вида. Им предъявляются задания, предполагающие подробную программу наблюдения: четко поставленную цель, выверенные объекты (единицы наблюдения), стандартную процедуру и схему фиксации результатов, отработанный алгоритм их анализа и формулировки выводов.
Примером такой программы может служить план анализа урока (внеклассного мероприятия). В качестве единиц наблюдения студентам предлагаются факты, тем или иным образом подтверждающие действие дидактических принципов и методов обучения (воспитания), степень реализации поставленных задач, педагогические находки (эффективные инновации) учителя и т.д. И результаты наблюдения, и ответы на поставленные вопросы, и полученные вследствие анализа выводы зано сятся в заранее подготовленную таблицу, схема которой разработана ведущими преподавателями кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии.
Студенты 4 курса в течение 8 недель проходят педагогическую практику, осуществляя воспитательно-образовательную работу в младших классах школы восьмого вида. Практика на 5 курсе продолжается 12 недель и проходит на базе старших классов коррекционной школы. Студентам предоставляется возможность под руководством опытных методистов (учителей и преподавателей кафедры) попробовать свои силы в самостоятельной педагогической деятельности. Ежедневно они находятся в школе в течение шести часов, и часть этого времени обязаны посвящать научному наблюдению.
Для них подбираются более сложные задания, требующие самоорганизации, длительной концентрации внимания, углубленного анализа. Они также работают по заданной схеме наблюдения, не исключающей, однако, и самостоятельных решений относительно частоты, длительности наблюдений и формы фиксации результатов.
Так, при подготовке психолого-педагогической характеристики конкретного школьника либо ученического коллектива того или иного класса наблюдение рекомендуется в числе основных методов получения необходимой эмпирической информации. Жестко регламентируются лишь основные единицы наблюдения, зафиксированные в заданной структуре характеристики. Остальные моменты студенты определяют самостоятельно, в том числе и форму регистрации результатов промежуточных наблюдений.
Во время прохождения практики студентами отрабатываются навыки как исследовательского, так и поискового наблюдения. Исследовательское наблюдение осуществляется при выполнении таких заданий, как анализ особенностей поведения школьников в конфликтных ситуациях, подбор примеров, подтверждающих характерные для учащихся данного коррекционного учреждения нарушения внимания, мышления либо иной психической функции, и т.д.
Поисковое наблюдение студенты используют, если необходимо, например, выявить и зафиксировать наиболее яркие проявления индивидуального педагоги- ческого стиля конкретного учителя, проиллюстрировать примерами наиболее характерные особенности учебной (игровой, трудовой) деятельности школьников с нарушением интеллекта, и т.д.
Обобщая сказанное, отметим, что учет важной роли метода научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога в процессе подготовки квалифицированных специалистов системы народного образования следует рассматривать в числе необходимых условий эффективного психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 656 с.
- Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2003. 320 с.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. 160 с.
- Психологическая диагностика/под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2008. 652 с.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
- Специальная психология/под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2003. 464 с.