Методика музейной атрибуции: из практики изучения памятника итальянского Возрождения в собрании музея христианской культуры

Автор: Голубева И.В.

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Museum

Статья в выпуске: 4 (69), 2023 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются практические аспекты первичного исследования музейного экспоната при поступлении в фонд, особое внимание уделяется выбору методики атрибуции. Практика последних десятилетий показывает безусловную важность применения в процессе изучения памятников технико-технологического анализа, который зачастую становится опорным пунктом в экспертной оценке. Однако фокусировка на лабораторных данных и пренебрежение традиционными методами искусствоведческого анализа (стилистическим, иконографическим, историческим) может привести к некорректным конечным выводам. Цель данной статьи - на практическом примере продемонстрировать, что релевантное экспертное заключение возможно получить лишь в результате разностороннего комплексного исследования произведения искусства.

Еще

Алтарная живопись возрождения, методика атрибуции, музейная атрибуция, музейная экспертиза, прикладная музеология

Короткий адрес: https://sciup.org/140305688

IDR: 140305688   |   DOI: 10.53115/19975996_2023_04_111_116

Список литературы Методика музейной атрибуции: из практики изучения памятника итальянского Возрождения в собрании музея христианской культуры

  • Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 3-е изд. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2008. – 364 c.
  • Дернер М. Художественные материалы и их применение в живописи. Т. 1: Грунты. Пигменты. Связующие. Масляная живопись. – СПб.: Симпозиум, 2017. – 429 с.
  • Голубева И.В. «Коронование Богоматери» Якопо Торрити в апсиде Санта-Мария Маджоре (1292–1296). К вопросу о заказчиках и художниках в Риме в конце XIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. – 2021, вып. 43. – С. 9–25.
  • Назарова О.А. Итальянские полиптихи конца XIII – начала XV века: от предмета культа к музейному экспонату // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 7 / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. – С. 497–506.
  • Назарова О.А. «Полиптих-витрина» в итальянской живописи конца XIII – первой половины XIV века // Искусствознание. – 2018, № 1. – С. 168–207.
  • Пешке И. Монументальная живопись эпохи Джотто в Италии. 1280–1400. – М.: Белый город, 2003. – 456 с.
  • Cole B. The Renaissance artist at work. From Pisano to Titian. – N.Y.: Harper & Row, Publishers Inc., 1983. – 228 p.
  • Covi D. A XIV Century Italian Altarpiece // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. New Series. Vol. 16. – 1958, № 5. – Р. 147–155.
  • Christiansen K. Fourteenth-Century Italian Altarpieces // The Metropolitan Museum of Art Bulletin. New Series. Vol. 40. – 1982, № 1. Fourteenth-Century Italian Altarpieces. – P. 14–56.
  • Christiansen K., Kanter L., Strehlke C. B. Painting in Renaissance Siena, 1420–1500. – N.Y.: Abrams in Komm, 1988. – 386 p.
  • Gardner von Teuffel C. The Buttressed Altarpiece: A Forgotten Aspect of Tuscan Fourteenth Century Altarpiece Design // Jahrbuch der Berliner Museen. Bd. 21. – 1979. – S. 21–65.
  • Gordon D., Wild M., Ashok R. Fra Angelico’s Predella for the High Altarpiece of San Domenico, Fiesole // National Gallery Technical Bulletin. – 2002, vol. 2.3. – Р. 4–19.
  • Italian altarpieces, 1250–1550: Function and design / Ed. by E. Borsook, F. Superbi Gioffredi. – Oxford: Clarendon press, 1994. – 312 p.
  • White J. Art and architecture in Italy 1250–1400. – London: Yale University press, 1993. – 688 p.
  • White J. Measurement, Design and Carpentry in Duccio’s Maestà // The Art Bulletin. Vol. 55. – Part I. – 1973, № 3.– P. 334–366.
Еще
Статья научная