Методика определения последовательности создания петроглифов в палимпсестах (на примере многослойной композиции из Оглахты I)

Бесплатный доступ

Статья посвящена методической проблеме определения последовательности нанесения рельефных наскальных изображений в составе палимпсестов. Рассматриваются основные подходы к изучению многослойных композиций в наскальном искусстве. В последние десятилетия исследования палимпсестов ориентированы преимущественно на изучение социального аспекта через анализ содержания и контекста, соотношения изображений между собой и с природной средой. Тем не менее одной из центральных проблем в изучении палимпсестов всегда оставалась последовательность нанесения рисунков и петроглифов. Исследования крашеных изображений в последние годы значительно продвинулись с точки зрения методики и детального анализа участков пересечений рисунков. В изучении петроглифов этому аспекту уделяется меньше внимания, хотя задачу выявления последовательности создания рельефных изображений нельзя назвать простой. В этой статье приводятся результаты анализа участков пересечений петроглифов в многослойной композиции с плоскости 91 местонахождения Оглахты I в затапливаемой части берега скального массива Оглахты. В начале полевого сезона 2023 г. эта плоскость была полностью расчищена от песчано-валунных наносов, что позволило ее тщательно изучить. Представленная на изобразительной поверхности 91 многослойная композиция является ярким образцом минусинского стиля, и в то же время прекрасным примером палимпсеста с изображениями, обладающими специфическими трасологическими характеристиками. Следы пикетажа рассмотренных изображений имеют не только хорошо читаемую, отличную от других форму, но и на протяжении почти всего контура сохраняют направление их расположения в линиях. Именно эти особенности являются значимыми при анализе участков пересечения петроглифов. Таким образом, делаются выводы о последовательности создания изображений части композиции на плоскости 91: вертикальные зооморфные фигуры перекрывают крупное горизонтальное изображение оленя. При анализе участков пересечений петроглифов предлагается обращать внимание на характер следов и их ориентацию в линиях пикетажа.

Еще

Наскальное искусство, петроглифы, палимпсест, древнейший пласт, трасология, минусинская котловина, оглахты

Короткий адрес: https://sciup.org/145146697

IDR: 145146697   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2023.29.0615-0620

Список литературы Методика определения последовательности создания петроглифов в палимпсестах (на примере многослойной композиции из Оглахты I)

  • Дэвлет Е.Г., Дэвлет М. А., Пахунов А.С. Антропоморфные быкоголовые персонажи на плитах Каракола // Алтай в кругу евразийских древностей. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2016. - С. 517-527. EDN: ZNHQHV
  • Зоткина Л.В. К вопросу о методике изучения палимпсестов (на примере композиции с Шалаболинской писаницы, Красноярский край) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2019. - Вып. 2. - С. 93-102. EDN: TQCZFQ
  • Зоткина Л.В., Сутугин С.В., Аболонкова И.В., Давыдов РВ., Уткина А.О., Шашерина Л.В., Миклашевич Е.А. Некоторые результаты полевых исследований петроглифов древнейшего пласта Минусинской котловины в 2022 году // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2022. - Т. XXVIII. - С. 540-547. EDN: VTMOPQ
  • Зоткина Л.В., Сутугин С.В., Давыдов Р.В., Маликов Д.Г., Постников Н.В., Аболонкова И.В., Миклашевич Е.А., Бове Л.Л. Некоторые результаты полевых исследований наскальных изображений древнейшего пласта в затапливаемой части берега скального массива Оглахты в 2023 году // Проблемы археологии, этнографии и антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2023. - Т. XXIX. - (в печати). EDN: HPZAHS
  • Кубарев В.Д. Древние росписи Каракола. - Новосибирск: Наука, 1988. - 173 с.
Еще
Статья научная