Методологические основы изучения проблем социальной адаптации
Автор: Алексеевский Александр Александрович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социологические науки
Статья в выпуске: 17, 2015 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена актуальным вопросам изучения социальной адаптации. Целью работы является рассмотрение теоретико-методологических основ социальной адаптации в современном обществе: раскрываются трудности, связанные с определением понятия «социальная адаптация», рассматриваются ее основные виды и формы, а также дается ретроспективный анализ зарубежных и отечественных концепций социальной адаптации, преобладающих в современной гуманитарной науке, определяются перспективные направления ее изучения.
Адаптация, социальная адаптация, социология, социологический анализ
Короткий адрес: https://sciup.org/14937481
IDR: 14937481
Текст научной статьи Методологические основы изучения проблем социальной адаптации
В образовательном пространстве современной России происходят глобальные инновационные изменения, направленные на поиски оптимального соотношения традиций отечественной педагогики с теми новыми веяниями, которые связаны со вступлением ее в мировое образовательное пространство. Их цель заключается в повышении конкурентоспособности отечественного образования и социально-инновационного потенциала общества в целом. Успешность внедряемых инноваций и их эффективность в значительной мере зависят от личности учителя, который выступает непосредственным проводником необходимых изменений в отечественном образовании: являясь ключевой фигурой в становлении и развитии социальных и культурологических основ общества и одним из важнейших субъектов происходящих в нем социокультурных перемен, он, определяя методику и технологию трансляции знаний и способствуя тем самым социализации подрастающего поколения, принимает непосредственное участие в процессе культурного воспроизводства общества.
Главным и необходимым условием модернизации образования сегодня является формирование педагогического корпуса, способного быстро и адекватно реагировать на изменение образовательной ситуации и новые условия профессиональной деятельности, то есть существует острая потребность в молодых кадрах. Тем временем результаты последних социологических исследований убедительно доказывают, что современные тенденции носят ярко выраженный негативный характер: в сфере кадрового обеспечения образования продолжает увеличиваться количество учителей пенсионного возраста. Как показывает практика, лишь немногие выпускники высших и средних педагогических заведений идут работать в школу. Объяснением этого обстоятельства служит тот факт, что институты профессионального образования, призванные содействовать их последующей адаптации к нормам и требованиям профессии педагога, не учитывают в должной мере те противоречия, которые сопровождают данный процесс у начинающих педагогов, а также положительное или отрицательное влияние на него внешних и внутренних факторов. А ведь именно от того, как будет проходить этот этап, и зависит, сможет ли начинающий специалист состояться как профессионал и остаться в образовательной сфере или будет вынужден искать себя в другой области.
Современная ситуация настоятельно требует быстрой и разносторонней адаптации молодого педагога к реалиям нашего времени, ведь именно данная адаптация выступает гарантом успешности его последующей деятельности. Испытываемые в начальные годы деятельности сложности и затруднения, затянувшаяся адаптация оказывают отрицательное психоэмоциональное влияние на личность молодого специалиста и ведут к ухудшению качества преподавания и взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
Анализ уже имеющихся исследований теоретического и эмпирического характера со всей убедительностью доказал, что первоначальный процесс «вхождения» в профессиональную деятельность и образовательную среду сопровождается высокой степенью напряженности. Современное состояние проблем адаптации молодых специалистов является отражением все более обостряющегося противоречия, возникающего между требованиями общества к их знаниям и профессиональным навыкам, их способности к выработке соответствующих времени адаптационных стратегий и их способностью к адаптации, обусловленной коренными социально-экономическими изменениями в стране.
Термин, который пользуется сегодня в обществознании, в своих истоках восходит к латинскому слову adaptatio – «прилаживание, приноравливание» [1]. Возникнув и сформировавшись в недрах биологической науки, понятие «адаптация» использовалось при описании приспособительного поведения индивидов животного мира и эволюции многообразных форм жизни и в течение долгого времени оставалось сугубо биологическим. Основоположником изучения механизма адаптационных процессов считается французский натуралист Ж. Бюффон (1707–1788), а возникновение самого понятия связывают с именем немецкого физиолога Г. Ауберта, введшего его в научный оборот во второй половине XVIII в. и положившего тем самым начало изучению этого феномена. Понимание сущности адаптации изменялось с течением времени, отражая наиболее актуальные проблемы ее изучения в различные исторические периоды.
В области социологической науки одним из первых задачу адаптации определил и обосновал французский юрист и социолог Г. де Тард (1843–1904), предрекший ей одну из основополагающих ролей в социологической теории. В социологию понятие «социальная адаптация» было введено в 20-х гг. XX в. и разрабатывалось такими зарубежными исследователями, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс и другие.
В отечественной социологии проблема социальной адаптации начинает исследоваться с середины 1960-х гг. Повышенный интерес к ней способствовал всесторонней разработке целого ряда вопросов: ее социальной составляющей (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Гриценко, Ю.А. Клейберг, П.С. Кузнецова, Е.В. Руденский и другие); социализации и социальной адаптации личности (Б.Г. Ананьев, Н.В. Блинов, Ю.В. Ган, И.С. Кон, Г.В. Осипов, А.В. Сахнов, А.Г. Харчев, В.А. Ядов и другие); особенностей адаптации различных возрастных групп и социальных категорий общества (С.Е. Ануфриев, А.Б. Георгиевский, Э.А. Домбровский, Н.П. Дубинин и другие); социологии учебного и трудового коллективов и адаптации в них новичков (И.В. Бурдова, О.И. Голубчиков, В.Н. Иванов, А.И. Матвеева, А.И. Ходаков и другие); факторов социальной адаптации личности и эффективности ее процесса (Б.Г. Ананьев, Ф.Б. Березин, О.И. Зотова, Л.В. Корель, И.К. Кряжева, Т.А. Немчин и другие); адаптации молодых специалистов в системе общего образования (В.Т. Ащепков, Г.А. Балл, А.А. Баранов, В.И. Брудный, П.С. Кузнецов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.В. Руденский и другие).
Важное методологическое значение для раскрытия сущности понятия представляют сегодня системный, информационный, феноменологический, нормативный, интерпретативный и деятельностный подходы.
Представители первого из них (А.Н. Аверьянов, А.А. Богданов, Л. фон Берталанфи, П. Друкер, В.П. Беспалько, Д. Истон, И.Б. Новик, Л.А. Петрушенко, В.Н. Садовский, А.И. Уемов и другие) опираются в своих теоретических построениях на гипотезу о том, что все явления, предметы, процессы и отношения окружающей нас действительности следует рассматривать в качестве «обладающих структурой», вследствие чего адаптацию можно понимать как переход систем (или комплекса взаимодействующих элементов) из одного состояния в другое в результате их взаимодействия с окружающей средой [2]. Это означает, что адаптивная система, под которой понимается система, обладающая потенциальной возможностью структурных изменений в соответствии с необходимостью и / или потребностью, относится к разряду открытых, иерархически организованных, действенных и самоуправляемых и строит свою деятельность, основываясь на принципах прямой и обратной информационной связи. Переход системы в иное, качественно новое состояние является многогранным процессом, сторонами которого выступают «изменение организации, управления, количества информации, соотношения энтропии и негэнтропии» [3]. Главным условием такого перехода является наличие в нем механизма, обеспечивающего ей постоянную «антиэнтропийную систему поведения» [4].
Взгляды представителей информационного подхода (Н.М. Амосов, В.Г. Афанасьев, Н. Винер, В.А. Виноградов, В.З. Коган, А.Д. Урсул и другие) базируются на представлении, что все существующие разновидности киберсистем (биологических, технических, социальных) являются такими системами, управление в которых осуществляется на основе обработки полученной из окружающей среды информации посредством приспособления к ней человеческих чувств [5].
Таким образом передается социальный опыт, координируются усилия людей в ходе их взаимодействия, происходит социальная адаптация индивида к различным сферам его жизнедеятельности. Полученная индивидом информация порождает новые потребности и мотивы поступков, побуждая его к сознательному планированию своей жизни [6].
Согласно мнению представителей феноменологического подхода (П. Бергер, Г. Гарфинкель, И. Гофман, Э. Гуссерль, Т. Лукман, А. Сикурель, М. Шелер, А. Шюц и другие), процессы протекания адаптации зависят от реальности, создаваемой с помощью понятий и образов, которые находят свое выражение в процессе коммуникаций. С отстаиваемой ими точки зрения возникающая таким образом социальная реальность складывается из трактовки и приписывания мотивов поведения участниками акта коммуникации, то есть представления о социальной реальности находятся в прямой зависимости от того, каким образом и насколько взаимопересекаются «смысловые поля» участников этого процесса [7].
Основным способом активного (по существу своему адаптивного) взаимодействия личности с окружающим миром представители нормативного подхода (Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, Б. Малиновский, Р. Мертон, Дж. Мид, А. Радклиф-Браун, Г. Спенсер, Т. Парсонс и другие) считают деятельность, корректируемую нормами и ценностями, принятыми в обществе [8].
Основополагающим вопросом для представителей интерпретативного подхода (М. Вебер, П. Бергер, Г. Блумер, У. Джеймс, В. Дильтей, Т. Лукман, Дж. Мид, Р. Нисбет, Л. Росс, Э. Фромм и другие) является вопрос об изменении объекта рассмотрения в зависимости от точки зрения субъекта и условий протекания этого процесса. Они утверждают, что любая объективно комфортная ситуация – социальная, психологическая, политическая или экономическая – может интерпретироваться (при определенных условиях) в качестве дезадаптивной и субъективно неприемлемой. Следовательно, главным критерием адаптации, по их мнению, выступает «субъективная удовлетворенность (или отсутствие таковой) сторонами жизнедеятельности, имеющими значение для личности» [9].
Согласно взглядам представителей деятельностного подхода (П. Бурдьё, Э. Гидденс, О.С. Разумовский, Т.К. Петрушенко, Дж. Хоманс, П. Штомпка, В.А. Ядов и другие), содержание процесса адаптации предстает частично связанным с преодолением и / или предупреждением различных барьеров адаптивного характера, конфликтных ситуаций и противоречий в жизни и деятельности человека, а его критерием выступает единство социальных, психологических и деятельностных факторов этого процесса [10].
Анализ научной литературы, посвященной вопросам социальной адаптации, показал, что в науке существует весьма значительное количество дефиниций понятия «социальная адаптация». Определяя его, авторы обращают внимание на различные аспекты проблемы, а многочисленность и разнообразие определений отражают важность изучения данного вопроса. Пристальный интерес к проблеме со стороны ученых обусловлен необходимостью решения насущных практических задач по ускорению и оптимизации адаптации личности к изменяющимся условиям ее жизнедеятельности, так как позитивное воздействие на этот процесс возможно лишь при условии всестороннего знания его сущности, структуры, а также механизма и специфики протекания. Вместе с тем, несмотря на значительное количество уже существующих подходов в изучении проблемы социальной адаптации, реалии настоящего времени наглядно указывают на необходимость более глубокого изучения и переосмысления существующих теорий, а также открытия новых граней и нюансов в исследовании данной проблемы.
Ссылки:
-
1. Словарь иностранных слов в русском языке. М., 1996. С. 23.
-
2. Bertalanffy L. von. General System Theory. Foundations, Development, Applications. New York, 1968.
-
3. Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения (О влиянии философии на формирование теории систем). М., 1975. С. 21.
-
4. Новик И.Б. О моделировании сложных систем (философский очерк). М., 1965.
-
5. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
-
6. Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск, 1991. С. 173.
-
7. Гуссерль Э. Избранные работы. М., 2005.
-
8. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.
-
9. Меренков A.B. Система детерминации человеческой деятельности. Екатеринбург, 2003. С. 105.
-
10. Баранова Л.А., Петрушенко Т.К. Об оценке молодежью условий успеха в жизни // Молодой человек в условиях кризиса. М. ; СПб., 1994. С. 144–145.
Список литературы Методологические основы изучения проблем социальной адаптации
- Словарь иностранных слов в русском языке. М., 1996. С. 23.
- Bertalanffy L. von. General System Theory. Foundations, Development, Applications. New York, 1968.
- Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самодвижения (О влиянии философии на формирование теории систем). М., 1975. С. 21.
- Новик И.Б. О моделировании сложных систем (философский очерк). М., 1965.
- Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
- Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Философско-социологические очерки. Новосибирск, 1991. С. 173.
- Гуссерль Э. Избранные работы. М., 2005.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.
- Меренков A.B. Система детерминации человеческой деятельности. Екатеринбург, 2003. С. 105.
- Баранова Л.А., Петрушенко Т.К. Об оценке молодежью условий успеха в жизни//Молодой человек в условиях кризиса. М.; СПб., 1994. С. 144-145.