Методология и методики изучения личности несовершеннолетних осужденных с целью их ресоциализации в учреждениях исполнения уголовного наказания
Автор: Кундозерова Л.И., Савиных А.И.
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: Психология образования
Статья в выпуске: 2 (47), 2007 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены методологические подходы и психолого-педагогические методики изучения личностных качеств подростков группы риска. Изложены результаты педагогического эксперимента по изучению личностных качеств осужденных подростков. Работа выполняется с 2003 г. по заказу Министерства образования и науки РФ.
Короткий адрес: https://sciup.org/147136357
IDR: 147136357
Текст научной статьи Методология и методики изучения личности несовершеннолетних осужденных с целью их ресоциализации в учреждениях исполнения уголовного наказания
В статье рассмотрены методологические подходы и психолого-педагогические методики изучения личностных качеств подростков группы риска. Изложены результаты педагогического эксперимента по изучению личностных качеств осужденных подростков. Работа выполняется с 2003 г. по заказу Министерства образования и науки РФ.
Процесс ресоциализации осужденных подростков возможен лишь на основе изучения их личностных особенностей. Методологический подход к изучению личности несовершеннолетних осужденных предполагает рассмотрение методологии как суммы известных истин, теоретических положений, концептуальных изысканий. Исследование проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных подростков лежит на пересечении по крайней мере, двух научных направлений: современных теорий и концепций ресоциализации подростков и подходов к изучению личности несовершеннолетних правонарушителей в психологии, педагогике и криминологии.
При изучении личности несовершеннолетних правонарушителей авторы опирались на индивидуально-личностный подход. Данный подход оказал большое влияние на исправительно-трудовую психологию и педагогику в период их становления. Внутри данного подхода выделились два направления: идивидуально-психологическое (или общепсихологическое) и криминально-социологическое, в основе которых лежит один из ведущих принципов психологии — личностный подход, сформулированный С. Л. Рубинштейном.
Авторами с позиции целостного подхода к личности выявлены основные со циальные характеристики подростков, находящихся в учреждениях исполнения уголовного наказания в г. Новокузнецке, Белове, Ленинск-Кузнецке (всего 283 подростка).
Возрастной и половой состав правонарушителей выглядит таким образом: 91 % несовершеннолетних составляют юноши, 9 — девушки; 56 % несовершеннолетних родились в 1986— 1988 гг., 44 — в 1984—1985 гг.
65 % несовершеннолетних осуждены по одной статье Уголовного кодекса; 26 — по двум, остальные 9 % — по трем. Среди статей, по которым они осуждены, есть убийство (34,0 %), кража (29,0), разбой (17,9), грабеж (7,5), тяжкий вред здоровью (6,7), изнасилование (4,5), угон автотранспорта (2,2), насильственные действия сексуального характера (2,0), хулиганство (1,5), хранение наркотиков (0,8), уничтожение имущества (0,8), умышленное нарушение правил дорожного движения (0,8), другие (0,8 %).
Мотивами преступления являлись корысть (54,4 %), хулиганские побуждения (33,5), удовлетворение полового влечения (4,5), месть (0,8), нанесение морального вреда (0,8), неосторожность (0,8), боязнь понести ответственность (0,8 %).
Образовательный уровень осужденных подростков имеет следующую кар © Л. И. Кундозерова, А. И. Савиных, 2007
тину: 0 классов — 1 %; 1 — 4 %; 2 — 1 %; 3 — 2 %; 4 — 0 %; 5 — 5 %; 6 — 10 %; 7 — 17 %; 8 — 23 %; 9 — 29 %; 10 — 5 %; 11 классов — 3 %.
Исследования, проведенные с помощью диагностического опросника А. Е. Личко, выявили у 100 % осужденных подростков различные типы акцентуаций характера с преобладанием ги-пертимности, циклотимности и психо-астеничности1. Психические аномалии, по данным психологов учреждений исполнения уголовного наказания Кемеровской области, имели следствием возникновение и развитие таких черт характера, как агрессивность, жестокость, раздражительность, снижение волевых процессов. Они препятствуют ресоциализации личности, усвоению ею общественных ценностей, установлению нормальных связей и отношений.
Низкий интеллектуальный уровень способностей (4,1 ± 0,2), низкая эмоциональная устойчивость (5,2 ± 0,1), высокий уровень личностной (42,6 ± 3,7) и ситуативной тревожности, мнительность, сенситивность выявлены у 82 % подростков. У большинства из них отмечены заниженная самооценка, неуверенность в себе, значительные трудности в обучении.
Основные жизненно важные желания осужденных таковы: быстрее освободиться — 85 %, больше не попадать в тюрьму — 44, создать семью — 31, продолжить учебу — 23, устроиться на работу — 44, исправиться, начать новую жизнь, вернуться в семью — 7, получить профессию — 7 %.
Особенность преступности несовершеннолетних состоит в том, что у них более узкий круг объектов преступного посягательства. Преступность подростков причиняет меньший ущерб, чем преступность взрослых; у них менее отягченная, чем у взрослых, мотивация: умысел возникает внезапно, часто отсутствует корысть при совершении краж, несовершеннолетний преступник посягает на менее богатый объект. Основную мас су преступлений составляют преступления против собственности и хулиганство.
Исследования нравственно-психологического облика осужденных подростков выявили у них ограниченный круг чтения; видео, радио, телевещание используются ими как средства времяпрепровождения, а не как источники информации; предпочтения отдаются источникам информации и среде общения, которые находятся в группах антиобщественной направленности. У таких подростков преобладают пассивно-паразитические и негативные формы досуга; отсутствует чувство ответственности по отношению к своей основной роли; снижены творческие способности; отмечаются негативное отношение к правоохранительным органам, ослабленное чувство стыда, злоба, несдержанность, грубость, жестокость, несамокритичность.
Среди осужденных подростков много лиц, страдающих психическими отклонениями, совершивших преступления под влиянием конкретной жизненной ситуации, способствующей преступному поведению.
Для всех осужденных подростков характерна заниженная самооценка. Несмотря на это, они способны достаточно объективно оценить себя. Испытывают неуверенность в себе 36,4 % 13—14летних подростков, 29,7 — 14—16-летних и 28,6 % 16—18-летних.
Экспериментальная работа вызвала необходимость в получении дополнительной информации о личностных особенностях осужденных подростков (интеллект, тревожность, эмоциональная устойчивость). Исследования проводились с использованием многофакторного опросника личности Р. Б. Кеттелла (форма опросника «С») и теста Спилбергера— Ханина по самооценке уровня личной тревожности (как устойчивой характеристики) и ситуативной тревожности (как состояния в данный момент) человека2.
Общий интеллектуальный уровень способностей у осужденных подростков оказался ниже среднего уровня их ровес-
ЖДШЖДЖД ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ников из общеобразовательных школ (4,9 ± 0,5); 100 % таких подростков имеют низкую эмоциональную устойчивость (5,06 ± 1), высокий уровень личностной (41,7 ± 4,3) и ситуативной тревожности.
Результаты медицинского обследования состояния здоровья подростков показали, что у 68 % из них физическое развитие ниже среднего уровня для данного возраста (уровень физического развития определялся путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста); 31 % имеют вторую, 40 — третью, 29 % — четвертую группы здоровья, что указывает на наличие у значительного количества подростков хронических патологий: заболеваний органов дыхания, желудочно-кишечных и ЛОР-заболева-ний.
Для определения структуры профессиональных интересов и склонностей были использованы следующие методики: ОПГ-1 (автор Л. Н. Кабардова) и ОДАНИ (автор Б. А. Федоришин), дДо.
Методика ОПГ-1 позволяет дифференцировать склонности человека к 5 типам профессий. При обследовании оценки каждого испытуемого распределялись следующим образом: на первое место ставился тот тип профессии, оценки по которому соответствовали наибольшей склонности испытуемого; на пятое место — тип профессии, к которому у испытуемого наименьшие склонности.
С помощью методики ОДАНИ были выявлены интересы к конкретным областям деятельности, среди которых — математика, химия, биология и сельское хозяйство, геология и география, техника, электро- и радиотехника, филология, литература, журналистика, юридические науки, история и археология, педагогика, медицина, труд в сфере обслуживания, военное дело и спорт, музыка, театр, декоративно-прикладное, изобразительное искусство. Исследование показало, что осужденные подростки отдают предпочтение деятельности, связанной с техникой, трудом в сфере обслуживания, обосновывают это успехами в досуговых сферах деятельности (различных кружках, мастерских декоративно-прикладного искусства), учебными интересами и реально оценивают свои возможности получения профессии.
В то же время исследование еще раз подтвердило, что у осужденных подростков почти отсутствуют предпочтения в таких областях деятельности, как юридические науки, геология и география, филология и литература, история и археология, военное дело и спорт. Вероятнее всего это вызвано наличием определенного профессионального выбора, но данный факт требует перепроверки.
Исследование структуры профессиональных склонностей (ДДО) выявило, что у всех подростков высока склонность к профессиям типа «человек — человек» и «человек — художественный образ». Большинство из них высоко оценивают свои художественные способности. По нашему мнению, это вызвано занятиями в художественном кружке. Недостаточно высока у подростков склонность к работе со знаковыми системами, несмотря на то что среди престижных профессий ими называются профессии типа «человек — знаковая система». В данном случае подростки понимают, что выбор престижных профессий немыслим без высоких успехов в учебной деятельности, они же в основном имеют незаконченное начальное образование.