Методология логистической интеграции торгового обслуживания. Постановка проблемы
Бесплатный доступ
Приводится авторское видение применения инструментария логистики в формировании логистической системы торгового обслуживания на мезоуровне. Постановочно обосновывается необходимость использования логистического аппарата для исследования систем торгового обслуживания в свете происходящих эволюционных процессов развития логистики и торговли в России и за рубежом. В статье приводится также авторское понимание мезологистических систем торгового обслуживания и обосновывается двухуровневый подход интеграции данных систем.
Логистическая интеграция, торговое обслуживание, методология
Короткий адрес: https://sciup.org/147155926
IDR: 147155926
Текст научной статьи Методология логистической интеграции торгового обслуживания. Постановка проблемы
Розничная торговля в последние годы играет важнейшую роль в экономике страны, являясь одним из лидеров среди всех видов экономической деятельности по доле в структуре ВВП России, по размеру налоговых поступлений в бюджет страны, по численности работников и числу хозяйствующих субъектов.
Динамичное развитие потребительского рынка влечет за собой существенное усиление роли логистики и SCM, обусловленное не только ростом товарных потоков в торговле и необходимостью снижения издержек в условиях обострения конкуренции, но и повышением требования населения к ассортименту и качеству торгового обслуживания.
Одной из значимых тенденций развития торговой сферы, на наш взгляд, является активное внедрение логистических интеграционных процессов.
Международные торговые сети, обладая мощным логистическим инструментарием, в настоящее время пытаются охватить все большую и большую долю российского рынка. И в этой связи федеральным, региональным, и в том числе локальным розничным сетям необходимо постоянно искать новые пути своего развития в целях обеспечения и повышения конкурентоспособности.
Необходимо отметить, что сетевая торговля в настоящее время активно использует весь арсенал логистического инструментария, успешно осуществляя процессы концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, в том числе используя современные методические наработки по определению оптимальных мест размещения предприятий и распределительных центров, входящих в сеть.
Несмотря на то, что, изучению розничных торговых сетей в настоящее время и посвящено множество научных работ, тем не менее, учитывая тот факт, что торговля является важным звеном в цепи пространственного перемещения товаров к местам их потребления конечными потребителями, исследование вопросов анализа участников этой цепи, адаптации системного подхода к оптимизации материальных, информационных, финансовых и др. потоков, является актуальной научной задачей.
По априорным оценкам, рассматривая потребительский рынок любого муниципального образования в виде цепи поставок товаров и услуг, мы убеждаемся в методологической непроработанно-сти проблемы формирования мезологистической системы торгового обслуживания, способной объединить в себе множество подсистем, тем самым не только снижая совокупные издержки, но и улучшая транспортную и экологическую ситуации в городе и регионе в целом.
Теория и методология новой, трансформированной логистики должна строиться на основе применения моделей и методов логистики, а также с использованием процессно-ориентированного подхода, который интегрируется с проектноориентированным подходом, реализующим, в свою очередь, принципы программно-целевого управления. Данная идея, характеризующая поисковое состояние и, соответственно, степень проработки проблемы применения инструментария логистики в формировании логистической системы торгового обслуживания на мезоуровне, принята в качестве основной научной гипотезы, которая определяет постановку данного исследования.
Контурно обозначим некоторые аспекты выдвинутой нами гипотезы. В настоящее время достаточно глубоко изученными являются эволюционные этапы логистики в промышленно развитых странах в аспектах развития теории и практики управления материальными, а также связанными с ними информационными и финансовыми потоками. Общеизвестно, что этап фрагментаризации логистики, когда отдельные виды логистической деятельности были важны с позиции снижения суммарных операционных затрат для промышленных и торговых компаний в основных сферах деятельности – закупках, производстве и распределении, длился за рубежом примерно четыре десятилетия до конца 1950-х годов. Рассматривая тенденции развития отечественной торговой сферы в этот же исторический период, нами отмечено, что фрагментаризация была свойственна в первую очередь для отечественного промышленного производства, тогда как торговая сфера, находясь в жестких плановых условиях, не занималась решением вопросов рациональной доставки товаров и услуг до потребителей в целях удовлетворения их требований и запросов.
Таким образом, в западной практике для освоения этапа фрагментаризации логистики потребовалось не больше четырех десятилетий, тогда как в нашей стране в период с 1920-х годов до окончания 1980-х годов была распространена командно-административная система управления народным хозяйством, в задачи которой не входило решение вопросов оптимизации многих и многих экономических процессов.
В зарубежной науке и практике сложилось мнение исследователей в области логистики о том, что в генезисе происходящих процессов выделяются также этапы становления (1960-е годы), развития (1970-е годы) и интеграции логистики (1980-е и 1990-е годы). Сравнивая тенденции развития торговой сферы в России и за рубежом, мы убедились в том, что планомерное и поступательное развитие торговли в индустриально развитых странах, благодаря использованию вновь появляющихся логистических инструментов и рычагов, длилось также около четырех десятилетий – с 1960-х годов по 1990-е годы включительно. Весь тот опыт использования логистических подходов к снижению общих затрат в системах распределения (дистрибьюции), внедрения концепции бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента, умелое сочетание маркетинговых и логистических подходов в деятельности производственных, промышленных, а также торговых предприятий, все четыре десятилетия зарубежной практики в вопросах использования логистики как науки «обрушиваются» в настоящее время на отечественной рынок оказания торговых услуг «десятиметровой волной», т. е. слишком динамично и стремительно. То, что за рубежом осваивалось и внедрялось в деятельность предприятий десятилетиями, нам приходится реализовывать в считанные мгновения. Проводя параллель в своих исследованиях, мы убедились в том, что в Российской Федерации этапы фрагмен-таризации, становления, развития и интеграции логистики в торговой сфере достаточно активно генерировались именно в последние 15 лет.
В настоящее время вся мировая экономика охвачена процессами глобализации, в то время как отечественная система торговли наряду с другими видами экономической деятельности только пытаются «примерить на себя» результаты и выгоду от использования механизмов интеграции. В условиях наступающей глобализации страна должна занять соответствующее положение во всех мировых рейтингах по многим экономическим показателям, в том числе по показателям развития торговой сферы деятельности.
Обзор научной и специальной литературы показал наличие множественности подходов к таким понятиям, как мезоэкономика, мезологистика и мезоуровень и неоднозначности к их толкованиям.
Так, в экономической науке существует традиционное трактование макро- и микроэкономики, наряду с которыми многими учеными признается наличие промежуточного уровня агрегирования – мезоуровня, что позволяет обеспечить структурное единство экономической науки, а также бесперебойность работы единого механизма управления экономикой, ее координации и регулирования. Мезоэкономика, по мнению ученых, как наука молодая, пока не имеет строго определенной методологии, разработанных методов исследований на мезоуровне и более того, даже однозначного понятийного аппарата [6].
Неоднозначен подход и к понятию «мезоло-гистическая система». Ведущими отечественными специалистами в области логистики под мезологи-стической системой понимаются логистические системы крупных организаций бизнеса, имеющих сложную, географически распределенную структуру производственных и логистических мощностей. Считается, что мезологистическая система формируется в основном транспортно-национальными корпорациями, финансово-промышленными группами, крупными холдингами [4].
В зарубежной литературе под мезологистиче-скими системами подразумеваются глобальные логистические системы или глобальные цепи поставок, размещающиеся на территориях двух или более стран и даже континентов [4].
Иная точка зрения на классификационные признаки логистических систем существует у уральских ученых [1–3, 5], которые делят логистические системы с позиции таксономического ранга и размера территорий – на логистические системы макроуровня, охватывающего предприятия региона или области; мезоуровня, который представляет собой систему предприятий города, и микроуровня, замыкающего предприятия в систему в пределах жилого района или микрорайона.
Встречаются также толкования мезоуровня как нового в логистике направления – региональной логистики [6].
Изучив множество точек зрения, считаем, что под мезоуровнем необходимо понимать логистическую систему предприятий, обладающих сходными функциональными чертами, и территори- ально расположенных в конкретном городе или ином населенной пункте.
Далее обоснуем авторское понимание системы торгового обслуживания и необходимости детальной проработки процессов логистической интеграции в этой сфере, компилируя эти толкования.
В настоящее время вся мировая экономика охвачена процессами глобализации, в то время как отечественная система торговли наряду с другими видами экономической деятельности только пытается «примерить на себя» результаты и выгоду от использования механизмов интеграции. В условиях наступающей глобализации страна должна занять соответствующее положение в мировых рейтингах по многим экономическим показателям, в том числе по показателям развития торговой сферы деятельности как индикатора степени развития экономики страны в целом.
Считаем, что в этих условиях необходим стратегический план развития интеграционных процессов во всех сферах экономической деятельности, и в первую очередь, в торговой сфере.
В первую очередь необходимо найти достойное место изучению, внедрению и повсеместному распространению методологии логистической интеграции торгового обслуживания населения, которая, по нашему мнению, должна строиться на принципах двухуровневого подхода.
Первый уровень фокусирует внимание на необходимости межфункциональной интеграции двух схожих сфер деятельности: торговли и общественного питания. Внесем пояснения по этому вопросу.
В советский период развития экономики страны действовал общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), согласно которому до 1993 года общественное питание было отнесено к отрасли «Торговля и общественное питание». Большинство экономистов и в настоящее время относят общественное питание к подотрасли торговли, социально-экономическое назначение которой состоит в том, чтобы наилучшим образом и наиболее полно на научной основе удовлетворять потребности населения в продуктах питания. В данном аспекте мы придерживаемся точки зрения о том, что основной функцией общественного питания является оказание услуг населению в организации их питания внедомашних условиях. С развитием отраслей пищевой промышленности, расширением ассортимента и увеличением объемов промышленного производства пищевой продукции, роль функции производства, которая сегодня является доминирующей в деятельности предприятий общественного питания, должна и будет снижаться. Так, в индустриальноразвитых странах пищевая промышленность стремится к активному использованию рынка массового питания, например, в США продажи данной отрасли составляют около 50 % общего объема продаж продовольственных товаров в розничной торговле.
После перестройки и становления рыночной экономики в стране в 1993 году был введен в действие общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), разработанный в рамках Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. В соответствии с этим документом общественное питание (код 71300) вынесено за рамки отрасли «Торговля и общественное питание» и относится к разделу Н (подраздел 55) «Гостиницы и рестораны». При этом значительная часть сектора массового питания, такая как социальное питание, предоставляемое по месту работы и учебы, остается в этом случае не у дел.
Мы считаем, что на российском рынке розничной торговли значимая часть принадлежит сектору продовольственных товаров повседневного спроса (FMCG), к которому в последнее время стала относиться и готовая к употреблению кулинарная продукция, т. е. продукция предприятий общественного питания.
Таким образом, у исследователей возникает целый ряд проблем, связанных с невозможностью отследить за динамикой развития такого мощного сектора экономики в связи с тем, что в официальной статистике оборот предприятий общественного питания в настоящее время анализируется в совокупности с оборотом предприятий гостиничного бизнеса.
Мы считаем, что схожие по своему функциональному признаку сферы экономической деятельности, такие как торговля и общественное питание, главенствующей функцией которых является именно функция реализации товаров, продукции и услуг, необходимо не только изучать в совокупности, но и в первую очередь, на научной основе предлагать для них взвешенные логистические решения в рамках интеграционных процессов.
Под вторым уровнем логистической интеграции мы понимаем формирование единого логистического информационного пространства для множества цепей поставок, состоящих, в том числе, из микрологистических систем, т. е. из систем предприятий розничной торговли и предприятий общественного питания.
Под единым логистическим информационным пространством в рамках логистической интеграции мезологистических систем торгового обслуживания мы понимаем создание на основе современных логистических концепций и технологий некой единой информационной площадки, позволяющей осуществлять интеграцию контрагентов, относящих к различным цепям поставок, в плане обмена информацией. Организация такого рода пространства, по нашему мнению, необходима для решения целого ряда задач, в первую очередь, маркетингового характера (работа на одном рынке диктует участникам этого рынка необходимость поддерживать агрегированное состояние в зависимости от малей- ших изменений внешней и внутренней среды), а также для активного внедрения положений реверсивной логистики в решении вопросов оптимизации возвратных потоков, например, для товаров с ограниченным сроком реализации, перенаправленных из розничной торговли в предприятия общественного питания для переработки.
Таким образом, считаем, что применение полученных в результате исследования концептуальных положений позволит на практике реализовать преимущества логистики как интегрального инструмента управления мезологистической системой торгового обслуживания.
Список литературы Методология логистической интеграции торгового обслуживания. Постановка проблемы
- Анимица Е.Г. Новая парадигма и основные принципы регионального управления/Е.Г. Анимица//Управление и самоорганизация в национальной экономике: I Научные чтения профессоров-экономистов и докторантов. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005.
- Зуева О.Н. Логистическое функционирование домашних хозяйств/О.Н. Зуева. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. -254 с.
- Зырянов А.В. Инвестирование и размещение торговых предприятий: учеб. пособие/А.В. Зырянов. -3-е изд., перераб. и доп. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001.
- Логистика: учебник/В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. -М.: Эксмо, 2008. -944 с. -(Полный курс МВА)
- Новикова Н.В. Микроэкономичекие трактовки проблемы территориальной организации торговли. Зарубежный опыт/Н.В. Новикова//Региональная экономика и региональная политика: сб. науч. тр. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1998.
- Храмцова Е.Р. Теория и методология формирования мезологистических систем региональной розничной торговли: автореф. дис.. д-ра экон. наук/Е.Р. Храмцова. -Самара, 2011.