Междисциплинарный подход в исследованиях экологической медицины как самостоятельной науки
Автор: Веденская Татьяна Евгеньевна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 8, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются современные теоретические вопросы экологической медицины, возможности реализации междисциплинарного подхода к исследованию проблем этой науки. Актуальность темы обусловлена осознанием сложности предмета экологической медицины как сравнительно молодой самостоятельной науки, необходимостью более углубленного изучения предмета и объекта современной экологической медицины, определение которых является одной из ключевых задач логико-методологического анализа научного знания. Отмечается важность теоретического синтеза знания на стыке медицины и экологии, формирования новой дисциплины - экологической философии, что приводит к большей теоретизации предмета экологической медицины как науки. Автор обращает внимание на тот факт, что в настоящее время экологическая медицина считается самостоятельной наукой. Анализ путей теоретизации показывает, что нужно использовать принципы современных теорий познания и логики, а исследования должны строиться на синтезе диалектики эмпирического и теоретического, природы и общества, биологического и социального. Показано, что актуальными остаются обоснование решения проблем предмета и объекта экологической медицины, разработка применительно к ним таких категорий, как историзм, причинность, эмпирическое и теоретическое, целостность, структурность. Специфика работы заключается в межотраслевом характере проблематизации. В контексте рассматриваемой темы автор указывает, что экологическое медицинское знание социально обусловлено, выступает неотъемлемой частью определенной эпохи, вписывается в ее контекст. Отмечается, что вопрос о месте экологической медицины среди других наук прочно связан не только с проблемой соотношения природы и общества, социального и биологического, но и с созданием надежного теоретического фундамента.
Экологическая медицина, философия, научное знание, экомедицинское знание, методологический анализ, междисциплинарный подход, научный синтез, социально-гуманитарное знание
Короткий адрес: https://sciup.org/149134037
IDR: 149134037 | DOI: 10.24158/fik.2019.8.4
Текст научной статьи Междисциплинарный подход в исследованиях экологической медицины как самостоятельной науки
Традиционные основания любой теоретической методологии строятся на понимании соотношения материального и идеального, общества и человека, диалектики и метафизики, теоретического и эмпирического. Именно они служат непременными предпосылками целостного изложения проблем онтологии, гносеологии, аксиологии, социальной философии и философии сложных комплексных проблем, в том числе таких, с которыми мы имеем дело практически в любой отрасли науки. При этом новым достижением в философии и науке считается не деструктивный отказ от таких проблем, а их решение в новых конкретно-исторических условиях.
Термин «экологическая медицина» был впервые введен выдающимся микробиологом Р. Дюбо [1]. Экологическая медицина как научная дисциплина сформировалась на границе медицинских дисциплин и экологии не так давно, в середине 70-х гг. XX в., в развитых странах мира, которые раньше всех столкнулись с экологическими проблемами. Поскольку это сочетание двух естественно-научных направлений, в основу исследований были заложены биологические науки. Экологическая медицина представляет собой дисциплину, ориентированную на познание самых разных аспектов проявления жизни, рассматриваемой с естественно-научных, социально-гуманитарных позиций. Тем самым экологическая медицина формирует и развивает свой научный аппарат на базе синтеза междисциплинарных знаний о человеке, природной среде и сущности живого.
С конца ХХ в. экологическую медицину, которую с момента формирования относили к разряду научных дисциплин, принято считать самостоятельной наукой, так как в последние десятилетия она приобрела теоретическую научную системность. Кроме того, возникла экологическая философия – философская дисциплина, ориентированная на познание проявлений жизни на основе синтеза знаний о человеке, природе и сущности живого, включая базовые медицинские знания. Поэтому стало возможно говорить об экологической философии как о доминирующей мировоззренческой установке современной культуры, в центре которой – способы решения глобальных проблем современности, разработка стратегии устойчивого развития, толкование экологических императивов и их влияния на прогресс экологического медицинского знания. В связи с этим становится более осознанной роль научной картины мира, стиля мышления ученого, философских и общенаучных категорий и понятий, семантической точности в получении и организации экологического медицинского знания. Это, в свою очередь, подтверждает мысль К. Маркса о том, что «человечество ставит себе задачи, которые оно может разрешить… когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления» [2, с. 7].
Однако при создании единой методологической базы, отражении наиболее общих моментов объективной связи и развития пришло понимание необходимости обращения к гуманитарным наукам, в частности к философии. Она определенным образом ориентирует мышление, при этом философские методологии служат базой в изучении любых научных вопросов, в том числе эколого-медицинских. Медицина и экология все чаще пересекаются при решении многих задач, и на теоретическом уровне синтезирован термин «экомедицинское знание» [3, с. 335–336]. Современные тенденции развития экомедицинского знания, анализ путей его теоретизации показывают, что в нем используются принципы современных теорий познания и логики. В условиях относительно быстрого развития систем экомедицинских знаний ХХ – начала ХХI в. все жестче ставится вопрос о роли философии в осмыслении поставленных проблем.
Идея синтеза естественных и социально-гуманитарных наук не нова. Еще К. Маркс в «Эко-номическо-философских рукописях 1844 г.» писал: «Сама история является действительной частью истории природы , становления природы человеком. Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука» [4, с. 124].
В.И. Вернадский, русский энциклопедист XX в., первым в мировой культуре органически воплотил в своем учении главную тенденцию современного научного знания – синтез естественных и социогуманитарных наук [5]. Формирование теоретического знания в экологическом медицинском знании, введение в него принципов развития и историзма основаны не только на учении В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Мощный стимул создания экологического медицинского знания заключается в превращении экологии в интегральную науку, ее «достройке» экологией человека, социальной экологией и развитием современной мультидисциплинарности знания в целом. У истоков этих процессов лежит осознание системообразующей роли в становлении экологического медицинского знания таких категорий, как материя, сознание, бытие, природа, общество, отражение, истинность и ценность.
Попытки теоретического осмысления результатов эмпирических медицинских исследований, т. е. медицины как самостоятельной науки, известны давно. Их примером являются «целлю-лярная патология» Р. Вирхова, нозологический подход к пониманию заболеваний, теория функциональных систем П.К. Анохина, учение Г. Селье о стрессе, введение понятия «теоретическая концептуальная схема». Выход в свет монографии академика А.Д. Сперанского «Элементы построения теории медицины» в 1936 г. вызвал в нашей стране оживленную дискуссию по этому вопросу среди ученых – медиков, методологов и философов [6, с. 327–331].
В экологии осознание тесной связи с медициной и социогуманитарными науками пришло в 90-е гг. ХХ в. с пониманием того, что в современном представлении в предмет экологии включают патогенность или саногенность природной и социальной среды, проявляющиеся через функционирование целостной системы «человек – среда» в конкретных социально-исторических условиях и выражающиеся в социально-биологических качествах жизнедеятельности индивида, популяции, населения.
В науках о человеке, в том числе в медицине и экологии, в силу специфичности их объекта и предмета больше, чем в других сферах познания, проявляется методологическая роль философии. Ведь их объектом выступают природная и социальная среда как патогенный и саногенный факторы, здоровье, болезнь и патология, рождение и смерть человека и т. д. Одновременно это и свидетельство огромной значимости нормативно-аксиологических и мировоззренческих обобщений. Как мы отмечали ранее, именно здесь тенденция к синтезу социогуманитарного и естественно-научного знания должна проявляться в максимальном объеме, а этого невозможно добиться без общенаучных и философских знаний [7].
Уровень и качество жизни, здоровье и болезнь, заболеваемость и общественное здоровье, а также другие понятия задают контур и медицинской, и экологической реальности, в пределах которой движется медико-экологическое познание, порождаются новые предметы исследования. Прогресс теоретико-методологического знания ведет к изменению предметной реальности, семиотики, и в настоящее время «истинная реальность» современной мультидисциплинарной науки и эмпирическое знание значительно дивергировали. Мультидисциплинарная экологическая медицина сегодня представляет собой универсум абстрактных теоретических и эмпирических объектов и предметов, возникших как результат взаимодействия субъекта и объекта. Это конкретно-историческая форма теоретического освоения реальности, рассматриваемая в контексте других форм отношения человека к действительности, в том числе в рамках практической деятельности [8].
Современное понимание научной рациональности, рефлексии, идеалов и норм в научном познании предполагает, что наука создает специфические объективные предметы знания (идеальную или абстрактную реальность), посредством которых осуществляется научное мышление о действительности, реальном, онтологическом бытии, является фактором окружающего мира [9]. Следует отметить, что эмпирико-натуралистический подход в экологической медицине не ставит напрямую или имплицитно проблему существования предметного мира науки, ее абстрактных и идеальных объектов, вопрос о сложном, неоднозначном отражении в теоретическом мышлении эмпирического мира всей природы. Между тем методологическая работа позволяет обнаружить, что абстрактная и идеальная предметность теоретических конструкций может существенно отличаться от реально-онтологического живого мира, реального человека с его потребностями, волей к жизни, здоровьем и болезнью, нормой и патологией.
По существу, проблема реальности предмета экологической медицины является трансформацией философской проблемы соотношения теории и практики, единичного и общего. В философии данный вопрос ставился в античное время, в дискуссиях номиналистов и реалистов о существовании универсалий в Средние века, как проблема первичных и вторичных качеств в Новое время [10, с. 17].
Методологическими основаниями общетеоретического и методологического уровня понимания экологии и медицины выступают взаимосвязь обществоведения, экологической медицины и философии, что создает определенные предпосылки синтеза наук в исследовании поставленных проблем. Такой анализ вместе с практикой вносит немалый вклад в формирование ядра современного био- и социомедицинского знания. Подобный анализ служит и своеобразной методологической лабораторией, в которой проходят испытания разные типы мышления в экологической медицине – диалектический и метафизический, а также идеализм, материализм, позитивизм.
XX век был временем разработки прогнозов развития экологии и медицинских наук, процессов интеграции и дифференциации научного знания. Синтез наук происходил преимущественно на базе логико-методологических принципов, его основой служили идеи «философии науки», математические методы, другие общенаучные концепции. Научные исследования в ХХ в. стали гораздо более философскими, чем раньше, хотя и тенденции опоры на эмпиризм остаются очевидными. Перспектива синтеза философского, естественно-научного и социогуманитарного знания, открывавшаяся в науках о человеке и обществе, осознавалась в конце ХХ в. как необходимое условие корректировки технократического и биологизаторского, сциентистского и антис-циентистского уклонов, которые в той или иной степени были присущи и исследователям социальных, экологических и медицинских проблем [11, с. 5–12].
Общая тенденция развития многих наук, в том числе экомедицинского знания ХХ в., частично перешедшая в ХХI в., состоит в том, что общетеоретические разделы более тесно связаны с методологическими проблемами, чем специальные разделы. Например, в таких общих разделах, как нормология, патология, учение об этиологии, патогенезе, конституции, наследственности и т. д., философско-методологическая проблематика органически переплеталась с медицинской, в том числе с экологической медициной. Вопросы методологии эколого-медицинских исследований изучали естествоиспытатели, экологи и ученые-медики. В трудах методологов-профессионалов они предстают в достаточно разработанном, систематизированном виде как идеи, рожденные в самом естествознании; в философии и методологии медицины ХХ в. имеются теоретические разработки, идущие от философии. Теоретическое мышление в медицине ХХ в. имело тенденцию становиться комплексным, т. е. возникало единство каузального, системноструктурного и эволюционно-генетического подходов при решении проблем [12].
Теоретический синтез знания на стыке медицины и экологии охватывает очень широкий круг проблем. Среди них можно выделить следующие:
-
- философскую проблематику (диалектика форм движения материи, проблема познаваемости закономерностей экологического и медицинского подходов к норме и патологии);
-
- социальную и социологическую проблематику (организация и социология эколого-медицинских наук, социальная природа здоровья и болезни, собственно экологическая проблематика, прежде всего связанная с ноосферой).
Длительное время при изучении теоретических аспектов объекта и предмета экологической медицины внимание обращалось на соотношение природы и общества, нормирование факторов окружающей среды, их влияние на общественное и индивидуальное здоровье и заболеваемость, вопросы адаптации. Такие теоретические положения чаще всего носили узкопрагматический, инструментальный характер. Чтобы проблема объекта и предмета экологической медицины стала по-настоящему теоретической, необходимо учитывать диалектику эмпирического и теоретического, природы и общества, биологического и социального, человека и окружающей среды, физического и химического и т. д. При этом важная роль должна отводиться социальному, гуманитарному, социально-экономическому и историческому знанию, а также анализу конкретных общественных условий. Синтез эпистемологических, логико-методологических, историконаучных и науковедческих исследований приводит к тому, что методология науки оказывается неразрывно связанной не только с эпистемологией и логикой, но и с историей науки и науковедением, стремлением к построению динамических моделей науки, дающих возможность исследовать историческое изменение научного знания, с практической значимостью методологии науки. Результаты методологических изысканий должны быть получены в такой форме, в которой они могли бы использоваться активно работающими учеными для повышения эффективности деятельности. Для этого необходимо, как считает В. де Йонг, создание научной модели-«кла-стера», адекватной задачам методологии науки [13].
Таким образом, проблема экологического медицинского знания в конечном счете касается не только вопроса о том, каково значение лабораторных, эмпирических и других экологических исследований в решении задач теоретического знания и глобальной экологической медицины. Понятно, что фундаментальные и прикладные исследования естественных наук имеют характер поиска объективных законов и закономерностей, т. е. чисто гносеологическую, познавательную направленность. Однако развитие экомедицинского знания ориентировано не только на это. Важен и учет изменений дисциплинарной структуры современного знания, социальных и технологических сдвигов в обществе, интенциональности и темпоральности нового знания. Для экологического медицинского познания наряду с познанием объективных законов и закономерностей значима и целевая установка - не только объективное исследование природы, окружающей среды, но и оценка последствий вмешательства человека и человечества в эти объективные, естественные процессы с учетом их влияния на общественное здоровье и профилактику. Уже сама постановка этих проблем, а еще больше - процесс и результат их решения ведут к прогрессу экомедицинского знания.
В силу необходимости учета большого количества различных факторов синтез знания в теоретической экологической медицине выступает не только как логико-гносеологическая проблема, но и как нормативно-оценочная. Эти аспекты экомедицинского знания выражают и свойства научных теорий как культурно-исторических ценностей. В конечном счете экологическая медицина, ее научные программы обладают конкретно-исторической, социально-ценностной ориентацией, т. е. цель и задачи исследования экологической медицины определяются как состоянием медицинской науки и смежных с ней отраслей знания, так и актуальными потребностями и возможностями экологии, общества в целом. На этом фоне вопрос предмета и объекта экологической медицины должен привлекать все большее внимание исследователей. Внутренние ресурсы развития экологического медицинского знания следует дополнять хорошо обоснованной теорией, а значит, нужен поиск новых фундаментальных идей, в том числе в связи с проблемой предмета и объекта экологической медицины.
Ссылки:
В.В. Миронова. М., 2006. 639 с.
(дата обращения: 07.08.2019).
Список литературы Междисциплинарный подход в исследованиях экологической медицины как самостоятельной науки
- Dubos R., Escande J.-P. Quest: Reflections on Medicine, Science, and Humanity. N. Y., 1979. 128 р
- Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 13. М., 1959. С. 1-167
- Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. В.В. Миронова. М., 2006. 639 с
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Указ. соч. Т. 42. М., 1974. С. 41-174
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004. 576 с
- Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. В.В. Миронова. М., 2006. С. 327-331
- Веденская Т.Е., Анохин А.М. К проблеме понимания объекта и предмета экологии // Вестник экологического образования в России. 2008. № 2 (48). С. 15-18
- The OECD Green Growth Strategy [Электронный ресурс] // OECD. 2016. 21 Oct. URL: https://www. href='contents.asp?titleid=4746' title='Economic Outlook'>OECD.org/about/44660627.pdf (дата обращения: 07.08.2019)
- Салпагарова Л.А. Трансформация социального статуса постнеклассической науки и проблемы ее легитимации // Общество: философия, история, культура. 2019. № 6 (62). С. 29-32.
- DOI: 10.24158/fik.2019.6.3
- Веденская Т.Е., Анохин А.М. К проблеме понимания объекта и предмета экологии // Вестник экологического образования в России. 2008. № 2 (48). С. 17.
- Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под ред. В.В. Миронова. М., 2006. С. 5-12.
- Jong W.R. de, Betti A. The Classical Model of Science: a Millennia-old Model of Scientific Rationality // Synthese. 2010. Vol. 174, iss. 2. P. 185-203.
- DOI: 10.1007/s11229-008-9417-4