Международная интеграция в западном полушарии: проект АЛКА

Автор: Атаев Мурад Реджепдурдыевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Миропорядок

Статья в выпуске: 9, 2011 года.

Бесплатный доступ

Особое внимание автора привлекает проект создания Межамериканской зоны свободной торговли (АЛКА).

Межамериканская зона свободной торговли (алка, фтаа), меркосур, международная интеграция

Короткий адрес: https://sciup.org/170166009

IDR: 170166009

Текст научной статьи Международная интеграция в западном полушарии: проект АЛКА

О тличительной исторической особенностью взаимоотношений стран Западного полушария была их ярко выраженная асимметрия – подавляющее превосходство США- в политической, экономической и военной мощи. 27 июня 1990 г. на международном форуме со стороны США- было объявлено о выдвижении «Инициативы для А-мерик». Этот проект предусматривал формирование единого континентального интеграционного пространства посредством образования зоны свободной торговли, обеспечивающей свободное передвижение товаров и услуг, технологий и рабочей силы. Одновременно ставилась задача привлечь в регион иностранные капиталовложения. Для мобилизации внешних инвестиционных ресурсов предлагалось создать специальный международный фонд. Интеграционный суперпроект в Западном полушарии получил официальное название – Зона свободной торговли А-мерик. Это название употребляется во всех без исключения официальных документах, в СМИ и академических изданиях. Наибольшее распространение получила аббревиатура этого названия с испанского языка – А-ЛКА-. Встречаются также аббревиатуры с английского языка – ФТА-А- и русского – ЗСТА-. Подтекстом выдвижения «Инициативы для А-мерик» выступало стремление Вашингтона взять на себя роль лидера в интеграционных процессах в Западном полушарии. Одновременно Соединенные Штаты стремились усилить свои позиции в мире в глобальной конкуренции с поднимающимися новыми центрами, особенно Восточной А-зией.

В течение 1990-х гг. был предпринят ряд подготовительных мер для формирования будущей межамериканской зоны свободной торговли. В рамках Организации американских государств (ОА-Г), ставшей основной площадкой для проработки соответствующих инициатив, была разработана и принята программа по политической унификации региона, внедрению на его пространстве единых стандартов по американскому образцу. 1990-е гг. стали временем активной либерализации экономик стран Латинской А-мерики по рецептам МВФ и МБ-Р-Р-. Средний уровень тарифов в Западном полушарии сократился с 40% в 1980-х гг. до 10% к 2000 г.1. Интеграционные процессы в регионе охватили все без исключения американские государства. Р-езко выросло число разнообразных интеграционных группировок, повысилась активность взаимодействия участников. Интеграция стала важным фактором политической, социальной и экономической жизни двух А-мерик.

Казалось бы, все складывалось в пользу успешной реализации проекта А-ЛКА-, на создание которого изначально отводилось 15 лет – до 2005 г. Однако на практике все оказалось значительно сложнее. Соединенные Штаты, выдвинув яркую и привлекательную программу, в дальнейшем уделяли ей явно недостаточно внимания. А-дминистрация США- не рассматривала латиноамериканское направление в числе своих приоритетов, концентрируя внимание на Е-вропе, Б-лижнем Востоке и постсоветском пространстве. 1990-е гг. продемонстрировали не только преимущества, но и недостатки неолиберальной политики. Е-е реализация в большинстве стран региона сопровождалась сокращением социальных программ, имущественным расслоением населения, ростом протестных настроений среди широких масс латиноамериканцев. К концу 1990-х гг. произошло резкое усиление антиглобалистского движения в Латинской А-мерике, лидеры которого рассматривали проект А-ЛКА- как главный символ глобализации «по-американски»1. Политическим воплощением антиглобализма стал «левый поворот» в Латинской А-мерике. Первым примером такого рода стала Венесуэла (1998 г.), за ней последовали Б-оливия, Эквадор, Никарагуа. В результате в регионе сформировалась широкая оппозиция проекту А-ЛКА-, рупором которой выступали такие политики, как Уго Ч-авес и Эво Моралес. Кроме того, в 1990-х гг. в Латинской А-мерике началось интенсивное развитие интеграционных процессов на внутрирегиональной основе. Стали появляться альтернативные США- проекты региональной интеграции. Крупнейшим из них был проект МЕ-Р-КОСУР-, запущенный в 1991 г. при решающем содействии Б-разилии и А-ргентины2.

В первые годы ХХI в. новая администрация США- активизировала свою деятельность на латиноамериканском направлении. Однако характерной чертой политики США- по реализации проекта А-ЛКА- было стремление добиться максимума выгод без адекватных уступок со своей стороны. Это отражало традиционный американский подход «с позиции силы». В дополнение к индивидуальному методу ведения переговоров Соединенные Штаты продвигали так называемый секторальный принцип, на основе которого должна была строиться А-ЛКА-. Е-го суть заключалась в достижении соглашений в первую очередь по тем вопросам, которые в наибольшей степени интересовали США-. В основном, это касалось устранения торговых барьеров, гарантий инвестиций и интеллектуальной собственности. В то же время решение других вопросов, которые требовали уступок с американской стороны (субсидирование сельского хозяйства, гарантии малым экономикам и т.п.), откладывались на неопределенный срок.

Интересы стран Латинской А-мерики в проекте А-ЛКА- по многим позициям противоречили интересам США-. А-ктивизировались усилия по сплочению существующих субрегиональных группировок, созданию на их основе более крупных интегрированных рынков, образованию таможенных союзов. Это сопровождалось стремлением наладить взаимодействие различных блоков. Собравшиеся в октябре–ноябре 2005 г. на IV саммите ОА-Г в Мар-дель-Плата главы государств Западного полушария должны были принять принципиальное решение о создании Межамериканской зоны свободной торговли. США- встретили мощную оппозицию в лице У. Ч-авеса, прибывшего на саммит с лопатой и публичным заявлением: «А-ЛКА- умерла, и я приехал ее хоронить»3. Ч-авеса дружно поддержали лидеры А-ргентины, Б-разилии и целого ряда других латиноамериканских стран. Стало очевидно, что проект А-ЛКА- потерпел неудачу.

К середине первого десятилетия XXI в., особенно после саммита в Мар-дель-Пла-та, стало очевидным разделение экономического пространства Западного полушария между двумя конкурирующими центрами. В качестве первого центра выступали США- и Канада, к которым тяготеют Мексика, страны Центральной А-мерики и Карибского бассейна. Промышленность этой части Латинской А-мерики представ- лена преимущественно предприятиями «макиладорас», тесно интегрированными в американский производственный комплекс.

Второй центр образовали страны Южной А-мерики, прежде всего государства, входящие в блок МЕ-Р-КОСУР-. Продукция промышленно развитых государств Южной А-мерики зачастую однотипна с товарами северных стран, поэтому речь идет скорее о конкуренции, нежели о взаимодополняемости. Значительная географическая отдаленность от Северной А-мерики снижает выгоды от либерализации торговли в масштабах всего Западного полушария. К этому следует добавить интенсивное развитие торговли с другими регионами, прежде всего Е-вропой и Восточной А-зией. Эти факторы понижают заинтересованность Южной А-мерики в создании общеконтинентальной зоны свободной торговли, повышают степень автономности стран данного региона от решений, навязываемых США-1.

После 2005 г. Соединенные Штаты, отказавшись от попыток возродить проект А-ЛКА- в полном объеме, сконцентрировались на двусторонних переговорах с отдельными латиноамериканскими странами. В 2006–2008 гг. был сделан акцент на наиболее крупных и влиятельных государствах, таких как А-ргентина, Б-разилия, Колумбия.

Приход новой администрации в США-во главе с Б-. Обамой не принес существенных изменений. Несмотря на свой более благоприятный имидж в глазах латиноамериканцев, Б-. Обама оказался заложником сложной ситуации, в которую попали США-. Войны в А-фганистане, Ираке, Ливии, последствия глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. вынудили демократическую администрацию сконцентрироваться на решении текущих проблем, оставляя без внимания новые инициативы на латиноамериканском направлении. В 2009– 2011 гг. продолжалось инерционное развитие политики, доставшейся по наследству от предыдущей республиканской администрации.

В то же время страны Латинской А-мерики продолжают наращивать свои усилия по региональной интеграции.

Мировой экономический кризис стимулировал развитие интеграционных процессов в рамках новых перспективных проектов: Б-оливарианского альянса для А-мерик ( ALBA ), Союза южноамериканских наций ( UNASUR ) и созданного в 2010 г. в противовес А-ЛКА- Сообщества латиноамериканских и карибских государств ( CELAC ). Е-ще один интеграционный проект был презентован 28 апреля 2011 г., когда главы четырех крупных государств, имеющих морскую границу в Тихом океане (Колумбия, Мексика, Перу и Ч-или) в перуанской столице Лиме подписали декларацию о создании Тихоокеанского альянса ( АР ).

Оценивая перспективы А-ЛКА-, следует иметь в виду, что процесс региональной интеграции в Западном полушарии будет подталкиваться и стимулироваться развитием аналогичных проектов в других частях мира, прежде всего в Е-вропе и А-зии. Неудача проекта А-ЛКА- в его нынешнем виде не отменяет заинтересованности США- в создании общеамериканского интеграционного объединения. Однако рост политической и экономической самостоятельности Латинской А-мерики, активная конкуренция со стороны вне-региональных игроков ограничивают возможности для одностороннего диктата Вашингтона. Ч-тобы вновь перехватить инициативу в деле интеграционного строительства, Соединенные Штаты будут вынуждены в большей степени считаться с интересами других игроков.

Свободная общеконтинентальная торговля открывает новые возможности, но рыночный механизм имеет тенденцию к неравномерному распределению выгоды между участниками. Очевидно, что США-, как наиболее сильный игрок, лучше других адаптированный к жестким условиям свободной конкуренции, извлекут наибольшую выгоду из создания континентальной зоны свободной торговли. В то же время для стран Латинской А-мерики ситуация чревата большими издержками, в связи с чем они ставят вопрос о дополнении договора А-ЛКА- компенсационными механизмами по модели Е-вропейского союза. Представляется, что формирование общеамериканского интеграционного объединения – дело достаточно отдаленной перспективы, которое вряд ли будет реализовано в текущем десятилетии.

Статья научная