Международная практика экологического мониторинга в арктической зоне

Бесплатный доступ

В настоящей публикации дается институциональная и функциональная характеристика международных регуляторов экологического мониторинга в арктической зоне. Обозначаются такие организации, как Арктический совет и Конвенция о защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (OSPAR). Характеризуются основные направления их деятельности с точки зрения последовательной реализации целей и стратегий. В заключении делается вывод о необходимости расширения контрольных полномочий международных регуляторов в целях дальнейшего совершенствования природоохранных мероприятий в арктической зоне

Экологический мониторинг, арктика, шельф, арктический совет, конвенция осло-париж

Короткий адрес: https://sciup.org/170199204

IDR: 170199204   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-4-3-25-27

Текст научной статьи Международная практика экологического мониторинга в арктической зоне

Проблема наблюдения за состоянием арктической зоны является одной из основополагающих в контексте международного экологического сотрудничества развитых и развивающихся арктических стран. При этом важное место в рамках обозначенного наблюдения занимает именно мониторинг, под которым мы понимаем текущую комплексную оценку ресурсного и биолого-экологического состояния арктической зоны на базе современных методологических приемов в целях формирования предложений и рекомендаций по улучшению текущего состояния водных и биологических ресурсов Арктики.

Вместе с тем экологический мониторинг как важное направление деятельности государств в арктической зоне, с нашей точки зрения, должен раскрываться в двух аспектах – институциональном и функциональном, чему и будет посвящена настоящая публикация.

В настоящее время реализация мероприятий по экологическому мониторингу в арктической зоне осуществляется такими международными регуляторами, как Арктический совет и Конвенция Осло-Париж (OSPAR) [1] (полное название – Конвенция о защите морской среды СевероВосточной Атлантики). Арктический совет представлен Российской Федерацией, которая председательствует в нем с 2021 по 2023 гг., североамериканскими государствами, странами Скандинавии. К Конвенции Осло-Париж примкнули пятнадцать стран-участниц: Великобритания, Бельгия, Германия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция. То есть, в сущности, речь идет о наиболее развитых европейских государствах, в том числе скандинавских странах. Далее рассмотрим каждый из названных международных регуляторов в отдельности.

Говоря об Арктическом совете, заметим, что данный орган, по мнению компетентного исследователя В.П. Журавля, «создан как межправительственный «форум высокого уровня» для развития сотрудничества арктических государств, координации их действий в интересах обеспечения устойчивого развития региона, защиты окружающей среды, сохранения культуры, традиций и языков коренных народов Севера» [2, с. 220]. Арктический совет, помимо постоянных стран-участниц, включает в себя организации коренных народов Арктики. Речь идет о национальных и международных ассоциациях и союзах алеутов, атабасков, гвичинов, инуитов, саамов, коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих на территории России. Как сказано на официальном сайте организации, упомянутые «постоянные участники привносят уникальность в Арктический совет и вносят неоценимый вклад в разные области деятельности АС» [3]. В рамках Арктического совета экологическому мониторингу подлежат физические, химические и биологические параметры. Рекомендации Совета на наднациональном уровне отсутствуют, что позволяет странам-участницам самостоятельно санкционировать методологические и рекомендательные указания по проведению мониторинговых мероприятий. Кроме того, Арктический совет готовит и представляет рекомендации для организаций, связанные с проведением экологического мониторинга не шельфе во время проведения геологоразведочных работ.

Институционально Арктический совет состоит из шести отраслевых групп, направленных на решение специальных задач. Каждой группе соответствует свой комплекс направлений:

  • 1)    устранение загрязнений (организация и проведение государствами-участниками мероприятий превентивного и пресекательного характера в части недопущения загрязнения арктической зоны и устранения загрязнений соответственно);

  • 2)    имплементация программных предложений в части арктического мониторинга (измерение уровней и оценка вредоносного воздействия на окружающую среду, а также подготовка докладов о состоянии арктической зоны);

  • 3)    сохранение арктической флоры и фауны (работа над сохранением биологического разнообразия);

  • 4)    предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения (проведение учений по ликвидации экстремальных последствий и обеспечение обучения персонала);

  • 5)    защита водных ресурсов (подготовка предложений и рекомендаций в части предотвращения и контроля за загрязнениями, сопряженными с морской средой Арктики);

  • 6)    стабильное и устойчивое развитие арктического региона (защита и улучшение состояния окружающей среды и поддержание благоприятного культурного и экологического состояния коренных арктических этносов).

Конвенция о защите морской среды Северо-Восточной Атлантики была принята странами-участницами на основе понимания того, что от состояния морской среды и ее обитателей напрямую зависит существование многих государств. Данное положение, в частности, закреплено в преамбуле Конвенции (OSPAR) 1992 года [4]. OSPAR в своей деятельности последовательно реализует шесть основополагающих стратегий, ложащихся в основу интегрального экосистемного подхода. Речь идет о сохранении биоразнообразия и экосистем, исследовании эвтрофикации (то есть чрезмерного насыщения водных объектов биогенными элементами), борьбе с опасными веществами, контроле за активностью предприятий нефтегазовой индустрии на шельфе, предотвращении сбросов радиоактивных отходов, мониторинге и совместной оценке состояния арктической зоне, включая выработку методологических рекомендаций. Собственно мониторинг OSPAR включает в себя химическую оценку, названную выше эвтрофикацию и замер шумов.

В заключение заметим, что рассмотренные нами полномочия международных регуляторов по экологическому мониторингу в Арктике носят исчерпывающий характер. Тем не менее компетенции в сфере мониторинга должны сосуществовать с расширением контрольных полномочий, отчего зависит дальнейшее совершенствование международных природоохранных мероприятий в арктической зоне.

Список литературы Международная практика экологического мониторинга в арктической зоне

  • Международная практика экологического мониторинга на шельфе Арктики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pro-arctic.ru/30/12/2014/ecology/12988 (Дата обращения: 28.04.2023).
  • Журавель В.П. Арктический совет: основные вехи развития (к 25-летию образования) // Арктика и Север. - 2022. - №46. - С. 220-233.
  • Постоянные участники Арктического совета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arctic-council.org/ru/about/permanent-participants/(Дата обращения: 28.04.2023).
  • Convention for the Protection of the marine environment of the North-East Atlantic. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ospar.org/site/assets/files/1169/ospar_convention.pdf (Дата обращения: 28.04.2023).
Статья научная