Международно-правовые аспекты меценатской деятельности в России
Автор: Сафина Гульнара Фирдаусовна
Журнал: Вестник Института права Башкирского государственного университета @vestnik-ip
Рубрика: Международное право
Статья в выпуске: 2 (4), 2019 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена исследованию меценатской деятельности дипломатических работников и правового регулирования благотворительности и меценатства в Российской империи. Подход к правовому регулированию меценатской деятельности в России осуществлен в контексте международного сотрудничества с европейскими странами. Анализ меценатской деятельности дипломатических служащих позволил выявить положительные моменты государственного регулирования меценатской деятельности.
Меценатская деятельность, дипломаты, искусство, филантропия, русская культура
Короткий адрес: https://sciup.org/142232124
IDR: 142232124 | DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2019.4.7
Текст научной статьи Международно-правовые аспекты меценатской деятельности в России
Наряду с гениями искусства в историю вошли и их покровители. У всех на слуху имена выдающихся российских меценатов, благодаря которым сохранились бесценные сокровища мировой и отечественной культуры: Третьяковы, Хлудовы, Боткины, Мамонтовы, Морозовы, Щукины, Строгановы, Демидовы, Шереметевы, Прохоровы, Солдатенков, Бахрушин и многие другие. Они обогатили нашу страну не только тем, что развивали экономику, возводя заводы, мануфактуры и фабрики, строя железные дороги, но и тем, что создавали картинные галереи, музеи и театры, собирая и передавая государству огромные коллекции книг, предметов искусства, поддерживая поэтов, художников и ученых. Таких людей, совершенно безвозмездно из собственных средств оказывающих финансовую поддержку науке, культуре и искусству, называют меценатами.
Развитие правильных традиций и религиозное воспитание, поощряющее сострадание и милосердие, способствовали тому, что в XVIII-XIX вв. меценатство в России достигло наивысшего расцвета [1, с. 57].
Исторически сложилось так, что во все времена представители искусства нуждались в помощи со стороны людей, наделенных властью и богатством. Причины оказания такой помощи были различны: для одних - большая любовь к искусству, для других - дань моде, желание показать себя в обществе щедрым ценителем искусства или возможность получить государствен‐ ные награды.
В указанный период более активный характер стала носить общест‐ венная деятельность представителей дворянского сословия, обусловленная их финансовой состоятельностью. Вклад дворян-меценатов в развитие русской науки и культуры традиционно был очень велик [2, с. 157]. К концу XIX в. в благородный, но дорогостоящий процесс оказания безвозмездной помощи нуждающимся включился быстро разбогатевший и разросшийся класс купцов и предпринимателей. Они становились новыми владельцами дворянских усадеб и поместий, приобщаясь тем самым к элитарным символам и практикам.
Рассматривая феномен меценатства сквозь призму исторических собы‐ тий и преобразований в общественном строе, необходимо отметить активную позицию первых лиц государства, а особенно Петра I, в сфере поддержки культурного развития страны.
С приходом к власти Екатерины II государственная поддержка благотворительности и меценатства стала обретать все большие масштабы. Развитию культуры и искусства в данный период уделялось много внимания. В окружении императрицы было принято жертвовать огромные средства на научные заведения, университеты, создавать театры и библиотеки.
В данной статье хотелось бы обратить особое внимание на меценатскую деятельность дипломатов, поскольку среди представителей этой профессии было немало ценителей искусства, считавших своим долгом развитие и поддержку русской культуры и науки. Меценатская деятельность дипломатических деятелей нуждается в научном анализе и переосмыслении и в связи с возрастанием в обществе интереса к филантропии в области науки и искусства.
Наиболее известные меценаты‐дипломаты Дмитрий Михайлович Голи‐ цын, Николай Петрович Румянцев и его брат, Сергей Петрович Румянцев, Владимир Николаевич Аргутинский-Долгоруков, князь Николай Борисович Юсупов, барон княжества Лихтенштейн Эдуард Фальц-Фейн и многие другие.
Одним из первых русских меценатов был Дмитрий Михайлович Голи‐ цын. Судьба его вполне типична для знатного дворянина той эпохи. Отпрыск одного из самых старых русских княжеских родов, он начал свою карьеру в Измайловском полку, был переведен в дипломатический корпус и пожалован в камер-юнкеры, а уже через 4 года - в камергеры. В 1701 г. был послом в Константинополе, где добивался разрешения на свободное хождение русских судов по Черному морю. В 1760 г. хорошо образованного и свободно говорившего на нескольких европейских языках вельможу отправили по‐ слом во Францию, а затем в Австрию, где он сыграл большую роль в улучшении отношений российского двора с императором Иосифом II [3].
Многочисленные заслуги Д.М. Голицына заключаются в том, что он открывал лечебницы в России и за рубежом, осуществлял финансовую поддержку молодых врачей и студентов-медиков, а также исследователей в области медицины. Он коллекционировал картины, делал дорогостоящие заказы художникам, участвовал в аукционах. В коллекции Д.М. Голицына было около 300 картин, среди которых произведения Рубенса, Ван Дейка, Йор-данса, Саутмана, Гаспера де Крайера, Брейгеля Старшего, Моппера, Рембрандта, Доу, Ван Гойена, Метсю, Рафаэля, Дель Сарто, Тициана, Караваджо, Романо, Карраччи, Пуссена, Клере, Пиллемана и многих других известных фламандских, итальянских, французских, немецких художников.
Князь Н.Б. Юсупов происходил из знатного аристократического рода, приближенного к престолу России. Успешное начало его политической карьеры было предопределено его происхождением. Однако не всегда происхождение обеспечивало дальнейшее успешное развитие карьеры, многое зависело от самой личности, ведь профессия дипломата требует глубоких и системных знаний в различных сферах, духовно-нравственного воспитания, стремления к саморазвитию. К 1772 г., к началу своей государственной службы в Коллегии иностранных дел, князь получил разностороннее домашнее образование, овладел пятью европейскими языками. В 1774-1777 гг. он совершил свое первое заграничное путешествие, посетил Испанию, Италию, Австрию, Фран- цию, Англию и Португалию. Во время Grand Tour он был представлен многим европейским монархам, принят Дидро и Вольтером. Позднее, в должности полномочного министра при Сардинском дворе, он помог урегулировать от‐ ношения неаполитанской королевской семьи с русским посланником А.К. Ра‐ зумовским в Неаполе.
Интерес к культуре и искусству появился у Н.Б. Юсупова в период обу‐ чения в Лейденском университете, тогда же зародилось и увлечение кол‐ лекционированием. Примечательно, что многие государственные посты, за‐ нимаемые князем, позволяли ему влиять на развитие культуры и искусства. Например, он занимал должность директора императорских театральных зрелищ в Петербурге. Князь вошел в число немногих, к чьему мнению при‐ слушивалась Екатерина II при выборе предметов искусства, стал заметной фигурой и активным участником художественной жизни Европы.
Достойна внимания и меценатская деятельность графа Н.П. Румянцева. Он получил очень хорошее домашнее образование, знал много языков и благодаря своим дипломатическим связям добился высоких результатов в политической деятельности – с 1807 по 1814 г. занимал пост министра ино‐ странных дел.
Помимо публичной жизни блестящего дипломата, государственного деятеля граф Н.П. Румянцев вел «тайную», незаметную для широких кругов общественности жизнь мецената, покровителя научных исторических об‐ ществ, археологических экспедиций, книжных издательств, собирателя ис‐ точников по истории России. Н.П. Румянцевым были сделаны большие по‐ жертвования на развитие просвещения и исторической деятельности [4, с. 26]. Документальным подтверждением тому может служить «Проект из‐ дания на средства графа Н.П. Румянцева сборника сочинений иностранных писателей о России», хранящегося в фонде Румянцевых. «Бывший канцлер и председатель Государственного Совета Н.П. Румянцев, по самым приблизи‐ тельным подсчетам, – пишет В. Калугин, – затратил более двух миллионов рублей на приобретение древних рукописей, на экспедиции и осуществле‐ ние таких монументальных изданий, как "Собрание Государственных грамот и договоров", "Ипатьевская летопись" и ряда других памятников письменно‐ сти» [5]. Все это способствовало развитию исторической науки, сохранению и исследованию памятников древнерусской письменности. Кроме этого Н.П. Румянцев собрал огромную коллекцию рукописей этнографических ма‐ териалов, составивших один из основных фондов Румянцевского музея, ны‐ не – Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Интерес к русской культуре проявляли наши соотечественники, чья жизнь и деятельность не были связаны с Россией. В этой связи следует обра‐ тить внимание на заслуги барона княжества Лихтенштейн Э. Фальц‐Фейна. Он известен благодаря своей меценатской деятельности, заключавшейся в восстановлении православных храмов, создании музеев, туристических маршрутов, сохранении русских могил за границей и возвращении в Россию важных государственных реликвий. Э. Фальц‐Фейн приобрел портрет свет‐ лейшего князя Потемкина‐Таврического и передал его дворцу в Алупке, на аукционе в Лондоне до победы бился за картину Маяковского и тут же от‐ правил ее через наше посольство в Москву, в советский фонд культуры.
Министр иностранных дел Лихтенштейна доктор Э. Вах говорил о нем: «Это большая честь в качестве министра иностранных дел Лихтенштейна на‐ писать приветственное слово по случаю издания книги о бароне Фальц‐ Фейне, тайном министре иностранных дел княжества» [6, с. 199]. Его харак‐ теризуют как неординарную личность, прирожденного дипломата, владею‐ щего многими языками, лихтенштейнского русского и русского лихтен‐ штейнца одновременно, укорененного в традиции, хорошо осведомленного в вопросах истории, но всегда открытого для нового, принимающего вызовы времени и открывающего столь многие пути в будущее.
Отрадно, что во все времена были и есть люди, неравнодушные к ис‐ торическим и культурным ценностям своей родины, готовые пожертвовать немалые средства для укрепления и развития искусства. С помощью инве‐ стиций в искусство решаются также и политические задачи государства, ук‐ репляются его позиции на международной арене. Меценаты‐дипломаты – это те люди, которые, поддерживая искусство, развивают духовность обще‐ ства как необходимое условие для достижения стоящих перед ними задач.
Благодаря меценатской деятельности дипломатов меценатство как яв‐ ление приобретает международный масштаб, стираются границы между го‐ сударствами, появляются новые возможности для укрепления культурных и дипломатических связей и их использования для улучшения взаимоотноше‐ ний между странами.
Список литературы Международно-правовые аспекты меценатской деятельности в России
- Боханов А.Н. Исторические портреты: Савва Мамонтов / Вопросы истории. 1990. № 11. С. 57-60.
- Рафиков А.М. Дворянство Вятской губернии на рубеже ХIX-XХ веков / Вопросы истории. 2010. № 9. С. 155-159.
- Мазаев П. Дмитрий Голицын: любовь мецената / Милосердие.RU: православный портал о благотворительности. URL: https:/www.miloserdie. ru/article/dmitrij-golicyn-lyubov-mecenata (дата обращения: 04.11.2019).
- Коваль Л.М. Дело и имя графа Николая Петровича Румянцева / Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2003. № 1. С. 25-28.
- Родился государственный деятель, дипломат, меценат и коллекционер Николай Петрович Румянцев / Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина: сайт. URL: https:/www.prlib.ru/history/619165 (дата обращения: 03.11.2019).
- Данилевич Н. Последний поклон. Памяти барона Эдуарда Фальц-Фейна / Международная жизнь. 2019. № 1. С. 197-205.