Международно-правовые основы мирного освоения космоса: проблемный аспект
Автор: Елизаров Михаил Владимирович
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Международное право
Статья в выпуске: 3 (65), 2021 года.
Бесплатный доступ
Автор анализирует эффективность международно-правовой базы, регулирующей деятельность государств в космическом пространстве, с учетом имеющихся в ней пробелов, допускающих возможность размещения оружия и применения силы в космосе. Цель: попытаться ответить на вопрос о том, существует ли четкая грань между мирным освоением и милитаризацией космоса, допустимо ли развертывание в космосе противоспутниковых и противоракетных систем? Методы: общенаучные методы, метод толкования правовых норм и прогностический метод. Результаты: в ходе исследования автор приходит к следующим выводам: Договор о космосе не охватывает потенциально опасные виды деятельности государств в космосе; нет общепризнанного понимания того, что такое оружие в космосе; грань между мирным освоением космоса и милитаризацией размыта; акцент в понимании термина «мирный» смещается к значению «неагрессивный»; при неагрессивном военном освоении космоса развертывание там оборонительных систем вооружений оказывается допустимым.
Мирное использование космического пространства, договор о космосе, милитаризация космического пространства, космическая гонка, спутниковые установки, противоспутниковое оружие, системы противоракетной обороны, неагрессивное военное использование космоса, запрещение оружия в космосе, размещение оружия, использование силы в космосе
Короткий адрес: https://sciup.org/142232984
IDR: 142232984
Текст научной статьи Международно-правовые основы мирного освоения космоса: проблемный аспект
Во все времена человечество стремилось подняться выше небес и изучать звезды, о чем свидетельствуют мифы многих народов. В 1957 г. Советский Союз отчасти осуществил эту мечту, запустив в космос первый в истории искусственный спутник Земли («Спутник-1»). Это знаменательное событие послужило тревожным сигналом для международного сообщества, побудив США активизировать собственную космическую программу. Кроме того, оно вызвало острую необходимость в создании международно-правовой базы для предотвращения размещения оружия в космосе.
В настоящее время систему международно-правового регулирования мирного освоения космоса составляют четыре политических соглашения, принятых под эгидой ООН: Договор о космосе (1967), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1967), Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971), Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1974). Пятый документ – Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, – принятый Генеральной ассамблеей ООН в 1979 г., так и не был ратифицирован ни одним государством и не имеет в настоящее время практического значения.
Договор о космосе 1967 г. был первым и остается самым важным из договоров ООН по космосу. Он содержит руководяще принципы международного космического права. Договор ратифицировали более 100 стран мира, включая СССР, США и Китай. Государства-участники обязуются не выводить в космос объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, использовать Луну и иные небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз и проведения военных маневров1.
Вместе с тем Договор не охватывает некоторые потенциально опасные виды деятельности государств в космическом пространстве, включающие в себя использование противоспутникового оружия, систем противоракетной обороны (ПРО), а также размещение в космосе обычных вооружений. Однако здесь все же следует учитывать контекст той эпохи, когда разрабатывался Договор. Естественно, что этот контекст значительно отличался от современного как технологически, так и геополитически.
Еще одна важная проблема, связанная с мирным освоением космоса, состоит в том, что ни один из договоров ООН по космосу не определяет и не разъясняет понятие «мирный» применительно к деятельности государств в космосе. Большинство законодателей и дипломатов, принимавших участие в разработке космического права, использовали термин «мирный» как синоним «невоенного». Но космические державы (Советский Союз и США), оценившие тот огромный потенциал, который имеет космос для разведки, связи и военных целей, во времена холодной войны склонялись к значению «неагрессивный».
Вопрос о том, где проходит грань между мирным освоением космоса и его милитаризацией, пока остается нерешенным. Есть надежда, что ответить на него смогут неправительственные группы юристов-экспертов из разных стран, которые стремятся восполнить пробелы в международном космическом праве. В качестве примера можно привести одну из таких экспертных групп, осуществляющих работу над проектом «Руководство Вумера». Это команда ученых, состоящая из сотрудников Юридического колледжа Университета Небраски, университетов Аделаиды, Эксетера, Нового Южного Уэльса в Канберре. Цель данного проекта состоит в разработке руководства, которое позволило бы восполнить все имеющиеся пробелы в области международного космического права, применимого к военно-космической деятельности.
Приходится констатировать, что в последнее время наблюдается нарастание угрозы гонки вооружений в космосе. Об этом, в частности, заявил в своем видеообращении к участникам Женевской конференции по разоружению министр иностранных дел Российской Федерации С. Лавров. По его мнению, «США и их союзники приступили к практической реализации курса на использование околоземного пространства для ведения боевых операций, в том числе наступательных, и размещение там ударных систем вооружений». При этом глава МИД РФ считает, что «…пока еще сохраняется шанс выработать меры, способные предотвратить гонку вооружений в космосе»1.
Помимо Договора о космосе ранее существовал еще один важный документ – Договор об ограничении систем ПРО, подписанный в 1972 г. Советским Союзом и США. Этот Договор ограничивал количество бал- листических ракет и пусковых установок, их расположение и состав. Принятое в 1974 г. Дополнение к Договору сократило количество развертываемых каждой стороной районов ПРО до одного. Однако в декабре 2001 г. президент США Дж. Буш-младший неожиданно для всех объявил о выходе США из Договора, что нанесло ущерб международной безопасности. На следующий день Кремль заявил, что не будет соблюдать Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений 1993 г. (СНВ-2), который ограничивал стратегические вооружения, включая ядерные боеголовки, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые межконтинентальные баллистические ракеты.
При рассмотрении проблем, связанных с мирным освоением космоса, неизбежно возникает несколько важных вопросов, ответы на которые, к сожалению, не дают нам ни Договор о космосе, ни другие политические договоренности, заключенные под эгидой ООН. Главный из них: что представляет собой оружие в космосе, размещение которого противоречит требованию сохранять космическое пространство открытым для исследования и использования всеми государствами исключительно в мирных целях? В частности, противоречит ли принципам мирного освоения размещение в космосе спутниковых систем для управления беспилотными летательными аппаратами военного назначения?
Проблема состоит в том, что в космическом праве на сегодняшний день нет общепризнанного определения понятия «космическое оружие». Динамика космической среды и законы физики создают условия, когда практически любой объект в космосе можно рассматривать как потенциальное оружие. Это вызывает большие трудности при выработке приемлемого определения космического оружия. Можно ли, например, считать космическим оружием такие устройства, которые сами по себе не наносят какого-либо физического ущерба, но могут выводить из строя оборудование для управления, контроля и наблюдения за целью, имеющее жизненно важное значение в работе космических аппаратов и ракет?
Нарастанию угрозы гонки вооружений в космосе способствует и то обстоятельство, что в последнее время растет число космических аппаратов, имеющих двойное назначение (гражданское и военное). Практически любой спутник может использоваться во враждебных целях, особенно это касается спутников связи и систем навигации (будь то американский GPS, российский ГЛОНАСС или китайский BeiDou). Все они могут применяться для наведения высокоточного оружия. По мне- нию Ю.М. Колосова, «космические ракеты могут служить в качестве носителей ядерного оружия, космические аппараты могут использоваться в разведывательных целях, для испытания ядерного оружия в космическом пространстве» [1, с. 4].
Уже сегодня системы спутниковой связи используются передовыми странами для управления войсками, проведения спецопераций, предоставления подробной разведывательной информации о потенциальных целях, выступая тем самым факторами повышения боевых возможностей воюющих армий. Как следствие, сегодня наметилась тенденция к расширению арены потенциальных конфликтов, и в будущем театром военных действий может стать космос.
И все же основными видами оружия, вызывающими озабоченность, когда речь заходит о нарастании угрозы гонки вооружений в космосе, являются противоспутниковое оружие и системы ПРО, предназначенные для перехвата межконтинентальных баллистических ракет. В международном праве пока не существует запрета на создание, испытание и развертывание в космосе противоспутникового оружия. В этой связи, как считает президент Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы В. Кантор, сегодня необходимо «…в качестве первого шага на пути к предотвращению милитаризации космического пространства договориться о запрете на испытания противоспутниковых систем и ударных космических средств ПРО»1.
В настоящее время противоспутниковое оружие есть у США, России, Китая и Индии. 11 января 2007 г. успешное испытание противоспутникового оружия провел Китай, сбив один из своих несуществующих метеорологических спутников, а 26 марта 2019 г. – Индия, которая создала такое оружие якобы для противостояния китайской угрозе. Не так давно космическое командование США и Британии обвинило Россию в разработке и испытании систем космического базирования. По данным США, испытания прошли 15 июля 2020 г.: Космос – 2543 (российский спутник мониторинга объектов на околоземной орбите, спутник-инспектор) запустил со своего борта некий снаряд, который унесся в неизвестном на- правлении со скоростью около 500 км/ч. Такой кинетический снаряд может уничтожить любой спутник любого вероятного противника1.
Вне зависимости от того, какая страна проводит подобные испытания, они несут в себе опасность как для спутниковых систем навигации, связи и мониторинга окружающей среды (от которых зависят многие сферы жизни общества), так и для глобальной системы позиционирования, которая крайне необходима в кризисных ситуациях. И, что наиболее важно, такие испытания несут в себе разрушительный потенциал, создавая на околоземной орбите еще больше космического мусора.
В настоящее время круг стран, вовлеченных в испытания возможностей противоспутникового оружия, не ограничивается космическими державами. Даже страны, не располагающие технологиями, необходимыми для реализации космических программ в военной сфере, весьма успешно решают эту проблему, закупая эти технологии у стран, которые ими обладают. Этот процесс пока находится на начальной стадии, но он уже идет. Космические державы, скорее всего, продолжат вести работу над совершенствованием оборонительных и наступательных систем (в целях сдерживания и обеспечения своего военного превосходства).
Дискуссии о том, где проходит грань между мирным освоением космоса и милитаризацией, бушевавшие на заре космической эры, продолжаются и по сей день, но немного утихли. Теперь страны, вовлеченные в деятельность по освоению космоса, в понимании термина «мирный» все больше склоняются к значению «неагрессивный», как в прежние времена это делали СССР и США. Кроме того, акцент в дискуссиях о мирном освоении космоса постепенно сместился от обсуждения проблемы милитаризации к проблеме вепонизации (размещения оружия) и возможного применения силы в космосе.
Здесь возникает вопрос: допустимо ли при неагрессивном военном освоении космоса развертывание там оборонительных систем? На него можно ответить утвердительно, если принять во внимание положения Договора о космосе. В частности, несмотря на запрет размещения в космосе ядерного оружия и оружия массового поражения, полного запрета на размещение оружия в космосе не существует. Правовой режим, установленный Договором, позволяет развертывать там системы обыч- ных вооружений и использовать их в обстоятельствах, когда международное право разрешает применение силы.
К счастью, нарастание угрозы гонки вооружений пока не привело к размещению оружия или применению силы в космосе. На сегодняшний день государства склонны проявлять сдержанность, ограничивая деятельность по освоению космоса разведкой, обеспечением связи, навигации и контролем передвижений на суше, на море, в воздухе и в космосе, включая системы предупреждения о ракетном нападении. Будет ли эта сдержанность сохраняться и впредь, во многом зависит от того, насколько хорошо государства осознают угрозу своей безопасности и национальным интересам, исходящую от милитаризации космоса.
Список литературы Международно-правовые основы мирного освоения космоса: проблемный аспект
- Колосов Ю.М. Борьба за мирный космос. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2014. 128 с.