Международное право об объектах культурного наследия финно-угорских народов

Автор: Чиранова Ирина Павловна

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 2, 2015 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются международные акты, в соответствии с которыми строится правовая охрана объектов культурного наследия финно-угорских народов в Российской Федерации.

Источник права, культура, культурное наследие, международное право, объект, охрана

Короткий адрес: https://sciup.org/14723202

IDR: 14723202

Текст научной статьи Международное право об объектах культурного наследия финно-угорских народов

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВООБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

И. П. ЧИРАНОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

(г. Саранск, РФ)

Актуальность рассматриваемой проблемы не вызывает сомнений. На фоне культур других народов мира мировоззрение, культ, нравы и обычаи финно-угорских народов являются самобытными, что находит выражение в их повседневной культуре – в том, что принято называть традиционной народной культурой или нематериальным культурным наследием. К числу таковых относятся знания, навыки, фольклорные и мифологические данные, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия финно-угорских народов.

Приходится констатировать, что такие традиции с трудом поддаются обобщению по причине разнообразия форм поведения, относительной самостоятельности и самобытности каждого народа, входящего в финно-угорскую группу, однако сохранение традиций, языка, образа жизни финноугорских народов – важная задача современного государства. К сожалению, в настоящее время в Российской Федерации решение данной задачи далеко от завершения, что обусловлено некоторым несовершенством действующего законодательства об охране объектов культурного наследия. Несмотря на закрепление в ст. 44 Конституции Российской Федерации обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, в текущем законодательстве отсутствует действенный механизм ее исполнения. Это связано, в частности, с отсутствием точного определения понятия «культурное наследие». Так, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октя- бря 1992 г. № 3612-1 [9] культурное наследие Российской Федерации определяется как материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. В то же время в базовом федеральном законе, регламентирующем вопросы охраны культурного наследия, «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [8] под объектами культурного наследия понимаются объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и т. п., способные иметь федеральное, региональное и местное значение.

Следовательно, о сохранении, использовании, популяризации и государственной охране как предмете регулирования Федерального закона «Об объектах культурного наследия...» можно говорить только применительно к названным объектам недвижимости и связанным с ними объектам. Учитывая, что в преамбуле Федерального закона «Об объектах культурного наследия...» отмечается его направленность на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной са-

мобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры, приходится констатировать, что в настоящее время сформирован только механизм охраны объектов культурного наследия, в том числе финно-угорских народов, имеющих материальный овеществленный характер, тогда как возрождение и сохранение народных духовных ценностей финноугорских народов немыслимо без механизма правовой охраны нематериальных объектов культурного наследия. О необходимости его закрепления в законодательстве говорить своевременно и актуально в связи с тем, что развитие традиционной народной культуры является значимой частью современной культуры в целом.

При построении механизма правовой охраны объектов нематериального культурного наследия финно-угорских народов нужно учитывать основные принципы и нормы международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; в случае, если международным договором РФ установлены иные правила, нежели предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В настоящее время действует система международно-правовых норм в области охраны объектов культурного наследия, немалое их количество посвящено нематериальному культурному наследию. К числу таковых относятся акты ЮНЕСКО – Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, – провозгласившей главным стратегическим приоритетом в сфере культуры содействие культурному разнообразию. В Уставе ЮНЕСКО поставлены две задачи: «обеспечить государствам-членам сохранение своеобразия их культуры» и «способствовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем», поэтому своими актами ЮНЕСКО стремится к созданию международного климата, осно- ванного на равенстве всех культур, защите культурного наследия, уважении культурных прав и поощрении межкультурного диалога. На решение этой задачи направлена принятая в 2001 г. Всеобщая декларация о культурном разнообразии [1], возводящая разнообразие в ранг «общего достояния человечества» и определяющая его защиту как этическую прерогативу, неотделимую от человеческого достоинства. По мнению ЮНЕСКО, неотъемлемой составляющей «общего достояния человечества» является деятельность в областях охраны всемирного наследия, защиты движимого и нематериального наследия, поощрения межкультурного и межрелигиозного диалога, поддержки индустрии культуры, защиты авторского права, развития культурного туризма и музейной деятельности.

В 2005 г. в развитие идеи культурного разнообразия ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (вступила в силу 18 марта 2007 г.) [4], основной целью которой провозглашены охрана и поощрение разнообразия форм культурного самовыражения, воплощенных в «культурной деятельности и культурных товарах и услугах» и являющихся способами передачи современной культуры. Конвенция 2005 г. призывает государства – члены ЮНЕСКО принимать все необходимые меры для охраны и поощрения разнообразия форм культурного самовыражения. Она направлена на создание такой правовой базы, которая способствовала бы производству, распределению и распространению культурных товаров и услуг различного происхождения, а также свободному доступу к ним всех без исключения. К сожалению, Российской Федерацией до настоящего времени Конвенция 2005 г. не ратифицирована.

Не была ратифицирована и принятая на 32-й сессии ЮНЕСКО в 2003 г. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия [7], впоследствии одобренная 30 государствами и вступившая в силу 20 апреля 2006 г. По сути, ее принятие предопределило необходимость охраны объектов, которые невозможно от- нести к всемирному наследию, хотя они также нуждаются в правовой охране, – объектов нематериального культурного наследия. В соответствии со ст. 2 Конвенции 2003 г. к нематериальному культурному наследию относятся обычаи, формы выражения и представления, проявляющиеся в устной традиции, традиционной музыке, танцах, театре; обычаях, обрядах, праздниках; знаниях и обычаях, относящихся к природе и вселенной; традиционные ремесла и связанные с ними знания и навыки, а также предметы и культурные пространства, которые признаются сообществами частью культурного наследия, передаются из поколения в поколение, постоянно воссоздаются, формируют у сообществ чувство самобытности и преемственности, а также согласуются с международно-правовыми актами по правам человека.

Конвенцией 2003 г. установлено, что под охраной объектов нематериального культурного наследия следует понимать принятие мер по обеспечению их жизнеспособности, в том числе идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, а также повышение роли нематериального культурного наследия, передачу его с помощью образования и возрождение различных аспектов наследия. Ст. 16 и 17 предусматривается создание двух перечней объектов нематериального культурного наследия. Один из них – Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, который следовало бы формировать для обеспечения наглядности и известности нематериального культурного наследия всему миру. Второй – Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, направленный на установление приоритетности принятия мер по сохранению нематериального наследия.

Международной конвенцией подчеркивается жизненно важная роль языков в сохранении нематериального наследия и передаче его следующим поколениям, поскольку все нематериальное культурное наследие – от представлений о вселенной до ритуалов, от театральных представлений до ремесел – зависит от языка, составляюще- го в устной традиции не только инструмент нематериального наследия, но и ее сущность.

К началу 2009 г. 103 государства мира присоединились к Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия. Несмотря на то что Российская Федерация ее не ратифицировала, в 2008 г. в Репрезентативный список нематериального культурного наследия занесены два объекта из России: культурное пространство и устная культура семейских народов и якутский героический эпос «Олонхо». Полагаем, наша страна должна предпринять усилия по скорейшей ратификации данного международного акта, с тем чтобы при формировании российского законодательства об охране объектов культурного наследия финно-угорских народов учитывать его положения.

Наряду с перечисленными среди основных многосторонних международных актов, посвященных охране объектов культурного наследия, способных влиять на формирование российского законодательства об охране культурного наследия финно-угорских народов, необходимо упомянуть Декларацию принципов международного культурного сотрудничества (Париж, 4 ноября 1966 г.) [2], Рекомендацию ЮНЕСКО «Об охране в национальном плане культурного и природного наследия», (Париж, 16 ноября 1972 г.) [11], Рекомендацию ЮНЕСКО «О сохранении фольклора», (Париж, 15 ноября 1989 г.) [10], Европейскую культурную конвенцию (ETS № 18, Париж, 1954 г.) [3], Международную хартию по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия, 1964 г.) [6], Международную хартию по охране исторических городов (Вашингтонская хартия, 1987 г.) [7].

В заключение отметим, что правовая охрана объектов культурного наследия финно-угорских народов возможна только при разработке надлежащей правовой базы, отражающей механизмы охраны как материальных, так и нематериальных объектов культурного наследия с учетом важнейших положений международного права в исследуемой сфере.

Список литературы Международное право об объектах культурного наследия финно-угорских народов

  • Всеобщая декларация о культурном разнообразии (2001 г.) -. -Режим доступа: http://Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml, свободный.
  • Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 г.)//Международные нормативные акты ЮНЕСКО. -М., 1993. -С. 404-406.
  • Европейская культурная конвенция (ETS № 18, Париж, 1954 г.)//Бюл. междунар. договоров. -2000. -№ 1. -С. 3-8.
  • Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (вступила в силу 18 марта 2007 г.) //СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф. -Последнее обновление: 20.12.2014.
  • Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 г.) //СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф. -Последнее обновление: 20.12.2014.
  • Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия, 1964 г.) //СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф. -Последнее обновление: 20.12.2014.
  • Международная хартия по охране исторических городов (Вашингтонская хартия, 1987 г.) //СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф. -Последнее обновление: 20.12.2014.
  • Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федер. закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.)//Парламент. газета. -2002. -№ 120-121.
  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 окт. 1992 г. № 3612-1//Рос. газ. -1992. -№ 248.
  • Рекомендация ЮНЕСКО «О сохранении фольклора», (Париж, 15 ноября 1989 г.)//Международные нормативные акты ЮНЕСКО. -М.: Логос, 1993. -С. 495-499.
  • Рекомендация ЮНЕСКО «Об охране в национальном плане культурного и природного наследия» (1872 г.)//Международные нормативные акты ЮНЕСКО. -М.: Логос, 1993. -С. 331-340.
Еще
Статья научная