Международный полевой симпозиум «Древнейшие этапы горного дела и металлургии в Северной Евразии: Каргалинский комплекс» (Каргалы-Оренбург)

Автор: С.В. Кузьминых

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Хроника

Статья в выпуске: 215, 2003 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/143183893

IDR: 143183893

Текст статьи Международный полевой симпозиум «Древнейшие этапы горного дела и металлургии в Северной Евразии: Каргалинский комплекс» (Каргалы-Оренбург)



КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ ИНСТИТУТА АРХЕОЛОГИИ РАН. ВЫП. 215. 2003 г.

механизм взаимодействия Севера и Юга, проникновение южных вещей в северные районы и северных культурных явлений - в южные.

Доклады, прозвучавшие на конференции, показали, что исследователи России, Украины и Белоруссии способны преодолеть все политические преграды при работе над проблемами, вызывающими всеобщий интерес и отвечающими на важнейшие вопросы как древней, так и современной истории. Прошедший форум сделал весомый вклад в разработку одного из самых сложных вопросов истории Руси, показав, что именно археологии принадлежит ведущая роль в изучении данной темы.

В настоящее время по материалам конференции к печати готовится сборник статей.

С.В. Кузьминых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛЕВОЙ СИМПОЗИУМ “ДРЕВНЕЙШИЕ ЭТАПЫ ГОРНОГО ДЕЛА И МЕТАЛЛУРГИИ В СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ: КАРГАЛИНСКИЙ КОМПЛЕКС” (КАРГАЛЫ-ОРЕНБУРГ)

Изучение древнейшего горно-металлургического производства принадлежит к тем сферам научной деятельности, которые издавна обращали на себя внимание специалистов самого широкого профиля. Активные полевые изыскания трех последних десятилетий привели к выявлению выдающихся памятников древнего и старинного горного дела на Балканах (Аи-Бунар, Странжа и др.), в Леванте (Тимна и Фенан), на Иранском нагорье (Вешно-ве), в Средней Азии и Казахстане (Карнаб, Кенказган, Коунрад, Саяк и др.) и в других регионах Евразии. Особый резонанс у российской и международной научной общественности вызвало открытие Каргалинского меднорудного и горно-металлургического комплекса (Каргалы) в Южном Приуралье, на котором с 1990 г. развернулись и более десятилетия продолжались интенсивные полевые разыскания Каргалинской комплексной археологической экспедиции Института археологии РАН под руководством Е.Н. Черных. Уже предварительные публикации результатов данных исследований (см. их обзор: Черных, Лебедева, Кузьминых и др., 2002. С. 14-17) не просто стимулировали неподдельный интерес к Каргалам, но стали катализатором активного обсуждения проблематики, связанной с древнейшим горно-металлургическим производством, на ряде конференций и симпозиумов, а также на страницах российских и зарубежных журналов. На этих форумах и в печати, кроме того, настойчиво звучала мысль о необходимости осмысления основных аспектов и проблем горного дела и металлургии бронзового века Северной Евразии; при этом высказывалось пожелание, чтобы научным полигоном для встречи и обмена опытом специалистов различных стран и направлений стали именно Каргалы.

Все это сделало насущным проведение 25 июня - 1 августа 2002 г. Международного полевого симпозиума, организаторами которого явились Институт археологии РАН и Администрация Оренбургской области. Финансовая поддержка Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 02-06-85066) и Администрации Оренбургской области во многом способствовали успешному проведению симпозиума. В его работе приняли участие специалисты из научных центров России (Москва, Оренбург, Ижевск, Самара), стран СНГ (Украина, Казахстан, Узбекистан) и дальнего зарубежья (Испания, Германия, Великобритания, США). К началу полевого симпозиума Институтом археологии РАН были изданы два тома из пятитомной серии “Каргалы” (Черных, Лебедева, Кузьминых и др., 2002; Черных, Лебедева, Журбин и др., 2002) и сборник материалов самого симпозиума с параллельными текстами на русском и английском языках (Материалы..., 2002). Научно-организационной базой симпозиума стали коллективы Каргалинской экспедиции ИА РАН и кафедры истории России и археологической лаборатории ОГПУ.

Работа симпозиума проходила в два этапа. Основной из них - собственно сам полевой симпозиум - был связан непосредственно с Каргалинским комплексом. Центром притяжения этого этапа стали базовый лагерь Каргалинской экспедиции и раскоп на позднебронзовом поселении Горный. Организаторам удалось полностью выполнить намеченную программу. В немалой степени этому благоприятствовала погода, позволившая осуществить наиболее сложные пункты данной программы. В ходе экскурсий участники симпозиума получили максимально полное представление о главных участках и пространственной протяженности Каргалинского меднорудного поля. Кроме того, они воочию познакомились с основными типами и следами поверхностных и подземных горных выработок, причем в последних их внимание привлекли не только сами штольни и залы, но и зримые следы горнопроходческих инструментов, в изобилии сохранившиеся на песчаниковых стенах и сводах. Особенно сильное впечатление о Каргалах оставила вертолетная экскурсия, состоявшаяся благодаря содействию Администрации области, - масштабы древних и старинных работ по увалам Общего Сырта с высоты птичьего полета действительно впечатляют (фото).

Живой интерес был проявлен к археологическим памятникам Каргалинского комплекса и его округи (микрорайон Буланово). Вся их панорама - поселения и могильники бронзового века, курганы сарматской эпохи, сооружения XVIII-XIX вв. - предстала перед участниками полевого симпозиума во время экскурсий. Наибольшее внимание, естественно, привлекли к себе памятники, на которых в тот момент проводились раскопки, - это селища позднего бронзового века Горный 1 и Буланово 2, а также могильник у горы Березовой. Причем экскурсия на Горном для участников Каргалинского исследовательского проекта (с российской стороны - Е.Н. Черных, Е.Е. Антипина, А.П. Бужилова, И.В. Журбин, М.В. Козловская, С.В. Кузьминых, Е.Е. Куликов, Е.Ю. Лебедева, В.Ю. Луньков, М.Б. Медникова, А.Б. Полта-раус; с испанской - Х.М. Висент Гарсия, И. де Завала Моренсос, П. Лопес Гарсия, Х.А. Лопес Саец, М.И. Мартинес Наваретте, С. Ровира, АЛ. Родригес Алькальде) стала, по сути, началом череды их докладов, которые ка-

Каргалы, поселок позднего бронзового века Горный. Вид с вертолета, съемка 2002 г.

В окружении следов древних шахт виден раскоп сезона 2002 г. (комплекс 3), а также обозначены места расположения раскопанных в предшествующие годы комплексов 1 и 2. древнейшего поискового карьера раннебронзового века и “русского дома” XVIII в.

сались различных аспектов, связанных с изучением данного горно-металлургического комплекса.

Е.Н. Черных (Москва) сделал обзор вскрытых на Горном объектов. Раскоп 2002 г. позволил в реальности ознакомиться с литологией основных наслоений, характером культурного слоя, производственно-бытовыми и сакральными сооружениями, а также с их стратиграфическим и хронологическим соотношением. Жилищно-производственные комплексы, изученные в 1992-1999 гг., были “воспроизведены” на поверхности поселения в виде натурального макета, выложенного из песчаниковых плит по периметру выявленных сооружений. Внимание участников симпозиума было привлечено, кроме того, к древнейшему - раннебронзовому - поисковому карьеру, а также к объекту уже нового времени - так называемому “русскому дому” ХУШ в. И.В. Журбин и В.П. Зверев (Ижевск), продемонстрировав электрометрические исследования, остановились на реконструкции планировки позднебронзового поселка. Здесь же, на Горном, состоялся и первый обмен мнениями и впечатлениями об увиденном.

Разговор о характере, масштабах и организации горно-металлургического производства в Великом степном поясе Евразийского континента - и, прежде всего, при обсуждении докладов остальных участников Каргалин-ского исследовательского проекта - был продолжен в экспедиционном лагере. При этом лишь малую часть выступлений можно отнести к сугубо ака- демическим по своей форме. Участники симпозиума получили реальную возможность подержать в руках частицу того богатства археологических материалов, что добыта при раскопках Горного, и вместе с Е.Е. Антипиной, Д.В. Вальковым, С.В. Кузьминых и В.Ю. Луньковым (Москва), представлявшими в своих выступлениях костяные, каменные и медные орудия и заготовки, литейные формы, шлаки и керамику, могли составить о них собственное представление. Визуальное впечатление о металлических изделиях и шлаках Горного С. Ровира (Испания) дополнил яркой картиной металлургических и кузнечных приемов и операций, выявленных им с использованием методов электронной и оптической микроскопии, металлографии и рентгеноструктурной спектрометрии.

Продолжая разговор о необозримой археозоологической коллекции поселения Горный, Е.Е. Антипина наглядно охарактеризовала видовую структуру костных остатков и особенности морфологии животных, степень искусственной раздробленности костей и характер следов искусственного воздействия на костях. Оценка остеологической коллекции Горного вкупе с карпологическими исследованиями позволила ей вместе с Е.Ю. Лебедевой и Е.Н. Черных обратиться к реконструкции системы жизнеобеспечения горняков и металлургов срубной общности на Каргалах, которая базировалась, судя по всему, на обменных операциях медной руды на скот. Оценке практики жизнеобеспечения был посвящен и коллективный доклад испанских участников Каргалинского исследовательского проекта. Х.М. Висент Гарсия, И. де Завала Моренсос, П. Лопес-Гарсия, ХА. Лопес-Саец, М.И. Мартинес-Наваретте, АЛ. Родригес Алькальде, опираясь на палинологические исследования и методы ландшафтной археологии, предложили теоретическую модель взаимодействия человека и окружающей среды на Каргалах в бронзовом веке. В докладах А.П. Бужиловой, М.Б. Медниковой, М.Б. Козловской, Е.Е. Куликова и А.Б. Полтарауса (Москва) были представлены предварительные результаты палеоантропологического, палеодиетологическо-го и молекулярно-генетического исследования населения эпохи бронзы и сарматского времени Каргалов, полученные при изучении сравнительно небольшой по численности антропологической выборки из поселения Горный 1, Першинского и Комиссаровского могильников.

Здесь же, на Каргалах, прозвучала серия докладов, посвященная историко-металлургическим исследованиям в странах ближнего зарубежья. Ю.М. Бровендер и В.В. Отрощенко (Украина), возобновившие в последние годы изучение древних рудников и поселений горняков в Бахмутской котловине в бассейне Северского Донца, познакомили коллег с результатами своих изысканий и раскопок на площади Картамышского рудопроявления. В.Д. Рузанов (Узбекистан) на основании геологических и археологических свидетельств попытался выделить на территории Узбекистана несколько горно-металлургических центров, существовавших в эпоху раннего металла, однако сделанный им обзор носил слишком общий характер. Более конкретным и доказательным был доклад Я. Черны (Германия), посвященный характеристике оловянных рудников бронзового века (Карнаб, Чангалли, Мушистон и др.), изученных в долине Зеравшана в Узбекистане и Таджикистане. С.А. Берденов (Казахстан), собравший сведения о многочисленных следах древних горных работ, выделил на территории Казахстана ряд горнометаллургических областей, служивших важнейшими рудными источниками для производящих центров Евразийской металлургической провинции. К этим докладам примыкало сообщение Ф. Кола (США), который ознакомил коллег с результатами новейших раскопок Дагестано-Американской экспедиции на известных поселении и могильнике бронзового века у селения Великент близ Дербента. Эти материалы рассматриваются в контексте их местоположения в Каспийском прибрежном коридоре, который связывал степные культуры Предкавказья с ближневосточными.

Второй этап Каргалинского международного полевого симпозиума прошел в Оренбурге, в педагогическом университете. Сотрудники кафедры истории России и археологической лаборатории ОГПУ (руководитель - НЛ. Моргунова), Института степи УрО РАН (С.В. Богданов) и краеведческого музея (В.Е. Трегубов) подготовили археологическую выставку, раскрывающую основные этапы древнейшего прошлого Оренбургского края. Участники симпозиума имели также возможность познакомиться с достопримечательностями Оренбурга и его окрестностей.

Во вступительном докладе А.А. Чибилева (Оренбург) речь пошла о природно-ландшафтном своеобразии степных экосистем на стыке Европы и Азии, о природно-охранной деятельности возглавляемого им Института степи, о выделении нескольких охранных природных зон на территории Каргалинского комплекса. Планируемые ограниченные рамки последних вступают в явное противоречие со статусом Каргалов как памятника федерального значения, что в дальнейшем может губительно сказаться на судьбе комплекса в целом. Каргалинскую тему продолжил С.В. Богданов (Оренбург), познакомивший участников симпозиума с материалами раскопанных в 2000 и 2001 гг. Першинского и Комиссаровского курганных могильников. Доклад НЛ. Моргуновой о металлургии ямной культуры Приуралья стал хорошим комментарием той представительной серии медных и железных предметов -оружия, орудий труда и украшений, привлекших к себе внимание на выставке в ОГПУ.

В большинстве выступлений второго этапа доминировала евразийская историко-металлургическая проблематика. С большим интересом были восприняты доклады И. Монтеро (Испания) о доисторических медных рудниках на Иберийском полуострове, Б.С. Оттауэй и Е.К. Уоджер (Великобритания) -о памятниках горного дела и металлургии в Уэльсе, Г. Вайсбергера (Германия) - о древнем горном деле в Тимне и Фенане (древний Левант) и выплавке меди в Восточном Средиземноморье, Т. Штёлънера (Германия) - об исследованиях памятников горного дела на Иранском плато, в частности, разработок близ Вешнове, которые могут считаться наиболее ранними на Среднем Востоке. В итоговом докладе “Каргалы: феномен, парадоксы и модель функционирования” Е.Н. Черных привлек внимание участников симпозиума к еще слабо разработанным проблемам, связанным с изучением горного дела и металлургии на Евразийском континенте в древности.

Большинство докладов, прозвучавших на симпозиуме, так или иначе были посвящены проблемам, тесно связанным с древним горным делом и металлургией, даже если речь в них шла о данных археозоологических, пали- нологических, карпологических, палеопатологических, палеодиетологиче-ских и молекулярно-генетических изысканий. Перед участниками симпозиума предстала панорама историко-металлургических исследований, которые ведутся в ряде узловых регионов Евразии. Состоявшийся обмен опытом, методическими приемами и информацией, несомненно, обогатил всех участников симпозиума, а знакомство с Каргалами, по словам многих коллег, придало им дополнительный импульс для собственных поисков. В адрес организаторов прозвучало немало слов благодарности за образцовое проведение симпозиума и, в особенности, за подарок судьбы - встречу с Каргалами. В резолюции Международного полевого симпозиума прозвучал призыв к правительственным органам РФ, к Администрации Оренбургской области и Российской Академии наук сделать все возможное для организации на базе Каргалов национального парка-заповедника горного дела и металлургии - первого на территории Российской Федерации.

Статья