Межэтнические аспекты изменения землевладения в Саратовской губернии в пореформенный период
Автор: Шишкин Дмитрий Петрович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Отечественный опыт
Статья в выпуске: 10, 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье изучаются основные тенденции развития поземельных отношений в пореформенное время. Автор анализирует изменения в масштабах и характере землевладения различных этносов и этнических групп Саратовской губернии.
Национальные традиции, национальный уклад жизни, сословная структура, поземельные отношения, пореформенное время, аграрное перенаселение
Короткий адрес: https://sciup.org/170166095
IDR: 170166095
Текст научной статьи Межэтнические аспекты изменения землевладения в Саратовской губернии в пореформенный период
В едущим процессом в социальных и поземельных отношениях пореформенной России стало развитие капитализма. В этот период происходила ломка феодальных отношений в сельском хозяйстве, и складывались характерные для капитализма социальные слои населения. Буржуазные отношения развивались в условиях сохранения сословного строя. Основную массу населения Саратовской губернии, как и всей России, составляли крестьяне. Причем их удельный вес в губернии (89%) превосходил аналогичные средние показатели Европейской России. Значительно меньшую сословную группу в губернии составляли мещане1. Удельный вес мещан и городских сословий (8,7%) превосходил аналогичные показатели в поволжских губерниях2. Данное обстоятельство связано с активным экономическим развитием городов губернии, обусловившим рост их населения. Представители всех остальных сословий составляли немногим более 2%. Отметим, что для Саратовской губернии была характерна малочисленность дворянского сословия.
Наш анализ позволил выявить специфику сословной структуры отдельных народов губернии. Однородной, т.е. крестьянской, она была у чувашей, башкир и мордвы. Состав великоросского, малороссийского, белорусского, немецкого и татарского населения при преобладании численности крестьян был разнообразным; он включал представителей многих иных сословий. Однако у малороссов некрестьянские сословные группы были малочисленны. Среди нерусского населения губернии наибольшей численностью мещан выделялись татары. Они проживали в Саратове, Царицыне, Вольске, Хвалынске и Кузнецке. Среди татар была также довольно значительная прослойка дворян – потомков татарской знати, получившей после включения в состав Русского государства права российского дворянства и значительные земельные участки3.
Немецкое население Поволжья первоначально состояло исключительно из крестьян и ремесленников. Это было обусловлено тем, что по российскому законодательству колонистами признавались лишь те иностранцы, которые занимались земледелием, а также ремесленни ки: портные, сапожники, кузнецы. В последующем
-
1 Первая всеобщая перепись населения Российской империи. – СПб., 1904, с. 224.
-
2 Там же, с. 225.
-
3 Там же.
социальная структура немцев расширилась, преимущественно за счет город -ских сословий. Но основную их массу по - прежнему составляли крестьяне.
Сословный состав великороссов из - за их численного преобладания наиболее соот-ветствовал средним по губернии показа телям. В то же время наблюдалось явное преобладание рус с ких в общем числе отдельных сословий. Так, среди духовен -ства великороссы составляли 98,5%, вой -скового казачества — 99,5%, мещанства — 94%, купечества — 89,7% и дворянства — 90%. В то же время преобладание числен -ности русских среди крестьянского насе ления было значительно меньшим1.
В свою очередь, специфика социаль-ного состава польского, еврейского и цыганского населения заключалась в пре обладании некрестьянских сословий. В сословном составе выделялась отдельная группа инородцев, которую в Саратовской губернии составляли калмыки.
Если в среднем по губернии сель -ское население составляло немногим более 87%, а городское — около 13%, то у отдельных этносов эти показатели суще -ственно различались. В названный период Саратовская губерния сохранила статус аграрного региона, и хотя процессы урба низации бурно развивались, сельское население значительно превышало город ское. Отдельные этносы имели традиции сельского расселения, и одним из условий их успешной хозяйственной деятельности являлось обеспечение крестьян землей.
Земельный фонд губернии распреде-лялся на 3 основные категории: в 1887 г. 37% составляла частновладельческая земля, 51,3 % - крестьянская надельная и остальная - государственная, вклю чая владения госучреждений и церкви3. В пореформенный период окончательно сложился земельный товарный рынок, причем наблюдался рост товарного обо рота земли. Наибольшее ее количество было продано в 1893-1902 гг.4 Если в 1860-х — первой половине 1880-х гг. землю покупали в основном дворяне и купцы, то в 1884-1905 гг. в качестве покупателей преобладали крестьяне.
Основная доля частновладельческой земли в губернии находилась в руках поместного дворянства (свыше 70,7%). Остальные приобретенные путем покупки в частную собственность земли принадле жали купцам (17,7%), крестьянам (8,9%), мещанам (2,1%) и прочим сословиям5.
Почти 90% дворян в губернии были великороссами, и, следовательно, они являлись здесь основными землевладель цами. Данное положение подтверждает и территориальное расположение дворян ского землевладения в уездах с наиболь шим преобладанием великоросского насе ления. Так, земли дворян были сосредо точены в северных и центральных уездах: Аткарском, Балашовском, Саратовском, Сердобском, Петровском6.
С 1880-х гг. в Саратовской губернии, как и в целом по России, дворянское землевладение интенсивно сокращалось, главным образом за счет перехода в руки других сословий. Так, если в 1863-1897 гг. частные земли дворян здесь уменьшились на 874 тыс. дес., то крестьянские, наобо- рот, значительно увеличились1. В 1905 г. дворянам принадлежало лишь менее половины частновладельческой земли в губернии. Несмотря на это, позиции дворянского землевладения и в начале XX в. оставались достаточно прочными. В руках дворян находились лучшие пахот -ные земли. Наибольшим плодородием отличались Сердобский, северная часть Балашовского, большая часть Аткарского, Петровского и Саратовского уездов. К тому же данные территории находились вблизи линии Тамбово-Саратовской железной дороги, что повышало экономи ческую ценность земель. Помимо этого, в состав частновладельческих, преимуще-ственно дворянских земель входили высо кодоходные угодья2.
В отличие от дворянского, размеры крестьянского частного землевладения в губернии увеличивались. Так, если с 1861 по 1881 г. крестьянами было куплено около 100 тыс. десятин земли, что состав ляло около 3% их надельной площади3, то к 1902 г. — уже 13%4. Причем если вначале земля приобреталась преимущественно домохозяевами для восполнения недо статочных наделов, то впоследствии стала преобладать покупка крупных участков земли разбогатевшими крестьянами для ведения предпринимательского хозяй ства.
Следовательно, в первые пореформен-ные десятилетия в губернии доминировало землевладение дворян, преимущественно великороссов. В последующем нарастала тенденция превращения частного зем левладения в бессословное, способство вавшая созданию буржуазной земельной собственности, что выразилось в приоб ретении земли различными социальными и этническими группами.
Крестьянские надельные земли состав ляли более половины земельного фонда губернии. Крестьяне всех национально стей в рассматриваемый период имели общинную форму землепользования. Так, в 1877 г. крестьяне губернии имели
-
3,3 млн десятин земли в общинном вла-дении5. Община была важным институ-том, где сохранялись и культивировались некоторые этносоциальные особенно сти народов, регламентировались на базе обычного права различные стороны эко номической, общественной и культурно бытовой жизни крестьянства.
Особенностью пореформенного разви тия российской деревни являлось сохра нение различий между бывшими помещи чьими, государственными и удельными крестьянами, что выражалось в неравном наделении землей и распределении нало гов. Причем в отношении Саратовской губернии нами выявлено совпадение этнической принадлежности с опреде-ленным разрядом крестьян. Так, велико -россы являлись преимущественно поме щичьими крестьянами. Некоторые мало -россы, переселенные в саратовские вот чины помещиками, также до 1861 г. были крепостными. Помещичьи крестьяне из мордвы составляли менее 10%, и лишь немногие чуваши в прошлом испытали «все тяготы крепостного права»6. Татары были поселены в губернии преимуще ственно на казенных землях и включены в разряд государственных крестьян. Группы бывших государственных и удельных кре стьян формировали также великороссы, мордва, чуваши и другие народы.
Специфичным было правовое поло жение немцев. Поселившись в России, они составили отдельный разряд сель ских сословий (колонисты) с опреде -ленным набором прав и привилегий. По манифесту Екатерины II от 22 июля 1763 г. им выделялись большие земель ные наделы, предоставлялись налоговые льготы, денежные беспроцентные ссуды с выплатой в течение 10 лет. Помимо этого, колонисты практически освобождались от военной и гражданской повинностей. Немецким переселенцам разрешалось заводить фабрики и заводы, покупать крепостных крестьян. Первоначально колонисты имели собственную вну треннюю юрисдикцию и находились под руководством Саратовской конторы иностранных поселенцев, подчиненной МВД. С 1870-х гг. правовое положение немцев ухудшилось. В 1871 г. были отме нены данные при поселении привилегии, колонисты были уравнены в правах с рус -скими крестьянами и стали именоваться поселянами - собственниками. В 1874 г. на них была распространена воинская повин-ность, а в 1877 г. была изменена структура управления колониями, которые были переведены в ведение общих губернских учреждений.
Размеры наделов и налогообложения отдельных категорий крестьянства позво ляют выявить различия в уровне матери -ального положения основных этносов губернии. Изученные по данному вопросу статистические показатели отличаются, но разница в количественных значениях несущественна. В целом по губернии число бывших государственных, удельных крестьян и колонистов превосходило чис ленность бывших помещичьих крестьян. В то же время нами установлено, что по уез-дам соотношение данных категорий суще -ственно различалось. В Балашовском, Саратовском и Аткарском уездах преоб -ладали бывшие помещичьи крестьяне. Наибольший удельный вес последних наблюдался в Сердобском уезде, насе ленном великороссами. Одновременно в Хвалынском уезде со значительным татар -ским, мордовским и чувашским населе нием существенно преобладали категории бывших государственных и удельных кре стьян1.
Подсчеты свидетельствуют, что лучше всего были обеспечены землей бывшие колонисты. Выше среднегубернского показателя были размеры наделов в быв шей государственной и удельной деревне. К тому же данные категории крестьян под -лежали меньшему размеру налогообложе ния. Наименее обеспечены землей были бывшие помещичьи крестьяне. Причем более 1/3 их в Саратовской губернии при -няли дарственный надел и превратились почти в безземельное сельское население. Именно бывшие помещичьи крестьяне, перешедшие на дар, и крестьяне, пере шедшие на выкуп, подлежали высшему размеру обложения2.
Выявленные в ходе исследования мате риалы земской статистики позволили определить размеры надельной и собствен - ной земли у народов губернии в 1880-е гг. Анализ данных показал, что самыми боль шими они были у калмыков. Однако это были преимущественно глинистые почвы с примесью солонцов, используемые под пастбища. Следует отметить неплохое обеспечение плодородной землей латыш ского крестьянства. Наибольшими среди основных этносов губернии были наделы у немцев.
В свою очередь, у чувашей, мордвы и татар земельные наделы были больше, чем у великороссов и малороссов. Однако если чуваши вообще не имели собствен ной земли, у татар ее было очень мало, у мордвы, за некоторым исключением, она служила для восполнения недостаточных наделов, то среди великороссов и мало россов покупка земли была достаточно распространена, причем как небольших участков, так и значительных площадей для организации предпринимательского хозяйства. В отличие от других этносов, у великороссов и малороссов наблюдались значительные колебания размеров надель -ной земли по уездам.
Таким образом, наш анализ показал существенные изменения в характере и масштабах землевладения между отдель ными этносами и неравномерность зем леобеспечения различных этносов губер нии.
Достаточное обеспечение землей было важнейшим, но не единственным усло вием успешной хозяйственной деятель ности и материального благополучия народов3. Данное обстоятельство сле-дует объяснить несколько отличавшимся качеством земли, наличием побочных заработков. Так, если население Топовки занималось исключительно хлебопаше ством, то в Сосновке, являвшейся хлеб ной и лесной пристанью, большая часть населения выполняла различные работы на пристани, занималась извозом, изго товлением сарпинки, уходила на зара ботки в Саратов и на Кавказ. Большое значение имели и сложившиеся тради ции хозяйствования. Последнее особенно характерно для татарского населения. Несмотря на неплохую землеобеспечен ность и плодородие почв, татары губернии являлись плохими земледельцами. Лишь
1/2 домохозяев обрабатывали свои наделы полностью, 1/3 — лишь их половину и 1/6 часть татар данных уездов вообще не зани -малась хлебопашеством1.
Надельное землевладение крестьян Саратовской губернии, урезанное по реформе 1861 г. вследствие массового перехода крестьян на дарственный надел, в пореформенный период еще более сокра тилось. В результате увеличения есте -ственного прироста населения деревни при сохранении прежнего надельного фонда произошло измельчание крестьян ских наделов2. В среднем по Европейской России и Саратовской губернии размер крестьянского надела уменьшился3. С 1877 г. по 1905 г. количество земли, прихо-дящейся на крестьянский двор, у бывших помещичьих крестьян резко сократилось4. Недостаток земельных наделов крестьяне пытались восполнить путем покупки и аренды земли у казны и частных лиц. Однако размеры купленной земли лишь в частных случаях служили существенным дополнением к наделу и не могли изме нить экономического положения всего крестьянского населения. В то же время аренда внутринадельных и вненадельных земель являлась одним из важнейших факторов социально экономического развития пореформенной деревни5. Минимальный размер «устойчивого» крестьянского хозяйства в Поволжье, по подсчетам А.Н. Челинцева, должен был включать пашни на севере в размере 6 дес., на основной территории — 12-15 дес., на засушливом юге — до 20 десятин. Меньшее хозяйство было нерентабель ным. Распашка лугов и вырубка лесов не покрывали «земельный голод» саратов-ской деревни. В Саратовской губернии, как и в целом по России, создалось «аграр ное перенаселение», которое не могли смягчить ни возраставший уход крестьян в города, ни переселение на окраины импе рии, ни выезд за границу.