Межкультурный диалог в странах Южного Кавказа: проблемы и перспективы
Автор: Кочиева А.А.
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Культура
Статья в выпуске: 4, 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблематике установления межкультурного диалога между странами Южного Кавказа в современных реалиях. Цель исследования - выявить возможные пути развития коммуникации между кавказскими государствами на основе преодоления и принятия культурных различий. В основе методологии лежит историко-сравнительный и геополитический анализ взаимоотношений между странами, входящими в данный регион (Абхазия, Грузия, Южная Осетия). Новизна данной статьи заключается в рассмотрении международных организаций как медиаторов, способствующих налаживанию диалога культур с участием конфликтующих сторон. На основании проведенного исследования делается вывод о том, что развитие межкультурного диалога является условием для преодоления существующих разногласий государствами Закавказья. Однако отмечено также, что в силу особого международно-правового статуса Абхазия и Южная Осетия нуждаются в содействии и посредничестве авторитетных международных организаций, в частности, ЮНЕСКО, для включения в межкультурный диалог наравне с другими странами региона.
Культура, межкультурный диалог, межкультурная коммуникация, культурное наследие, международное сотрудничество, южный кавказ, юнеско
Короткий адрес: https://sciup.org/149145374
IDR: 149145374 | DOI: 10.24158/fik.2024.4.33
Текст научной статьи Межкультурный диалог в странах Южного Кавказа: проблемы и перспективы
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, ,
,
содействующих развитию диалога также является основополагающим фактором формирования миролюбивых и демократических обществ1.
Большинство конфликтов между странами вспыхивают в результате территориальных претензий, амбиций правящих режимов, ущемления прав и непризнания ценностей этносов, проявления нетерпимости. В мире, характеризующемся многообразием культур, именно взаимный интерес и нацеленность на конструктивный диалог, являющийся одним из эффективных инструментов установления долгосрочных взаимоотношений, могут внести весомый вклад в обеспечение мирного взаимодействия народов.
Культура, как утверждал английский историк А. Тойнби, является стержнем и смыслообразующим элементом любой цивилизации, условием продолжения сознательной жизни (Тойнби, 2011).
Справедливо также высказывание выдающегося русского культуролога Д.С. Лихачева, согласно которому культура – это святыни народа, поскольку в ней заключен образ мест проживания этносов, преемственность традиций и укладов (Лихачёв, 2006).
Таким образом, культура заключает в себе ценность существования отдельных народов, этносов и даже государств.
Одну из важных идей о взаимном влиянии культур друг на друга высказывал немецкий философ И.Г. Гердер, сделавший важный вывод о том, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию человеческой цивилизации (Гердер, 1977). Однако на сегодняшний день в научном сообществе до сих пор нет единого мнения относительно определения сущности культуры в целом и межкультурной коммуникации в частности, а также диалога культур. Так, В.С. Библер выделяет два основных подхода к определению культуры – информационный и диалоговый. Если в первом случае речь идет о наборе ранее упомянутых сконструированных символов и социальных установок, то во втором – культура сама по себе понимается как «диалог культур» (Библер, 1989: 23). Схожие идеи с акцентом на лингвистическую составляющую диалога культур высказывались и М. Бахтиным, подчеркивавшим, что культура – это прежде всего форма общения, то есть коммуникации (Бахтин, 1979: 243). Исследователи данной области оперируют разными терминами, имеющими либо общий, либо максимально близкий друг к другу смысл: «межкультурная коммуникация», «диалог культур», «межэтническое взаимодействие» (Галиак-берова и др., 2021: 17). Однако все они сходятся так или иначе на том, что суть обозначаемого ими процесса сводится не только к языковому аспекту, но и к духовной культуре, её ценностям, картине мира. Кроме того, исследователи едины и в том, что благодаря разнообразию традиций и культур в мире у людей есть уникальная возможность расширять свой кругозор и узнавать новое друг о друге, ибо это ведет к плодотворному взаимодействию2.
Ключевой задачей межкультурного диалога является обеспечение равных прав представителям различных культур вне зависимости от их национальной, языковой и религиозной принадлежности (Богуславский, 1979). Фундаментом для ее реализации становятся глобальные ценности, в частности, права человека. Как гласит Всеобщая декларация прав человека, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства»3.
Л. Самовар, Р. Портер, Е. Макдэниел также указывали на то, что культура является неотъемлемой частью каждого из нас, любая попытка подчеркнуть превосходство одной культуры над другой становится выражением этноцентризма, а иногда и агрессивного национализма, который пагубно сказывается на всех участниках межкультурного диалога (Samovar et al., 2009).
Таким образом, настоящая статья опирается именно на диалоговый подход к пониманию культуры, из которого следует необходимость выстраивания коммуникации и межкультурного взаимодействия представителями разных обществ, что в результате приводит к мирному, плодотворному сосуществованию и сотрудничеству.
Целью настоящей статьи является анализ возможных путей содействия организациями мирового уровня, прежде всего ЮНЕСКО, межкультурному диалогу народов Кавказа в условиях сложной и конфликтной обстановки.
Основные сложности при установлении диалога культур в Кавказском регионе. Южный Кавказ, или Закавказье, – один из самых неспокойных и этнически разнородных регионов пост- советского пространства. На сегодняшний день он включает следующие страны: Азербайджан, Армению, Грузию, частично признанные государства – Южную Осетию и Абхазию, хотя некоторые российские учёные (Иванов, 2019: 43) утверждают, что последние являются полноценными акторами международных отношений. Сохраняя традиционно стратегическое значение, Кавказ уникален по своему национальному и культурному разнообразию, историческому и духовному наследию.
В регионе сложилась поистине уникальная, чрезвычайно пестрая и многосоставная мозаика – этническая, социально-политическая, религиозная, культурная1. К основным факторам, которые оказывают негативное влияние на обстановку вокруг Южного Кавказа, можно отнести следующие:
-
1) напряжённость внутриполитической ситуации в странах региона, сложные пути становления государственности, развития обществ постсоветского пространства;
-
2) сохраняющийся кризис в отношениях Грузии и России, включая вопрос Южной Осетии и Абхазии;
-
3) вмешательство внешних акторов в политические процессы для расширения своего влияния;
-
4) неспособность стран, не обладающих общепризнанным статусом, сохранять уникальное наследие ввиду международной изоляции, нехватки финансовых средств и ресурсов для поддержания историко-культурного достояния, невозможность обучения персонала в специализированных международных организациях;
-
5) отсутствие международного консенсуса касательно действий по разрешению напряжённой обстановки на Кавказе, рост взаимного недоверия стран и значимости фактора силы (Sadiyev et al., 2021).
Следует принимать во внимание сложности, с которыми сталкиваются государства, оказавшиеся на стыке геополитических разломов. Построение устойчивого и конструктивного межкультурного диалога немыслимо без сохранения самобытного наследия, поскольку оно во многом является фундаментом для устойчивого развития стран на мировом уровне, а также для формирования социокультурной идентичности на национальном уровне. Каждое общество несет ответственность за сохранение и передачу культурного наследия грядущим поколениям. Однако длительные конфликты между Грузией, Южной Осетией и Абхазией привели не только к невосполнимым утратам человеческих жизней, но и к разрушению многочисленных историко-культурных памятников. Осетинам, прямым потомкам скифов, сарматов и алан, досталось богатое национальное наследие. В Южной Осетии расположено более 1 500 уникальных исторических памятников, а в Абхазии насчитывается свыше тысячи архитектурных сооружений разных периодов, утрата которых стала бы невосполнимой для мировой культуры. Особую ценность представляют осетинский и абхазский языки, которые занесены ЮНЕСКО в «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения»2.
На сегодняшний день Южная Осетия и Абхазия находятся практически в изоляции от мирового сообщества. Многие эксперты, в том числе С. Садиев, Е. Насиров, К. Искандаров, Г. Симонс (Sadiyev et al., 2021), а также российские учёные С. Иванов, С. Маркедонов, Н. Неклюдов, М. Сучков (Иванов, 2019; Маркедонов и др., 2022) отмечают, что на ситуацию не оказывают влияния наднациональные институты, ориентированные на подлинную нормализацию отношений между странами, поскольку все внешние акторы преследуют прежде всего свои собственные, иногда диаметрально противоположные интересы, что ещё больше усугубляет положение и затрудняет межкультурную коммуникацию. Сохранение вышеуказанного наследия при посредничестве авторитетных международных организаций станет отправной точкой к построению равноправного межкультурного диалога указанными государствами.
В свете сказанного полноценное разрешение конфликтов и построение межкультурного диалога между представителями кавказских народов может, по нашему мнению, реализоваться при соблюдении ряда условий. Среди них:
-
– принятие во внимание ценностных ориентаций, по которым выстраивается взаимодействие сторон межкультурных отношений (Силантьева, 2013), а также языкового аспекта, поскольку он формирует культуру народов; исключение агрессивных проявлений этноцентризма и национального эгоизма, урегулирование ситуации без излишних эмоций;
-
– учет экспертных оценок и материалов, детально рассматривающих теоретические модели и динамику процессов межкультурного диалога. Иными словами, научные результаты исследований специалистов различных областей социогуманитарного знания могут быть практически применены для разработки «дорожной карты» по налаживанию отношений между кавказскими народами (Философия культуры в системе изучения международных отношений …, 2020);
-
– включение и долгосрочная реализация на территории Абхазии и Южной Осетии проектов и программ международных организаций, таких как ООН и ЮНЕСКО, направленных на продвижение межкультурного диалога и сохранение объектов всемирного наследия. Нормативная деятельность культивирует правовое мышление в мире. Его восприятие соответствующими структурами стран и широкой общественностью имеет ключевое значение для утверждения правовых и нравственных начал в отношениях не только на международной арене, но и на национальном уровне1.
Наконец, осетинский и абхазский народы рассчитывают на активное участие и помощь ЮНЕСКО, ведущей международной организации по развитию гуманитарных связей и налаживанию диалога между культурами, которая может внести существенный вклад в урегулирование затяжных коллизий и сохранение богатого культурного наследия народов Кавказского региона.
Роль ЮНЕСКО в осуществлении межкультурного диалога . Исходя из перечисленных ранее условий, мы считаем необходимым обратить внимание на потенциал ЮНЕСКО в формировании платформы для межкультурного диалога на Кавказе.
В своих выступлениях Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле всегда акцентирует внимание на том, что культура открывает пространство для диалога и создает связи, которые могут быть использованы для нахождения точек соприкосновения представителями разных народов. Посредством «культурного инструментария» можно вести диалог в напряженных и постконфликтных ситуациях2. Культура создает возможности для мира, дипломатии и сосуществования государств, основанного на признании культурного плюрализма и выраженного во взаимодействии3.
По нашему мнению, формированию эффективных связей между конфликтующими кавказскими народами может поспособствовать участие в специальных программах и проектах ЮНЕСКО, таких как «Культура – мост к развитию», «Пути диалога», «План действий по проведению Международного десятилетия сближения культур (2013–2022 гг.)», «Дорога мира: диалог и действия в интересах терпимости и межкультурного взаимопонимания»4. Работа в данном направлении будет сопровождаться укреплением правовых рамок и развитием профессиональных компетенций для обеспечения защиты кавказского культурного наследия и устойчивого управления им, а также мониторинга состояния национальных ценностей.
Посол доброй воли ЮНЕСКО А.В. Очирова заявила, что наша история показала необходимость перехода к диалогу, взаимодействию и взаимопроникновению культур5.
Таким образом, ЮНЕСКО как крупнейшая международная организация в области охраны культурного наследия и содействия межкультурному диалогу имеет значительный потенциал работы по следующим направлениям:
-
1) проведению исследований с целью разработки стратегии и определения практических мер, направленных на развитие диалога культур на национальном уровне;
-
2) организации агитационных мероприятий, нахождению общих точек соприкосновения и сходства традиций и менталитета (уважение к старшим и женщинам, радушие и гостеприимство – неизменные ценности, которые сохраняются на Кавказе);
-
3) проведению мероприятий по поощрению миростроительства на основе диалога, укоренению в сознании людей, в частности, детей и молодежи, идей мира, дружбы и добрососедства;
-
4) развитию культурно-гуманитарных программ, которые позволят сохранить идентичность и традиционный уклад народов, а также обеспечить участие международных экспертов в сохранении культурного достояния малочисленных народов;
-
5) признанию всеми сторонами того, что культура выше политических разногласий.
Наконец, в перспективе именно ЮНЕСКО и другие авторитетные международные организации способны оказывать консультативную помощь всем участникам региона по созданию научнообразовательных программ в духе культурного и языкового плюрализма, а также сохранению самобытного достояния, которым испокон веков славились малочисленные народы Южного Кавказа.
Заключение. Таким образом, построение справедливого будущего для грядущих поколений сопряжено со всесторонним социально-экономическим развитием, в основе которого лежат принципы демократического правления, соблюдения основных прав и свобод, включая право на культурное разнообразие и самобытность. В этом отношении межкультурный диалог становится важнейшим элементом архитектуры глобальной безопасности и международных отношений в целом. Развитие его при соблюдении условий равноправия и взаимоуважения со стороны всех участников дает реальную возможность для преодоления, по меньшей мере, части существующих в регионе разногласий, установления прочного мира и дальнейшего конструктивного сосуществования. Однако коллизии на местном уровне, острая геополитическая борьба великих держав в данном регионе, неопределенный международно-правовой статус Абхазии и Южной Осетии, а также территориальные претензии Грузии по-прежнему остаются основными факторами, ограничивающими установление и долгосрочное поддержание диалога культур.
На сегодняшний день главной возможностью преодоления указанных ограничений остается посредничество международных организаций, ориентированных на поддержание культурно-гуманитарного сотрудничества в мире. В частности, ЮНЕСКО, учитывая опыт и специфику ее деятельности, сохраняет высокий потенциал для содействия развитию межкультурного диалога и сохранению национального наследия стран Южного Кавказа.
Список литературы Межкультурный диалог в странах Южного Кавказа: проблемы и перспективы
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с.
- Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура (идея культуры в работах М.М. Бахтина) // Одиссей. М., 1989. С. 21–59.
- Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М., 1979. 191 с.
- Галиакберова А.А., Мухаметшин А.Г., Асратян Н.М. Межкультурный диалог: методологические аспекты исследования // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10, № 4 (37). С. 17–21. https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1004-0002.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. 703 с.
- Иванов С.М. Южный Кавказ в региональной геополитике // Дипломатическая служба. 2019. № 2 (83). С. 41–52.
- Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб., 2006. 448 с.
- Маркедонов С.М., Неклюдов Н.Я., Сучков М.А. Невоенные аспекты политического взаимодействия на Кавказе: сравнительный анализ подходов США и России // Полис. Политические исследования. 2022. № 6. С. 166–181. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.06.12.
- Силантьева М.В. Межкультурный диалог – основа плодотворного взаимодействия в системе партнерства // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2013. Т. 2, № 5. С. 14–17.
- Тойнби А. Исследование истории. Цивилизации во времени и пространстве. М., 2011. 864 с.
- Философия культуры в системе изучения международных отношений / М.В. Силантьева [и др.]. М., 2020. 544 с.
- Sadiyev S., Nasirov E., Iskandarov K., Simons G. South Caucasus and a ‘New Great Game’: the Communication of Com-petition in Securitised International Relations // Journal of Contemporary European Studies. 2021. Vol. 29, iss. 2. Р. 282–294. https://doi.org/10.1080/14782804.2020.1826914.
- Samovar L., Porter R., McDaniel E. Communication between Cultures. Belmont, 2009. 465 p.