Миф сквозь логос: рождение абстрактной лексики
Автор: Донских Олег Альбертович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.12, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется ряд этапов становления универсального и неспецифического словаря в период с 9-8 до 5-4 вв. до н. э. в Древней Греции. В качестве исходного материала взяты космогонии периода упорядочивания мифологических представлений в египетской, финикийской и греческой культурах. В статье рассматривается взаимодействие основных метафор, позволяющих осуществить определенный порядок (чего мифология изначально не требует). В частности, берутся метафора генеалогическая (рождение и смена поколений) и метафора ремесленника-демиурга. Исследуется формирование законодательного пространства, поскольку именно это ментальное пространство позволяет наметить первые рефлективные шаги по отношению к мифологическому мышлению. Эти шаги изначально осуществляются в рамках традиционных мифологических образов. Важнейший этап движения к общим словам в процессе возникновения искусственных понятий обнаруживается в ранних философских системах - «апейрон», «бытие»», «логос», «фюсис», «темис», которые начинают упорядочиваться благодаря взаимодействию друг с другом. Параллельно с персонифицированными мифологическими понятиями постепенно выстраиваются и систематизируются абстрактные понятия. С самого начала они позволяют интегрировать отдельные мифологические идеи и представить их в абстрактной форме. На следующем этапе фундаментальную роль играет деятельность софистов, внимание которых сосредоточено на игре с общими понятиями, причем содержание этих понятий начинает терять референцию к внешнему миру. При этом язык открывается как самодостаточная сфера. Это уже содержание третьего этапа рефлексивной деятельности. Попытка Сократа уйти от софистического релятивизма и вернуть содержание общим понятиям приводит к опрокидыванию отношений имен и реальности, когда выясняется, что общие понятия заключены в душе, и именно они задают понимание внешнего мира. Платон и Аристотель реализуют эту установку и превращают эту работу с понятиями в отдельную сферу деятельности, создавая диалектику и логику, которые лежат в основе методологии рассуждения и исследования в различных сферах интеллектуальной деятельности.
Мифологические космогонии, генеалогическая метафора, метафора ремесленника, общие понятия, "природа" (physis), "судьба" (moira), "закон" (themis, парменид, гераклит, софисты, платон, аристотель, "апейрон", "бытие" (ontos), "логос" (logos)
Короткий адрес: https://sciup.org/147215769
IDR: 147215769 | DOI: 10.21267/schole.12.2.06
Список литературы Миф сквозь логос: рождение абстрактной лексики
- Akhutin, A.V. (1988) Ponyatiye «priroda» v antichnosti i v Novoye vremya («physis» i «natura») (The Concept of Nature in Antiquity and in Modern Time («physis» and «natura»). Moscow: Nauka (in Rusian).
- Cornford, F.M. (1912) From Religion to Philosophy. A Study in the Origins of Western Speculation. New York: Longmans. Green & Co. London: Edward Arnold.
- Couprie, Dirk L. (2011) Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology. From Thales to Heraclides Ponticus. New York: Springer.
- Curd, Patricia (1996) A Presocratics Reader: Selected Fragments and Testimonia. Hackett Publishing.
- Domaradzki, M. (2011) "Theagenes of Rhegium and the Rise of Allegorical Interpretation", Elenchos 32, 205-228.
- Drozdek, A. (2001) "Eleatic Being: Finite or Infinite?" Hermes 129, 306-313.
- Gagarin, M. (1974) "Dike in Archaic Greek Thought", Classical Philology 69, 186-197.
- Gottschalk, H.B. (1965) "Anaximander's ‘Apeiron'", Phronesis 10, 37-53.
- Harrison, Jane Ellen (1912) Themis. A Study of the Social Origins of Greek Religion. Cambridge: University Press.
- Heidegger, M. (1991) "Anaximander's Saying. Translated by T. V. Vasilyeva", in Haidegger, M. Razgovor na proselochnoj doroge. Moscow, 28-68 (In Rus.)
- Hoffman, D. (2003) "Logos as Composition", Rhetoric Society Quarterly 33, 27-53. Iyer, Lars (undated) The Birth of Philosophy in Poetry: Blanchot. Char. Heraclitus. Available at: http://www.janushead.org/4-2/iyer.cfm. Accessed: 23.02.2018.
- Kahn, Charles H. (2001) The art and thought of Heraclitus. An edition of the fragments with translation and commentary. Cambridge: Cambridge University Press.
- Kirk, G.S., Raven, J.E., Schofield, M. (1083) The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts Cambridge University Press.
- Lebedev, A., tr. (1989) Fragments of Early Greek Philosophers. Part 1. From Epical Cosmogonies to the appearance of Atomistics. Moscow: Nauka (in Russian).
- Makovelskiy, A., tr. (1940) Sofists, Part 1. Baku: Izd. NKP AzSSR (in Russian).
- Muraviev, S. (2012) Geraklit Efesskiy: vse naslediye (Heraclitus of Ephesus: Complete Heritage). Moscow: «Ad Marginem Press» (in Russian).
- O’Rourke, Fran. (2016) Aristotelian Interpretations. Dublin: Irish Academic Press.
- Perepelkin, Yu.Ya. (2000) History of Ancient Egypt. St Petersburg (in Russian).
- Perepelkin, Yu.Ya. (undated) On the Question of the Emergence of Encyclopaedia. Available at: http://www.egyptology.ru/perepelkin/encyclopedia.pdf. Accessed: 10.03.2018.
- Vasilyeva, T.V. (2008) Poetika antichnoy filosofii (Poetics of Ancient Philosophy). Moscow: Akademicheskiy proyekt; Triksta (in Russian).
- Waterfield, R. (2000) The First Philosophers. The Presocratics and Sophists. Oxford: Oxford University Press.
- West, M.L. (1963) "Three Presocratic Cosmologies", The Classical Quarterly 13, 154-176.
- West, M.L. (1994) "Ab ovo: Orpheus. Sanchuniathon and the Origins of the Ionian World Model", The Classical Quarterly 44, 289-307.
- Yasumura, Noriko (undated) "Cosmogonic Fragment of Alcman (Oxyrhynchus Papyri XXIV)", Departmental Bulletin Paper Kyoto University. Available at: https://repository.kulib.kyoto-https://repository.kulib.kyoto-u.ac.jp/dspace/bitstream/2433/68664/1/KJ00004263641.pdf. Accessed: 7.03.2018.