Мифологическое сознание в теориях советской философии

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению некоторых направлений в советской философии сознания, изучавших миф и мифосознание в 50-70-е годы XX века. Показана их связь с европейскими теориями мифа, в частности, с французским структурализмом и немецким символизмом. Концепции А. Ф. Лосева и Мих. А. Лифшица демонстрируют два способа описания мифа в советской философии сознания. Прослеживается глубинная связь теории мифа Лосева с идеями Серебряного века, в частности - с приёмом остранения у В. Б. Шкловского. Миф и остранение снимают «культурно-символическое содержание мира», сосредоточиваясь на форме, его репрезентирующей, и стремятся возвратить человеку ощущение подлинности мира. Метод остранения формалистов и лосевское понятие мифа трактуют текст как репрезентант реальности, тем самым предвосхищая постструктуралистскую установку конца XX века. Иной подход демонстрирует эстетическая концепция мифа М. А. Лифшица. Как и Лосеву, Лифшицу важно обнаружить за кажущейся бессмыслицей мифологии логику (логомифию), раскрыть объективную истину мифа. Создавая свою теорию мифа, Лифшиц всё время держит в уме апологию «высокого» советского мифа о коммунизме.

Еще

Лосев, шкловский, лифшиц, миф, мифосознание, остранение, мифическая реальность, советская философия сознания, структурализм, постструктурализм

Короткий адрес: https://sciup.org/144161394

IDR: 144161394   |   DOI: 10.24412/1997-0803-2020-597-6-17

Список литературы Мифологическое сознание в теориях советской философии

  • Зенкин С. Н. От Тарту до Парижа (Заметки о теории) // Новое литературное обозрение. 2019. № 6 (160). С. 336-347.
  • Келле В., Ковальзон М. Формы общественного сознания. Москва : Политическая литература, 1959. 263 с.
  • Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. Москва : Мысль, 1972. 312 с.
  • Ким Су Кван. Основные аспекты творческой эволюции Ю. М. Лотмана: «иконичность», «пространственность», «мифологичность», «личностность». Москва : НЛО, 2003. 176 с.
  • Климов Ю. Е. Импульс мифа. Борисоглебск : БГПИ, 2011. 120 с.
  • Косарев А. Ф. Философия мифа. Москва : Университетская книга, 2000. 303 с.
  • Кузнецова Е. В. Этическое, гносеологическое, эстетическое в советской философской публицистике (1960-е - 1985) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. 2014. № 4. С. 166-174.
  • Лифшиц М. А. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание. Партийность и реализм // Сочинения : в 3 томах. Москва : Изобразительное искусство, 1988. Том 3. 563 с.
  • Лифшиц М. А. Почему я не модернист? // Лифшиц М. А., Рейнгардат Л. Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт. Москва : Искусство, 1968. С. 187-200.
  • Лосев А. Ф. Диалектика мифа. Москва : Правда, 1990. 147 с.
  • Лосев А. Ф. Философия имени // Из ранних произведений. Москва : Правда, 1990. С. 11-195.
  • Лотман Ю.М. О структурализме: работы 1965-1970 годов. Таллинн : Изд-во ТЛУ, 2018. 518 с.
  • Мареев С. Н., Мареева Н. С. Лифшиц о модернизме // Михаил Александрович Лифшиц / Институт философии РАН, Некоммерческий научный фонд «Институт развития имени Г. П. Щедровицкого» ; под редакцией В. Г. Арсланова. Москва : РОССПЭН, 2010. С. 174-215.
  • Мареева Е. В., Мареев С. Н. Проблемы мышления: созерцательный и деятельностный подход. Москва : Академический проект, 2013. 280 с.
  • Меерсон О. Апокалипсис в быту. Поэтика неостранения у Андрея Платонова. Москва : Гранат, 2016. 362 с.
  • Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. Москва : Наука, 1976. 407 с.
  • Мелетинский Е. М., Токарев С. А. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2 томах / главный редактор С. А. Токарев. Москва : Советская Энциклопедия, 1987. Том 1. А-К (Корейская мифология). С. 10-16.
  • Оболевич Т. От имяславия к эстетике. Концепция символа Алексея Лосева. Историко-философское исследование. Москва : ББИ, 2014. 443 с.
  • Тахо-Годи А. А. От диалектики мифа к абсолютной мифологии // Вопросы философии. 1977. № 5. С. 168-175.
  • Тахо-Годи А. А. «История античной эстетики» А. Ф. Лосева как философия культуры // Лосев А. Ф. История античной эстетики : [в 8 томах]. Москва : АСТ ; [Харьков] : Фолио, 2000-. [Том 1] : Ранняя классика. 2000. С. 3-40.
  • Толстой Л. Н. Что такое искусство // Полное собрание сочинений : в 90 томах / под общей редакцией В. Г. Черткова. Москва ; Ленинград : Художественная литература, 1934-1958. Том 30. С. 27-207.
  • Ханзен-Лёве О. А. Русский формализм. Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. Москва : Языки русской культуры, 2001. 669 с. (Studia philologica).
  • Шкловский В. Б. Воскрешение Слова. Санкт-Петербург : Типография З. Соколинского, 1914. 16 с.
  • Шкловский В. Б. Искусство как приём // Сборники по теории поэтического языка. Петроград : Типография З. Соколинского, 1916-1923. Выпуск 4. Опояз. 1921. С. 15-23.
  • Шкловский В. Б. О теории прозы. Москва : Советский писатель, 1983. 384 с.
  • Эйхенбаум Б. М. Теория «формального метода» // Литература: Теория. Критика. Полемика. Ленинград : Прибой, 1927. С. 116-148.
  • Эпштейн М. Н. Иронии идеала. Парадоксы русской литературы. Москва : НЛО, 2015. 384 с.
  • Davidson D. (2001) Subjective, Intersubjective, Objective. Oxford: Oxford University Press.
  • Klimova S. (2016) Mikhail Lifshits' logomythy: "the art of discrimination". Studies in East European Thought. Vol. 68, no. 4 : 283-293.
  • Quine W. V. (1963) From a Logical Point of View. 9 Logico-Philosophical Essays. New York: Harper & Row.
Еще
Статья научная