Миграция и миграционное законодательство в Сибирском федеральном округе

Автор: Шадт А.А., Гомеров И.Н., Обердерфер Л.И.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: XII-2, 2006 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521281

IDR: 14521281

Текст статьи Миграция и миграционное законодательство в Сибирском федеральном округе

В последние десятилетие миграция является одним из важных фактров в развитии этносоциальных процессов в Сибири.

Так как ряд регионов СФО стали каналами нелегальной миграции, источником нелегального трудового использования мигрантов и незаконной коммерческой деятельности, со всеми сопутствующими криминальными издержками, представляется необходимым создание в рамках СФО координирующей структуры по борьбе с незаконной миграцией, с включением в нее представителей ФСБ, МВД, ФПС, ФМС. Задачей подобных «миграционных» отделов станет выявление и ликвидация каналов незаконной миграции, пресечение нелегального трудового использования и незаконной коммерческой и криминальной деятельности мигрантов на территории Сибирского федерального округа, выявление миграционных потоков и разработка мероприятий по управлению ими. На данный момент, Федеральная миграционная служба РФ (ФМС) обладает надзорными, контрольными, но не регулирующими функциями и не способна управлять и координировать развитие миграционной ситуацией.

Следует учитывать необходимость сочетания ограничительных и запретительных механизмов миграционного контроля с методами легализации и адаптации мигрантов в российское социальное и культурное пространство в интересах российского общества и государства.

В любом случае миграция должна иметь легальный характер, иначе будет решена только проблема экономического развития, но не легального и легитимного заселения пустующих территорий России. Это позволяет говорить о необходимости дифференциации этнических миграций на территории РФ. Регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока нуждаются в первую очередь в мигрантах, желающих приехать на постоянное место жительство с преимущественным расселением в сельской местности. Регионы Центральной и Южной России вполне способны обойтись временными трудовыми мигрантами. Воплощение данного принципа позволит сочетать различные требования современности, одни из которых обязывают государство заниматься регуляцией миграционных процессов и защи- той интересов местного населения, а другие - учитывать нормы международного права и демократические принципы по отношению к этническим мигрантам и национальным меньшинствам.

Обзор законодательства в сфере регулирования миграции позволяет назвать наиболее важные проблемы в этой сфере. Во-первых, в настоящее время отсутствует нормативное определение термина «мигрант». Во-вторых, регламентация прав мигрантов страдает фрагментарностью; неэффективный характер имеет концепция миграционной политики в стране. В-третьих, в законодательстве нет системного подхода к регулированию миграционных процессов. Между тем, оно должно быть комплексным и, соответственно, должно включать нормы не только конституционного, но и административного, административно-процессуального, трудового, семейного, жилищного права [Андриченко Л.В., Елеоновский В.О., Хабриева Т.Я. 2003]. Наконец, в законодательстве фактически отсутствует признание и правовое регулирование этнического компонента миграционных процессов.

В области обеспечения контроля над миграционными процессами в Сибирском федеральном округе первоочередными мерами являются: разработка и создание единой системы иммиграционного и миграционного контроля на территории СФО; создание единой политико-правовой базы по миграционному законодательству и иным нормативно-правовым актам в отношении мигрантов регионов СФО; усиление взаимодействия законодательных и исполнительных органов регионов СФО; совершенствование федерального миграционного законодательства с учетом интересов регионов СФО; координация деятельности федеральных государственных органов, осуществляющих иммиграционный контроль на территории РФ с региональными; активизация договорного процесса субъектов РФ в рамках СФО по созданию единого миграционного пространства.

Долгосрочная программа регулирования миграционных (этнических по своей форме) потоков должна быть увязана с концепцией национальной политики России. Учет и регулирование этнического компонента миграционных процессов должно основываться на долгосрочных проектах.

В последнее время намечается тенденция к упорядочиванию нормативной базы регионов, регулирующей положение мигрантов, а также приведению ее в соответствие с федеральным законодательством. Однако этот процесс характеризуется внутренними противоречиями, которые объясняются сложной многонациональной структурой российских регионов и потенциальной возможностью эскалации межнациональных конфликтов.

В настоящее время реализация миграционной политики в РФ жестко детерминирована геополитическими и стратегическими факторами. Это предопределяет политику государства в отношении мигрантов. Она должна учитывать интересы не только этнических мигрантов, но и защиту прав местного населения. Поэтому ограничиться только «созданием условий для реализации их (мигрантов) прав на развитие этнических культур, изучение родного языка и его использование, а в местах компактного проживания – на создание земляческих, культурных, национальных и других организаций, союзов и обществ» для предотвращения национальной напряженности, по всей видимости, не удастся [Ладодо И.В. 1999]. Только политическая и правовая координация миграционных процессов на уровне федеральных округов (в нашем случае СФО) способна разрешить накопившиеся противоречия.

В итоге правовое регулирование миграционного законодательства, несмотря на ряд принятых в последнее время мер, продолжает акцентировать свое внимание на ужесточении российского миграционного пространства, подменяя регуляцию миграционных процессов в интересах государства, ужесточением, принятием правоограничительных мер в отношении мигрантов, не учитывая всех последствий подобного подхода для страны. Следствием является рост правового (юридического) бесправия мигрантов перед государством и работодателем, что в свою очередь вызывает криминализацию мигрантов, как таковых, и повышает заинтересованность криминальных групп, в т.ч. этнических, в сохранении сложившейся ситуации. Это влечет рост нелегального сектора экономики, формирование анклавных диаспор, рост социальной, политической и экономической дифференциации между мигрантами и местным населением, усиление этнической и конфессиональной напряженности.