Миграция в Россию из стран СНГ: основные ракурсы проблемы
Автор: Титов Виктор Валериевич
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Политика
Статья в выпуске: 10, 2019 года.
Бесплатный доступ
Изучение миграции из стран СНГ в Россию предполагает анализ различных ее составляющих: социально-экономических, социокультурных, правовых. Представляется возможным выделить три наиболее важных ракурса данной проблемы. Первый - социально-экономический - связан с трудовой миграцией и спецификой бытовой и социокультурной адаптации мигрантов. Второй - макроэкономический - интересен с точки зрения влияния миграционного фактора на структуру и стратегическое развитие российской экономики. Третий - правовой - представляет особую важность в контексте нелегальной миграции. Указанная проблема нуждается и в макрополитическом осмыслении. Важно отметить, что макрополитическое измерение миграции из стран СНГ в Россию включает в себя такие значимые аспекты, как проблема роста этнополитической напряженности через накопление локальных социально-бытовых противоречий между мигрантами и местными жителями, трансформация российской национально-государственной идентичности под влиянием миграционных практик и роль «фактора миграции» в росте социально-политической турбулентности российского общества.
Короткий адрес: https://sciup.org/149132441
IDR: 149132441 | DOI: 10.24158/pep.2019.10.2
Текст научной статьи Миграция в Россию из стран СНГ: основные ракурсы проблемы
Проблема миграции на постсоветском пространстве, широкий спектр вопросов, связанных с регулированием миграционных потоков в Российскую Федерацию из других государств СНГ, активно обсуждаются экспертным сообществом, и в частности российскими политологами. При этом анализируются как социально-экономические последствия миграции, так и обусловленные ею психологические, этносоциальные и в меньшей степени макрополитические эффекты. Как правило, в поле зрения ученых оказываются вопросы, связанные с макроэкономическими эффектами миграции, правовые и психологические аспекты адаптации внешних мигрантов в новых условиях, а также социально-политические последствия миграции, ее воздействие на политическую стабильность российского общества [2]. В ряде исследований затрагивается вопрос институциональной организации и выработки оптимальных форм государственной миграционной политики. Как правило, речь идет об оптимизации административного аппарата, нормативных механизмах, поиске дополнительных инвестиционных стимулов привлечения квалифицированной рабочей силы, дальнейшем развитии методов социально-психологической адаптации прибывающих лиц в российском обществе. Среди наиболее заметных современных научных трудов, посвященных данной проблематике либо тесно с ней связанных, можно выделить работы В.Ю. Зорина [3], Л.Л. Рыбаковского [4], В.А. Волоха [5], С.В. Рязанцева [6] и ряда других исследователей.
В контексте обозначенной проблемы представляется важным анализ основных тенденций в сфере миграции в Российскую Федерацию из стран СНГ, имевших место в постсоветский период. Широко известно, что в 1990-е гг. миграционная динамика постсоветского пространства была во многом обусловлена фактором политической конфликтности и нестабильности в ряде постсоветских стран. Указанная конфликтность проявлялась как в межгосударственных вооруженных противостояниях, связанных с образованием «непризнанных государств» (вокруг Нагорного Карабаха, в Приднестровье, между Абхазией, Южной Осетией и Грузией), так и во внутриполитической нестабильности, в системных практиках притеснения русского и русскоязычного населения.
Как справедливо отмечает Л.Л. Рыбаковский, в 1990-е гг. на миграцию трудовых ресурсов (особенно в рамках СНГ) значительное воздействие оказали политическая нестабильность, межнациональные конфликты и обусловленная ими вынужденная миграция. Он приводит данные, что за 1991–2000 гг. в Россию мигрировало 3 млн русских из стран СНГ, в том числе из Узбекистана - 470 тыс., из Киргизии - 229 тыс., из Туркмении и Таджикистана выехало более половины всех русских, из Казахстана - более 1,2 млн чел. [7].
Однако уже в конце 1990-х гг. миграционные потоки в Россию из стран СНГ приобретают принципиально иной - ярко выраженный экономический - профиль. На первый план выходит трудовая миграция. Рынок труда РФ начинает выступать привлекательным объектом для жителей целого ряда стран СНГ с низким уровнем жизни, прежде всего центральноазиатских республик - Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Очередной перелом миграционной динамики наметился в начале 2010-х гг. и был связан с двумя факторами: тенденциями экономического кризиса, ставшего ощутимым к 2015 г., и началом вооруженного конфликта на Донбассе, что обусловило массовый приток беженцев на территорию России (2014-2016). Однако к 2017 г. украинский «миграционный взрыв» себя исчерпал. Продолжающийся экономический спад способствовал тому, что, по данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, «приток мигрантов, остающихся в России надолго, в 2018 г. оказался минимальным за всю постсоветскую историю» (прибыло всего 124 900 иностранцев) [8].
Общепризнанно, что миграция из стран СНГ в Российскую Федерацию является вызовом в нескольких ракурсах. Российские ученые, как правило, акцентируют внимание на трех из них: социально-экономическом, макроэкономическом и правовом (криминальном), включающем в себя нелегальные миграционные потоки. Первый, наиболее обсуждаемый ракурс - социальноэкономический - связан с формированием теневого рынка труда в Российской Федерации, в рамках которого не только де-факто не действуют нормы трудового законодательства, отсутствуют или минимизированы механизмы социальной защиты работников, но и создаются «точки роста» криминальных практик в различных сферах: от налоговой и пенсионной до незаконного оборота наркотических веществ. В этих условиях стратегическое значение приобретает государственная позиция по указанному вопросу, которая заключается в условном выборе между формально-запретительной тактикой (фактическим попустительством подобным практикам) и реализацией принципов системного противодействия теневому рынку труда во всех его проявлениях.
Второй ракурс проблемы - макроэкономический - связан с тем, что слабо контролируемые миграционные потоки из ряда государств СНГ, являясь значимым фактором развития российской рыночной экономики, прежде всего стимулировали рост сектора услуг, тем самым невольно способствуя формированию структурного дисбаланса в рамках экономической модели, сложившейся в стране. Естественно, фактор дешевой рабочей силы в сочетании с ориентацией на «экономику услуг» тормозит развитие инновационных сфер российской экономики, способствует закреплению ситуации системного «недофинансирования» различных отраслей (если вывести за скобки целевое государственное финансирование).
Третий ракурс проблемы связан с незаконной (нелегальной, «полулегальной») миграцией в Россию, что неизбежно приводит к распространению криминальных практик, росту организованной и бытовой преступности в местах концентрации нелегальных мигрантов, как правило ограниченных в возможности полноценного трудоустройства, лишенных не только социальных гарантий, но и элементарных бытовых условий жизни [9]. В данном случае складывается весьма противоречивая картина: стремление отдельных бизнес-структур минимизировать собственные издержки (за счет низких зарплат мигрантов и ухода от социальных выплат, установленных законодательством РФ) порождает негативные социальные и макроэкономические эффекты.
Вместе с тем нелегальная миграция из стран СНГ может анализироваться и в макрополитическом контексте: с точки зрения сохранения политической стабильности в российском обществе, выработки действенных механизмов предотвращения этнополитических конфликтов (в том числе начинающихся как локальные противостояния «на бытовой почве») на федеральном и региональном уровне. Представляется, что макрополитическое измерение миграции из стран СНГ в Россию в «посткрымский период» (начиная с 2014 г.) включает в себя три наиболее заметных аспекта.
Первый - катализация этнополитических и социокультурных рисков в российском обществе через постепенное дисперсное (рассеянное в территориальном пространстве и во времени) «накоп- ление» потенциала этносоциальной конфликтности. Второй аспект вытекает из необходимости анализа внешних миграционных воздействий не только как социально-экономической (низкий уровень жизни в ряде стран Центральной Азии) или геополитической (вооруженный конфликт на Донбассе) издержки развития постсоветского пространства, но и в качестве системного вызова российской национально-государственной идентичности. Третий аспект – роль «фактора мигрантов» в условиях все более очевидной турбулентности политической системы Российской Федерации.
Анализ макрополитических последствий миграции в РФ из стран СНГ обусловлен существенными этнополитическими и социокультурными рисками, которые несут в себе слабо контролируемые (фактически полукриминальные) миграционные потоки. Указанная проблематика также нашла широкое отражение в социологических, социально-психологических и политологических исследованиях. В частности, проблема кросс-культурных дистанций и этнокультурной напряженности в обществе получила отражение в трудах В.Ю. Зорина [10], Г.У. Солдатовой [11], Д.Л. Лободановой, И.Г. Старикова [12], Р. Брубейкера [13] и др. Российские исследователи подчеркивают, что, несмотря на преимущественно латентный характер межэтнических конфликтов в современной России, уровень этносоциальных противоречий в обществе достаточно высок. Более того, он накладывается на многогранную этнополитическую палитру «коренных» народов Российской Федерации, которая также содержит в себе потенциальные конфликтогенные мотивы и «точки дестабилизации».
Можно сделать вывод, что миграция в Россию из стран СНГ должна рассматриваться как многомерный процесс, оказывающий серьезное влияние на развитие российского общества. Прежде всего речь идет о долгосрочных макроэкономических эффектах, связанных с поиском «точек роста» российской экономики и необходимостью роста квалифицированной трудовой миграции. При этом следует учитывать, что на повестке дня остро стоит вопрос психологической и политико-культурной адаптации мигрантов в российском социуме, влияния миграционного фактора на социокультурные процессы в отдельных местных сообществах и регионах. Не менее важный аспект связан с необходимостью учитывать социальные и политические риски, возникающие в процессе взаимодействия мигрантов и коренного населения.
Ссылки и примечания:
В.В. Гриценко. Смоленск, 2016. С. 42–45.
Список литературы Миграция в Россию из стран СНГ: основные ракурсы проблемы
- Сакаев В.Т. Миграции в Российской Федерации в ХХI веке: социально-политические риски // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, № 1. С. 214-221
- Зорин В.Ю. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: промежуточные итоги и новые ориентиры // Вестник российской нации. 2018. № 1 (59). С. 13-30
- Рыбаковский Л.Л. Факторы и причины миграции населения, механизм их взаимосвязи // Народонаселение. 2017. № 2 (76). С. 51-61
- Волох В.А. Государственная политика и новые формы управления процессами международной трудовой миграции: возможности и риски // PolitBook. Чебоксары, 2019. № 1. С. 37-48
- Рыбаковский Л.Л. Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве [Электронный ресурс] // Rybakovsky.ru: информ. портал. URL: http://rybakovsky.ru/migracia3d6.html (дата обращения: 17.08.2019)
- Ломская Т. Приток мигрантов в Россию достиг исторического минимума [Электронный ресурс] // Ведомости. 2019. 8 апр. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/08/798624-chislo-migrantov-rossii (дата обращения: 17.08.2019)
- Алдошина Е.К. Причины и тенденции нелегальной миграции. Противодействие нелегальной миграции // Аллея науки. Томск, 2018. Т. 3, № 8 (24). С. 365-370
- Зорин В.Ю. Национальные конфликты // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 6 (120). С. 143-144
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психология межкультурной коммуникации и этнокультурная гетерогенность общества: перспективы развития с позиций отечественной гуманитарной науки // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы V Международной научной конференции: в 2 т. Т. 1 / под ред. В.В. Гриценко. Смоленск, 2016. С. 42-45
- Лободанова Д.Л., Стариков И.Г. Анализ основных факторов адаптации мигрантов в инокультурной среде // Вопросы управления. 2016. № 6 (43). С. 120-125
- Brubaker R. Grounds for Difference. Cambridge (Mass.); L., 2015. 240 p
- Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.
- Сакаев В.Т. Миграции в Российской Федерации в ХХI веке: социально-политические риски // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155, № 1. С. 214-221.
- Зорин В.Ю. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации: промежуточные итоги и новые ориентиры // Вестник российской нации. 2018. № 1 (59). С. 13-30.
- Рыбаковский Л.Л. Факторы и причины миграции населения, механизм их взаимосвязи // Народонаселение. 2017. № 2 (76). С. 51-61.
- Волох В.А. Государственная политика и новые формы управления процессами международной трудовой миграции: возможности и риски // PolitBook. Чебоксары, 2019. № 1. С. 37-48.
- Рязанцев С.В. Интеграция мигрантов в контексте внешней миграционной политики России // Социологические исследования. 2018. № 1 (405). С. 105-111.
- DOI: 10.7868/s0132162518010117
- Рыбаковский Л.Л. Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве [Электронный ресурс] // Rybakovsky.ru: информ. портал. URL: http://rybakovsky.ru/migracia3d6.html (дата обращения: 17.08.2019).
- Ломская Т. Приток мигрантов в Россию достиг исторического минимума [Электронный ресурс] // Ведомости. 2019. 8 апр. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/08/798624-chislo-migrantov-rossii (дата обращения: 17.08.2019).
- Алдошина Е.К. Причины и тенденции нелегальной миграции. Противодействие нелегальной миграции // Аллея науки. Томск, 2018. Т. 3, № 8 (24). С. 365-370.
- Зорин В.Ю. Национальные конфликты // Этносоциум и межнациональная культура. 2018. № 6 (120). С. 143-144.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психология межкультурной коммуникации и этнокультурная гетерогенность общества: перспективы развития с позиций отечественной гуманитарной науки // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: материалы V Международной научной конференции: в 2 т. Т. 1 / под ред. В.В. Гриценко. Смоленск, 2016. С. 42-45.
- Лободанова Д.Л., Стариков И.Г. Анализ основных факторов адаптации мигрантов в инокультурной среде // Вопросы управления. 2016. № 6 (43). С. 120-125.
- Brubaker R. Grounds for Difference. Cambridge (Mass.); L., 2015. 240 p.