Миграционные намерения российских студентов

Автор: Трафимова Галина Анатольевна

Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu

Статья в выпуске: 3, 2011 года.

Бесплатный доступ

Приводятся результаты исследования миграционных намерений современной российской молодежи в Самарском государственном аэрокосмическом университете им. академика С. П. Королева. Опрошены 218 респондентов 18 — 22 лет. Проведен анализ факторов, влияющих на уровень миграционных намерений студентов. Дано сравнение с результатами ранее проведенных социологических исследований, касающихся миграционных стратегий молодых россиян.

Короткий адрес: https://sciup.org/14719755

IDR: 14719755

Текст научной статьи Миграционные намерения российских студентов


Приводятся результаты исследования миграционных намерений современной российской молодежи в Самарском государственном аэрокосмическом университете им. академика С. П. Королева. Опрошены 218 респондентов 18 — 22 лет. Проведен анализ факторов, влияющих на уровень миграционных намерений студентов. Дапо сравнение с результатами ранее проведенных социологических исследований, касающихся миграционных стратегий молодых россиян.

В современном мире миграция стала фактором, влияющим не только на демографические, но и на экономические, социальные, политические и этнокультурные процессы. Общее число мигрантов в мире оценивается примерно в 192 млн, что составляет 3 % населения Земли [1]. Миграция все чаще рассматривается в качестве неотъемлемого процесса эпохи глобализации. В сентябре 2006 г., впервые в истории, ООН провела встречу на высшем уровне по вопросам миграции. Ее участники поддержали предложение о создании Глобального форума по миграции и развитию, поскольку миграция становится одним из ведущих факторов, определяющих облик мировой экономики. Крайне важными являются совместные уси лия различных государств по международному регулированию миграции. Особенно ярко это проявилось в последнее время, когда в Европу хлынул поток беженцев из Туниса и Ливии.

Российская Федерация в 1990-е гг. занимала третье место в мире по объемам иммиграции (13,3 млн чел.), в дальнейшем перешла на второе, уступив лишь США (35,0 млн чел.) [2, с. 25]. Для современной России миграция во многом является средством замещения убыли населения: по официальным данным, в 2010 г. миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения на 61,2 % [7].

Одной из серьезных проблем является отношение россиян к мигрантам. На протя-

жении последних 20 лет социологи констатируют довольно высокий уровень неприязни к выходцам из других государств, особенно иноэтничным. Недавние опросы Левада-Центра выявили, что 66 % опрошенных россиян выступают за ограничение потока приезжих (в столице и других крупных городах эти показатели равных 78 и 75 % соответственно). Лишь 26 % наших соотечественников высказываются за либерализацию политики в отношении иммигрантов [4]. В то же время готовится принятие новой Концепции миграционной политики Российской Федерации, которая предполагает снятие ограничений для иммигрантов. Очевидно, что в данном случае речь идет о противоречиях позиции государства и граждан относительно иммиграции в нашу страну.

Не менее существенна для РФ проблема эмиграции. На протяжении последнего столетия исследователи насчитывают шесть волн эмиграции из России. При этом практически всегда из России уезжали наиболее образованные, культурные и активные люди. В последние годы у многих людей возникло субъективное ощущение того, что эмиграция за рубеж усиливается. В этом плане статистические данные нельзя рассматривать как точные показатели динамики реальных эмиграционных процессов. Исследователи констатируют, что, «поскольку поэтапная и латентная формы миграции подразумевают выезд из страны по временным визам, а затем уже получение постоянной визы и изменение своего статуса в стране-реципиенте, категория граждан, выезжающих по этим „теневым1* каналам, остается за рамками учета национальной статистикой» [8].

Намерения и установки относительно возможной эмиграции в другую страну позволяют выявить социологические опросы. Приведем примеры таких исследований. Исследование Левада-Центра «Средний класс», проведенное в июле 2008 г. по заказу EU-Russia Centre, показало, что эмиграционные настроения посещают каждого второго представителя среднего класса России. Среди умеренных или активных сторонников переезда в другую страну 75 % людей младше 35 лет, имеющих большой доход (более 15 % из них относятся к высшему слою среднего класса) и хорошо владеющих минимум одним иностранным языком. Заявили, что хотели бы, чтобы их дети учились и работали за границей, 63 % опрошенных [5].

Опрос Левада-Центра, проведенный в апреле 2009 г., выявил, что лишь около 13 % россиян хотели бы жить за границей. Жела- ния и намерения далеко не всегда приводят к действиям. Это находит подтверждение в том, что лишь около 1 % россиян оформляют документы на выезд. По данным Левада-Центра, эти показатели с 1992 г. практически не изменились, хотя мысли о переезде чаще возникают у молодых людей. Хотели бы переехать 29 % респондентов в возрасте от 18 до 24 лет и 17 % опрошенных в возрасте от 25 до 39 лет [6].

Таким образом, в настоящее время налицо тенденция к усилению намерений эмигрировать у молодых высокообразованных россиян. К этой группе относятся и люди в возрасте 30—40 лет, имеющие определенный социальный статус, и люди более молодые, часто только окончившие вуз (или даже еще не окончившие), осознавшие отсутствие перспектив для себя на Родине.

Проблема, которую принято называть «утечкой умов», активно изучается начиная с начала 1990-х гг. Под этим термином понимается процесс массовой эмиграции, при которой страну или регион покидают по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам покидают специалисты, ученые и квалифицированные рабочие. При оценке этого процесса с нейтральной точки зрения можно отмстить, что государствам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-эмигрантов, приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал. Признавая социально-экономические причины «утечки умов», некоторые ее формы, например выезд за рубеж для учебы и профессиональной подготовки, принято считать неотъемлемой характеристикой современности. Вместе с тем все чаще подчеркивается, что вымывание из России наиболее способных и перспективных специалистов является сильнейшим вызовом отечественному интеллектуальному потенциалу [3].

Формирование миграционных стратегий начинается задолго до принятия конкретных решений. Однако их можно попытаться выявить, например, изучая миграционные настроения студентов — наиболее активной и мобильной части российской молодежи. Оценка миграционных настроений студентов осуществлялась по итогам социологических опросов в середине 1990-х и начале 2000-х гг. Так, опрос студентов МГУ им. М. В. Ломоносова, проведенный в 2002 г., показал, что только четверть опрошенных выпускников университета имеют желание жить и работать в своей стране. Подавляющее же большинство не принимают Россию в качестве места приложения профессиональных знаний и в той или иной форме хотели бы решать свою судьбу за ее пределами. Наиболее предпочтительная стратегия миграционно-профессионального поведения для 59 % респондентов — постоянное проживание в России с возможностью работы за рубежом на контрактной основе. В целом активный миграционный потенциал опрошенных студентов МГУ оценивался на уровне 25 % [6]. При этом 44 % планирующих научную деятельность респондентов имели одновременно миграционные намерения и связывали реализацию собственных научных амбиций с выездом за рубеж. Одним из выводов данного исследования было то, что желание высококвалифицированной российской молодежи заниматься научным трудом в естественно научных областях знаний становится мощным фактором, выталкивающим из страны.

Применимы ли эти результаты только к столичным студентам или они отражают общероссийские тенденции? Для того чтобы это выяснить, в марте 2041 г. мы провели социологическое исследование, целью которого было выявление миграционных установок и намерений студентов Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королева (СГАУ). Изложим первые результаты проведенного опроса, в котором участвовали 218 студентов, получающих разных специальности, преимущественно технические: «Радиотехника», «Прикладная математика и информатика», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и др. Было опрошено 75,7 % юношей и 24,3 % девушек (с учетом специфики вуза преобладание молодых людей среди опрошенных вполне оправданно). Возраст респондентов — от 18 до 22 лет.

«Качественные» характеристики опрошенных студентов следующие: у 57,1 % из них в зачетной книжке преобладают отличные оценки; 30,1 % побеждали в конкурсах и олимпиадах; 12,1 % имеют научные публикации; 3,8 % получали именные стипендии и гранты; 24,6 % свободно владеют иностранным языком; 2,9 % участвовали в международных исследовательских проектах; 3,0 % ездили за рубеж с учебно-профессиональными целями (летние школы, стажировки, программы обмена); 5,2 % имеют профессиональные контакты за рубежом.

На вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что многие россияне высказывают идею отъезда в другую страну?» — получены следующие ответы: 10,1 % опрошенных полностью поддерживают идею отъезда в другую страну, 24,3 % относятся к таким идеям «скорее положительно», 43,1 % — «нейтрально», 17,4 % — отрицательно и 5,0 % негативно реагируют на такие идеи.

Главными причинами миграционных намерений россиян респонденты назвали следующие: отсутствие работы по профессии (19,0 %); рост преступности, угроза личной безопасности (22,7 %); надежда реализовать профессиональные и жизненные планы (58,7 %); желание получить хорошее образование (12,6 %); желание продолжить учебу по специальности/получить еще одну (10,4 %); желание повысить качество жизни (78,9 %); большинство близких уехали или собираются уезжать (6,7 %).

Оценивая возможность изменения в ближайшие годы числа уезжающих из России за рубеж, 42,2 % студентов заявили, что этот показатель будет увеличиваться, 29,4 % считают, что он не изменится, и 13,3 % — что будет уменьшаться. Таким образом, у значительной части респондентов есть субъективное ощущение растущего потока эмигрантов из России.

Отвечая на вопрос: «Где бы вы хотели проживать?», 33,2 % опрошенных выбрали ответ «постоянное проживание и постоянная работа в России», еще 41,0 % готовы посто янно проживать в России «с возможностью работы за рубежом на контрактной основе». Итак, 74,2 % респондентов ориентируются на постоянное проживание на Родине. Постоян но проживать и работать за рубежом хотели бы 18,9 % опрошенных студентов, еще 4,6 % заявили о желании постоянно проживать за рубежом «с возможностью работы на контрактной основе в России». Таким образом, ответы на данный вопрос позволяют говорить о том, что почти четверть опрошенных студентов декларируют свои миграционные намерения.

По сравнению с опрошенными в 2002 г. студентами МГУ студенты СГАУ чаще выбирали вариант постоянного проживания и работы за рубежом (18,9 % по сравнению с 6,5 %). Постоянно проживать и работать в России хотели бы треть опрошенных в Самаре (по сравнению с четвертью в Москве). Постоянно проживать в России «с возможностью работы за рубежом на контрактной основе» хотят 41 % самарских и 59 % московских студентов.

Ответы на вопрос: «Если Вы намерены переехать, то куда именно?» — показали, что 44,1 % опрошенных хотели бы переехать за границу, 18,4 % — в Москву или Санкт-Петербург, 2,1 % — в другой регион России. Не дали ответа на данный вопрос 22 % респондентов, что позволяет сделать предположение о том, что для них идея переезда, во всяком случае в данный момент времени, неактуальна.

Проблема адаптации к новой социальной среде, возможной неприязни со стороны населения принимающей страны побудила нас задать вопрос о верятном недоброжелательном отношении к эмигрантам со стороны местного населения в выбранном ими новом обществе. Более половины опрошенных (53,3 %) допускают такую возможность, 20,0 % — не допускают, остальные затруднились однозначно выразить свое мнение. При этом лишь 9,7 % опрошенных признали, что в случае недоброжелательного К ним отношения они готовы вернуться в Россию. Подавляющее большинство (70,0 %) готовы приспосабливаться к такой ситуации, воспринимая ее, видимо, как естественную трудность.

О некоторых формах такого приспособления можно предположить, учитывая ответы на вопрос: «Если Вы собираетесь выезжать за пределы России, каковы Ваши конкретные действия по реализации выездного намерения?». Большинство студентов ответили «зарабатываю, коплю деньги» (43,8 %), «собираю информацию о возможностях выезда за рубеж» (40,8 %). Менее популярны были следующие ответы: «интенсивно изучаю иностранные языки» (14,0 %), «сдаю экзамены, прохожу тестирования» (6,3 %), «обращаюсь в посольства» (5,4 %), «устанавливаю связи с зарубежными родственниками, нахожу друзей, знакомых за границей» (4,7 %), «рассылаю заявки, подготавливаю документы» (3,2 %).

Половина опрошенных для того, чтобы учиться за рубежом, собираются работать там же, 43,7 % рассчитывают на стипендию принимающих университетов, 12,7 % планируют учебу за границей на родительские средства, 10,4 % надеются получить грант на обучение от зарубежных фондов, 2,9 % думают о получении заемных средств на учебу.

Одной из гипотез исследования была гипотеза о наличии зависимости уровня миграционных намерений от специальности обучения респондентов. Мы предположили, что студенты так называемых «престижных» специальностей больше ориентированы на эмиграцию. Это предположение частично подтвердилось. Так, почти 40,0 % студентов специальности «Прикладная математика и информатика» заявили о желании жить за рубежом (в том числе 28,6 % — постоянно проживать и работать за рубежом). Жить и работать в России намерены всего 17,9 % опрошенных этой группы. В то же время неожиданно мало желающих жить и работать за рубежом оказалось среди обучающихся по специальностям «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» (13,0 %) и «Прикладные математика и физика» (16,0 %).

Наиболее высокой оказалась нацеленность на временную эмиграцию у студентов инженерно-конструкторских специальностей (53,8 % из них хотели бы жить в России с возможностью работы за рубежом на контрактной основе). Поскольку СГАУ имеет широкие контакты с зарубежными университетами и научными центрами, часть студентов уже во время учебы получают возможность сравнить профессиональные перспективы в России и других странах. Кроме того, примеры удачной карьеры выпускников СГАУ за рубежом не могут не иметь определенный миграционно-мобилизационный эффект.

В целом результаты проведенного нами опроса подтверждают высокий уровень миграционных настроений молодых образованных россиян. Будущее России во многом зависит от того, будут увеличиваться или снижаться подобные настроения, реализовываться или оставаться лишь мечтами. Успех построения инновационной экономики, основанной на знаниях, в немалой степени зависит от миграционных установок молодежи. Анализ проблем миграции на основе мнений студентов дополняет исследования эмиграционных ориентаций россиян, а также позволяет выработать конкретные предложения для структур, принимающих решения в сфере образовательной, трудовой, миграционной и научно-технической политики России.

С одной стороны, высокообразованные россияне сами предлагают себя в качестве интеллектуального «товара», обладающего набором востребованных знаний и навыков. С другой стороны, налицо политика заинтересованных в интеллектуальных мигрантах стран-реципиентов в отношении высокообразованных и талантливых россиян. В настоящее время представительства многочисленных фондов и специализированных образовательных служб зарубежных государств есть практически во всех крупных россий- ских городах. Существует система преференций при финансировании обучения и выдаче въездных виз, нередко осуществляется индивидуальный отбор талантливых школьников и студентов для участия в программах интеллектуальной миграции.

Если Россия действительно заинтересована в своих молодых, образованных, ак тивных гражданах, то самое время противопоставить «интеллектуальному насосу», выкачивающему лучших специалистов, особую систему мер, которая будет ясно и четко демонстрировать отечественной молодежи, что именно она — будущее страны, именно за нее государство готово бороться и побеждать.

Список литературы Миграционные намерения российских студентов

  • из 33 человек в современном мире является мигрантом [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.iom.int/jahia/Jahia/about-migration/facts-and-figures/lang/en. -Загл. с экрана.
  • Акмалова А. А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие/А. А. Акмалова, В. М. Капицын. -М.: Инфра-М, 2010. -220 с.
  • Леденева Л. И. Утечка молодых умов: миграционные вызовы построению в России инновационной экономики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rusrand.ru/konfl/ledeneva.pdf. -Загл. с экрана.
  • Политика в отношении приезжих [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.old.levada.ru/press/2011032201.html. Загл. с экрана.
  • Российский средний класс. Ваше мнение? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.old.levada.ru/press/2008070101.html. -Загл. с экрана.
  • Россияне об отъезде на ПМЖ за границу [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.old.levada.ru/press/2009051503.html. -Загл. с экрана.
  • Росстат. Демография [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru. -Загл. с экрана.
  • Эмиграционные намерения элитарной научной молодежи//Демоскоп Weekly (выпуск № 115 -116, 2-15 июня 2003 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. demoscope.ru/weekly/2003/0115/tema05.php. -Загл. с экрана.
Еще
Статья научная