Мигранты в Астраханской области из стран СНГ: проблемы адаптации и интеграции (по материалам экспертного опроса)
Автор: Разгонникова Наталья Владимировна
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Социология и социальные технологии
Статья в выпуске: 1 (7), 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14974210
IDR: 14974210
Текст статьи Мигранты в Астраханской области из стран СНГ: проблемы адаптации и интеграции (по материалам экспертного опроса)
На сегодняшний день Астраханская область является одним из наиболее привлекательных регионов России для мигрантов из Казахстана и центральноазиатских республик СНГ. По их количеству к общему числу проживающих область занимает одно из первых мест в РФ (см.: [4]).
Интеграция мигрантов является частью общей миграционной проблематики, и это именно та часть, актуальность которой для некоторых групп элит, например представителей власти в современной России, неочевидна. Таким образом, эффективная интеграция мигрантов важна не только с точки зрения прав и интересов самих переселенцев, но и в целях сохранения социально-политической стабильности региона (см.: [3]).
В июне – августе 2007 г. нами был проведен экспертный опрос «Интеграция и адаптация мигрантов из стран СНГ в местное сообщество». Цель данного исследования – выявить степень адаптации и интеграции мигрантов в принимающем обществе. Экспертами в ходе опроса выступили люди, знающие миграционную тематику и во многих случаях непосредственно связанные с решением проблем различных категорий мигрантов. Среди экспертов – сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления; руководители и активисты некоммерческих общественных организаций, в том числе и главным образом национально-культурных обществ; практикующие юристы; представители научного сообщества, в том числе преподаватели вузов; предприниматели. Общее количество экспертов составило 20 человек.
Как подтвердил опрос, по общему мнению многих экспертов, проблема интеграции мигрантов из стран СНГ является одним из самых важных элементов социально-полити- ческой безопасности региона (см.: [2]). Это тем более актуально для нашего приграничного региона.
Анализируя тенденции притока мигрантов из стран СНГ, большинство экспертов отметили, что миграционные потоки на территорию Астраханской области на данный момент стабилизировались, но в ближайшее время могут возрасти лавинообразно (референт губернатора по национальным вопросам). В течение года потоки стабильны, но нужно учесть большой приток узбеков и таджиков в летние месяцы на сельскохозяйственные работы в Астраханской области. Другие мигрантские этносы сезонным колебаниям сильно не подвержены.
Для выходцев из центральноазиатских республик СНГ можно отметить такой факт, что мигранты из Кыргызстана имеют лучшие возможности при получении регистрации в Астраханской области в связи с межгосударственными отношениями России и Кыргызстана (председатель молодежного центра ЦЭПИНАК). Социальная вертикальная мобильность мигрантов из центральноазиатских республик СНГ очень низка, они почти не укореняются в области, то есть не остаются здесь работать постоянно и не обустраиваются социально в Астраханской области (председатель общественной организации узбекской культуры).
Преимущества в социальной адаптации имеют мигранты из Азербайджана. Конкретные данные по мобильности этих мигрантов дает проведенный нами опрос. Предварительно можно отметить такой факт, что азербайджанцы, занятые в сфере рыночной торговли, мобильнее, чем узбеки и особенно таджики (сотрудник межэтнического отдела управления по внутренней политике).
Нужно отметить, что в процесс внешней трудовой миграции вовлечены широкие слои населения, как городского, так и сельского; происходит расширение возрастного, образовательного, полового, профессионального состава трудящихся-мигрантов, увеличение удельного веса мигрантов активного трудоспособного возраста 25–35 лет и с высшим и средним специальным образованием (сотрудник департамента межнациональных отношений). Эксперты отметили: в основном из общего количества трудовых мигрантов преобладают мужчины и молодежь в возрасте старше 29 лет (председатель общественной организации узбекской культуры). В целом трудовые мигранты – это люди самых активных трудоспособных возрастов (сотрудник Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне).
Однако нужно учесть, что состав мигрантов в последние годы изменился. После того как наблюдался большой приток мигрантов с высшим образованием: народных артистов, академиков, профессоров, хорошо знающих русский язык, – сейчас в основном прибывают трудовые мигранты молодого или среднего возраста, знание русского языка среди которых значительно ухудшилось (представитель армянской диаспоры). Возможно, это связано с тем, что в странах СНГ приоритетным для специального изучения стал английский язык, а также усилилось значение родного языка как индикатора национального самосознания.
На вопрос: «Можно ли указать какие-либо особенности мигрантов, чем они отличаются в образе жизни или поведении от постоянно живущих соотечественников?» – большинство экспертов ответили, что практически все мигранты проходят через этап приспособления. Более того, видимо, именно на этом этапе формируются те поведенческие модели, из которых в дальнейшем вырастает анклав (руководитель таджикской диаспоры). Мигранты стремятся легализироваться всеми доступными способами, но в силу усложненности процедур относительно простой путь получения регистрации пребывания (которую надо возобновлять каждые три месяца) превращается в длительный процесс, приобретающий иногда конфликтный характер (см.: [1]).
В основном среди местного населения в отношении мигрантов преобладает мнение о том, что последние имеют слабое знание о нор- мах и правилах поведения, принятых в г. Астрахани, в большей степени это касается, например, азербайджанцев, которые торгуют на рынках (сотрудник патрульно-постовой службы). В частности, незнание норм и правил поведения порождает негативное отношение астраханцев к приезжим, а следовательно, затрудняет интеграцию этнических мигрантов.
Необходимо подчеркнуть, что не различаясь в особенностях мышления как таковых, мигранты имеют сильное различие на уровне традиционализма в социокультурной практике. Это, в первую очередь, различие между нормами традиционного (сельского) и индустриального (урбанизированного) общества – столкновение этих стереотипов поведения выделяет мигрантов из остального общества (старший инспектор отдела по предоставлению мер социальной поддержки).
Если рассматривать условия Астраханской области, то можно отметить, что анклави-зация мигрантов в регионе является свершившимся фактом. Местные власти не проводят особой политики, направленной на ассимиляцию, а наоборот, поддерживают сохранение традиций. Важный факт – это знание русского языка, которого недостает мигрантам из Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Кыргызстана в сравнении, например, с мигрантами из Казахстана (консультант аппарата правительства по этническим вопросам).
Но это незнание компенсируется тем, что мигранты в большинстве случаев имеют заранее известные им маршруты следования, трудоустройства и поиска жилья (начальник отдела стран СНГ и регионов России). Однако отношения между постоянно проживающим в области населением и мигрантами той же национальности складываются противоречиво. С одной стороны, осуществляется постоянное взаимодействие местного населения и мигрантов в вопросах национальной культуры, с другой стороны, возникают проблемы в области взаимоотношений в экономической сфере и всех вопросов, касающихся социального обеспечения (сотрудник патрульно-постовой службы). Многие из таких проблем решаются лидерами национально-культурных объединений. Однако в ходе экспертного опроса было выявлено, что лидеров национально-культурных объединений чаще стимулирует лобби- рование собственных интересов, чем проблемы своих соотечественников.
Особенно интересным оказалось выявление отношения экспертов, возникающее в позиции «желание заработать политический капитал, чтобы стать заметным общественным деятелем у себя на Родине». Практически все национально-культурные объединения мигрантов поддерживают связи со своей исторической родиной. В этом отношении наиболее сильные позиции у казахов. Узбекское общество поддерживает связи с властями Узбекистана.
Среди преобладающих тенденций этнокультурных ориентиров – замыкания на себе или полного растворения в новой среде, – скорее всего, действует такое положение, когда мигранты стремятся привить национальные навыки общения местному населению и вместе с тем получить возможность изучения русского языка и норм массовой культуры России (руководитель таджикской диаспоры). Временные мигранты сохраняют свою культуру, мигранты, длительно живущие, адаптируются к культуре принимающего общества, хотя культурные особенности остаются (представитель Администрации губернатора Астраханской области).
Следует отметить, что в целом миграция все более трансформируется, приобретая эволюционный характер. На смену перемещениям, обусловленным непосредственными угрозами безопасности, приходит миграция, связанная с более устойчивыми и комплексными причинами. Среди этих причин все возрастающую роль начинают играть экономические.
Таким образом, по итогам экспертного опроса мы можем сделать следующие выводы: степень адаптации мигрантов из стран СНГ в местное сообщество пока остается в целом низкой. Ввиду относительно невысокого образовательного уровня и низкой квалификации рабочей силы, этнокультурных барьеров и настороженного отношения местного населения к мигрантам происходит анклави-зация по этническому признаку. Одним из важных направлений управления адаптацией мигрантов в Астраханской области должна быть деятельность специальной службы, которая будет решать все возникающие вопросы, опираясь на поддержку других органов власти и отработанный правовой инструментарий федерального и регионального уровней.
Список литературы Мигранты в Астраханской области из стран СНГ: проблемы адаптации и интеграции (по материалам экспертного опроса)
- Айрапетов, В.С. Социальная адаптация вынужденных мигрантов и беженцев/В.С. Айрапетов//Вестник РАН. 1993. Т. 63, № 10. С. 889-893.
- Витковская, Г.С. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России/Г.С. Витковская//Нетерпимость в России. Старые и новые фобии. М.: Моск. центр Карнеги, 1999. С. 151-191.
- Интеграция беженцев и вынужденных переселенцев на Юге России: первые итоги. Долинова И.Н. Данные проф. М.В. Саввы. Краснодар: ЮРРЦ, 2001. 52 с.
- Миграция в Южном федеральном округе: бюл. Северо-Кавказ. форума по миграции. Краснодар: ЮРРЦ, 2004. 48 с.