Микродействие в целостном анализе драмы

Автор: Садикова Валентина Алексеевна

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1 (48), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются параметры выделения минимальной единицы драматического текста, прослеживается исторический путь идеи, анализируются варианты выделения такой единицы разными специалистами: тема, мотив, функция выделяются литературоведами; реплика, система реплик, диалогическое объединение, диалогическое единство выделяются лингвистами. Предполагается, что выделяемая единица должна быть органична для драматического действия и способствовать целостному анализу драмы. На основании анализа маленькой трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» доказывается конструктивность выделения единицы микродействия. Целостный анализ драматического произведения, основанный на микродействии, позволяет учесть динамическую дискретноконтинуумную природу драмы, выявить уровни взаимодействия в произведении и адекватно проследить динамику взаимоотношений персонажей. При этом диалог рассматривается в структуре микродействий, подчиняется целостной структуре драмы и не становится самоцелью анализа, как это было до недавнего времени, особенно в лингвистических работах. Целостный анализ был бы полезен как при текстовом изучении драмы, так и при ее постановке на сцене. Особенно важен такой анализ при работе с классическими произведениями, что способствовало бы бережному отношению к смыслу пьесы, адекватному ее восприятию.

Еще

Целостность драматического действия, микродействие, инициирующая реплика

Короткий адрес: https://sciup.org/144162744

IDR: 144162744   |   DOI: 10.2441/2310-1679-2023-148-54-69

Список литературы Микродействие в целостном анализе драмы

  • Балухатый С. Д. Проблемы драматургического анализа. Ленинград: Akademia, 1927. 184 с.
  • Будагов Р. А. О сценической речи // Филологические науки. Москва: Высшая школа, № 6 (84), 1974. С. 3-14.
  • Бырдина Г. В. Динамическая структура русской диалогической речи. Тверь: Тверской государственный университет, 1992. 85 с.
  • Валюсинская З. В. Вопросы изучения диалога в работах советских лингвистов // Синтаксис текста. Москва: Наука, 1979. С. 299-313.
  • Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. Москва: Учпедгиз, 1959. 492 с.
  • Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке: автореферат дис. ... канд. филологических наук. Москва, 1953. 16 с.
  • Гураль Л. Л. Интонационная организация диалогических единств: автореферат дис. ... канд. филологических наук. Киев, 1972. 16 с.
  • Журавлёва А. И. А. Н. Островский - комедиограф. Москва: Изд-во Московского университета, 1981. 216 с.
  • Загорский М. В. Пушкин и театр. Москва - Ленинград: Искусство, 1940. 336 с.
  • Кубрякова Е. С., Петрова Н. Ю. Лингвокультурологический статус драмы (новое в изучении языка пьес) // В поисках сущности языка: Когнитивные исследования. Москва: Знак, 2012. С. 128-146.
  • Лебедев Ю. В. У истоков драматургии А. Н. Островского // Вестник Костромского государственного университета, 2017, № 2. С. 74-78.
  • Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Соч.: в 2 т. Т. 1. Москва: Мысль, 1990. 831 с.
  • Одинцов В. В. Стилистика текста. Москва: Наука, 1980. 263 с.
  • Пропп В. Я. Морфология сказки. Москва: Наука, 1969. 167 с.
  • Пушкин А. С. Скупой рыцарь // Маленькие трагедии. Москва: Госполитиздат, 1961. С. 5-31.
  • Реформатский А. А. Опыт анализа новеллистической композиции // Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. Москва: Радуга, 1983. С. 557-565.
  • Садикова В А. Специфика композиции и языка драматического произведения (на материале трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь»): дис. ... канд. филологических наук. Москва: Университет Дружбы народов, 1993. 170 с.
  • Садикова В. А. О единицах бытового и художественного диалога [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2015. Т. 2. № 2. URL: http://psyjournals.ru/ langpsy/2015/n2/Sadikova.shtml
  • Станиславский К. С. Работа актера над собой // Станиславский К. С. Собрание сочинений в восьми томах. Москва: Искусство, 1955. Том. 3. 503 с.
  • Ткачева Е. А. Гуго фон Гофмансталь и Макс Рейнхардт. К вопросу о драматургическом тексте по мотивам религиозных тем и визуальном его воплощении в немецком театральном культурном пространстве начала ХХ века // Общество. Среда. Развитие. 2018, № 4. С. 72-76.
  • Шведова Н. Ю. К изучению русской диалогической речи. Реплики-повторы // Вопросы языкознания. 1956. № 2. С. 67-82.
Еще
Статья научная