Микрофлора желудочно-кишечного тракта поросят при применении кормовых добавок
Автор: Сиплевич Татьяна Григорьевна, Плешакова Валентина Ивановна
Журнал: Вестник Омского государственного аграрного университета @vestnik-omgau
Рубрика: Ветеринарные науки
Статья в выпуске: 3 (23), 2016 года.
Бесплатный доступ
Представлены результаты микробиологических исследований проб фекалий поросят пород ландрас и крупная белая с диарейным симптомокомплексом. Были выделены микроорганизмы семейства Enterobacteriacae, Staphylococcus, Enterococcus, Lactobacillus и Bifidobacterium. Показана динамика формирования микрофлоры желудочно-кишечного тракта после введения в рацион кормовых добавок с антибактериальным эффектом. Выявлено снижение количества стафилококков в экспериментальной группе, где применяли «Биофит» на 16,7 %, во второй - на 58,3 % («Би Тан Драй Макс»), в третьей («Люманце») - на 41,7 %. Количество энтерококков у поросят в первой группе («Биофит») снизилось на 7,5 %, во второй («Би Тан Драй Макс») - на 12,5 %, а в третьей («Люманце») - на 12,8 % в сравнении с показателями контрольной группы. Установлено незначительное увеличение количества лактобактерий в первой группе на 3 %, тогда как во второй и третьей их количество увеличилось на 20 %. Наибольшему размножению бифидобактерий способствовали кормовые добавки («Би Тан Драй Макс», «Люманце»).
Поросята, кормовые добавки, диарейный симптомокомплекс, энтеробиоценоз
Короткий адрес: https://sciup.org/142199233
IDR: 142199233
Текст научной статьи Микрофлора желудочно-кишечного тракта поросят при применении кормовых добавок
Желудочно-кишечные болезни поросят имеют преимущественное распространение в инфекционной патологии и наносят значительный экономический ущерб, являясь основной причиной гибели животных [1–4]. По данным ряда авторов, при бактериологическом исследований проб, полученных от больных и павших животных, в большинстве случаев микроорганизмы представлены ассоциациями: эшерихии и клостридии (31,7–35,2 %); эшерихии, стафилококки и энтерококки (33,4–35,1 %); эшерихии, энтерококки и сальмонеллы (32,4–33,6 %); сальмонеллы и клостридии (10,4–11,2 %) [5–7].
Со стрессом как одной из причин связано возникновение у сельскохозяйственных животных желудочно-кишечных и респираторных болезней, в развитии которых существенная роль принадлежит условно-патогенной и патогенной микрофлоре. В отъемный период поросята подвергаются воздействию двух основных стресс-факторов – отлучение от свиноматки и переход от одного вида корма к другому. Нередко переболевшие животные в течение длительного периода времени являются бактерионосителями и становятся постоянным источником контаминации окружающей среды [6, 8].
Многочисленные технологические стрессы, обусловленные интенсивной технологией выращивания и откорма свиней в производственных условиях, по своей интенсивности часто
превышают компенсаторные возможности организма свиней и приводят к снижению иммунологической реактивности, нарушению биоценоза желудочно-кишечного тракта свиней [9, 10].
Широко применяемые в практике антимикробные средства зачастую малоэффективны и экологически небезопасны в связи с образованием антибиотикоустойчивых штаммов бактерий и снижением качества продукции [12].
В последнее время разрабатываются препараты, содержащие различные органические кислоты, обладающие антибактериальным эффектом, и вещества для обогащения рационов недостающими элементами питания [11].
Цель исследования – изучить влияние кормовых добавок («Биофит», «Би Тан Драй Макс», «Люманце») на энтеробиоценоз поросят с диарейным симптомокомплексом.
Объекты и методы
Эксперимент проводили на свиноводческом комплексе Омской области. Микробиологический анализ был выполнен в бактериологическом отделе производственной ветеринарной лаборатории комплекса и на базе Омской областной ветеринарной лаборатории.
Всего в эксперименте участвовало 480 поросят пород ландрас и крупная белая. Поросята находились на доращивании (37–60 суток) в условиях свиноводческого хозяйства с промышленной технологией содержания и кормления.
Для проведения эксперимента было сформировано четыре группы животных по 120 голов в каждой. Животные первой опытной группы получали кормовую добавку «Биофит», содержащую лауриновую кислоту, моно- и диглицериды жирных кислот. Животным второй группы включали в рацион добавку «Би Тан Драй Макс», содержащую соли органических кислот и дрожжевой экстракт. Животным третьей группы в качестве натурального антибиотика в рацион ввели препарат, который содержит ряд оргкислот, эфирные масла, растительные экстракты, смолы и дрожжи.
Четвертая группа животных являлась контролем и получала обычный рацион.
Биологические препараты применяли ежедневно в дозах, соответствующих рекомендациям производителей.
В период эксперимента ежедневно осуществляли клинический осмотр животных, отмечали поедаемость кормов. Проводили бактериологические исследования проб фекалий до применения добавок и каждые пятые сут до окончания эксперимента (21 сут).
Исследование микробиоты кишечника поросят проводили согласно методическим указаниям по бактериологической диагностике колибактериоза (эшерихиоза) животных (МСХ и продовольствия РФ от 27.07.2000 г. № 13-7-2/2117); методическим указаниям по ускоренной индикации морганелл, сальмонелл и энтеропатогенных эшерихий с адгезивными антигенами в патологическом материале, кормах, объектах внешней среды в реакции коагглютинации (МСХ и продовольствия РФ от 11.10.1999 г. № 13-7-2/1758); методическим указаниям по применению унифицированных микробиологических (бактериологических) методов исследования в клинико-диагностических лабораториях (приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 22 апреля 1985 г. № 535) [14, 15].
Результаты исследования
У поросят опытных групп в течение эксперимента наблюдали удовлетворительное состояние, при скармливании кормовых добавок отмечали реакцию на специфический запах препаратов. В опытной группе № 1, где в рацион была введена кормовая добавка «Биофит», у поросят периодически проявлялось расстройство желудочно-кишечного тракта (19,5 %), а во второй, где применяли кормовую добавку «Би Тан Драй Макс», часто наблюдали чихание животных при поедании корма, но аппетит при этом был хороший. Диарейный симптомокомплекс во второй группе регестрировали у 16,1 % поросят. В опытной группе № 3, где в рацион была введена кормовая добавка «Люманце», расстройство желудочно-кишечного тракта проявлялось у 17,8 % поросят. В период эксперимента в опытных группах у животных диарейный симпто-мокомплекс был непродолжительный, падеж в опытных группах не регестрировали. У животных контрольной группы аппетит был снижен, в сравнении с животными опытных групп у поросят чаще регестрировали диарейный симптомокомплекс (32,2 %).
При проведении бактериологических исследований проб фекалий от животных опытных групп с диарейным симптомокомплексом были выделены микроорганизмы семейства Enterobacteriacae; Staphylococcus, Enterococcus, Lactobacillus и Bifidobacterium.
В опытной группе № 1 («Биофит») в пробах превалировали культуры E. сoli (35,7 %), Staphylococcus spp. (25,4 %), Citrobacter spp. (17,3 %), Enterobacter spp. (15,3 %), Enterococcus faecalis (3,6 %) и Enterococcus faecium (2,1 %).
В опытной группе № 2 («Би Тан Драй Макс») в большинстве случаев выделяли культуры: E. сoli (53,4 %), Citrobacter spp. (19,4 %), реже Enterobacter spp. (13,7 %), Enterococcus faecalis (7,4 %) и Enterococcus faecium (6,1 %).
В опытной группе № 3 («Люманце») выделяли следующие культуры: E. сoli (43,6 %), Staphylococcus spp. (27,3 %), Citrobacter spp. (18,2 %), Enterobacter spp. (6,5 %), Enterococcus fae-calis (2,6 %) и Enterococcus faecium (1,2 %).
В контрольной группе при бактериологическом исследовании проб фекалий больных поросят выделяли микрооганизмы семейства Enterobacteriacae; родов Staphylococcus, Enterococcus и Pseudomonas, а именно: E. сoli (38,4 %), Staphylococcus spp. (18,3 %), Proteus vulgaris (18,6 %), Klebsiella spp. (1,3 %), Citrobacter spp. (4,2 %), Enterobacter spp. (5,4 %), Yersinia enterocolitica (1,3 %), Enterococcus faecalis (5,6 %), Enterococcus faecium (5,1 %), Pseudomonas aeruginosa (1,3 %).

Рис. 1. Культура Citrobacter freundii, выделенная от поросенка с диарейным симптомокомплексом, группа «Би Тан Драй Макс» Левина (37 °С, 24 ч)

Рис. 2. Культура Enterococcus faecalis, выделенная от поросенка с диарейным симптомокомплексом, группа «Биофит» Энтерококкагар (37 °С, 24 ч)
В последующие две недели у животных в опытных группах сохранялись хороший аппетит и активность. Диарейный симптомоком-плекс не регистрировали. Вместе с тем, в опытных группах были животные с пониженной живой массой 31,7 % (группа № 1); 22,5 % (группа № 2); 27,4 % (№ 3).
В контрольной группе у поросят наблюдали пониженный аппетит, разнородность в весовой массе, значительная часть животных была истощена (27,1 %).
При завершении эксперимента были проведены микробиологические исследования проб фекалий, полученных от животных опытных и контрольной групп. Результаты исследования представлены в таблице.
В результате установлено снижение количества стафилококков в первой группе («Биофит») на 16,7 %, во второй на 58,3 % («Би Тан Драй Макс»), в третьей («Люманце») на 41,7 %.

Рис. 3 . Культура Escherichia сoli, выделенная от поросенка с диарейным симптомокомплексом, рацион «Люманце» среда Эндо (37 °С, 24 ч)
Количество энтерококков у поросят в первой группе («Биофит») снизилось на 7,5 %, во второй («Би Тан Драй Макс») на 12,5 %, а в третьей («Люманце») на 12,8 % в сравнении с показателями контрольной группы. Установлено незначительное увеличение количества лактобактерий в первой группе на 3 %, тогда как во второй и третьей их количество увеличилось на 20 %, что очень важно, так как эти бактерии сдерживают рост и развитие стафилококков, эшерихий, сальмонелл за счет продукции молочной кислоты. Количество актиномицетов и микромицетов во всех группах было незначительное как в начале опыта, так и после завершения.
Биоценоз желудочно-кишечного тракта поросят после введения в рацион кормовых добавок
Микроорганизмы |
№ животного |
Норма КОЕ |
Группа животных |
|||
№ 1 («Биофит») |
№ 2 («Би Тан Драй») |
№ 3 («Люманце») |
№ 3 Контроль |
|||
Lactobacillus |
1 |
105–107 |
108 |
108 |
108 |
107 |
2 |
107 |
108 |
108 |
105 |
||
3 |
107 |
108 |
108 |
105 |
||
Bifidobacterium |
1 |
104–1010 |
109 |
1010 |
1010 |
108 |
2 |
109 |
1010 |
1010 |
107 |
||
3 |
1010 |
1010 |
1010 |
108 |
||
E. coli |
1 |
107 |
6×102 |
2×104 |
4×103 |
1×106 |
2 |
2×102 |
5×103 |
6×102 |
1×107 |
||
3 |
5×101 |
5×102 |
8×101 |
2×104 |
||
Staphilococcus sp. |
1 |
103–104 |
4×105 |
5×101 |
1×103 |
17×105 |
2 |
1×105 |
6×103 |
4×105 |
6×105 |
||
3 |
2×104 |
11×101 |
11×103 |
12×105 |
||
Enterococcus faecalis |
1 |
104–107 |
4×103 |
5×103 |
10×103 |
1×105 |
2 |
3×103 |
9×103 |
6×103 |
4×105 |
||
3 |
1×105 |
2×105 |
7×103 |
6×105 |
||
Enterococcus faecium |
1 |
104–107 |
3×103 |
6×103 |
8×103 |
7×103 |
2 |
4×103 |
3×105 |
5×103 |
8×103 |
||
3 |
3×105 |
4×105 |
5×103 |
6×105 |
||
Proteus vulgaris |
1 |
0–106 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
2 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
||
3 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
||
Bacillus sp. |
1 |
103–106 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
2 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
||
3 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
||
Актиномицеты, микромицеты |
1 |
0–103 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
2 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
||
3 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
≤103 |
Содержание бифидобактерий у поросят в опытной группе № 1 («Биофит») составляло 109–1010 КОЕ, в группе № 2 («Би Тан Драй») и № 3 («Люманце») – 1010 КОЕ, тогда как в контрольной этот показатель составлял 107–108 КОЕ. Наибольшему размножению бифидобактерий способствовали кормовые добавки № 2 и 3 («Би Тан Драй Макс», «Люманце»). Бифидобактерии участвуют в пристеночном пищеварении, обладают выраженной адгезией к клеткам слизистой оболочки кишечника, препятствуют размножению патогенных микроорганизмов за счет формирования биопленки, в результате снижается количество стафилококков и энтерококков.
После проведенных бактериологических исследований с культурами, отнесенными по морфологическим, культуральным и ферментативным свойствам к роду эшерихий, были поставлены реакции с агглютинирующими адгезивными сыворотками. В контрольной группе у животных была обнаружена патогенная культура Е. coli штамм F41. В серологической реакции с О-коли агглютинирующими сыворотками были обнаружены патогенные штаммы энтероге-моррагической E. сoli: О157 : Н7 и О115.
Заключение
При проведении комплексных исследований установлено, что кормовые добавки «Би Тан Драй Макс», «Люманце» и «Биофит» оказывают положительное влияние на состав микробиоты желудочно-кишечного тракта, эффективно контролируя равновесие микроорганизмов в отношении патогенных и условно патогенных бактерий. Установлено, что кормовые добавки «Би Тан Драй Макс» и «Люманце» наиболее активно влияют на размножение и рост бифидо-и лактобактерий, способствуя лучшей перевариваемости питательных компонентов корма.
Список литературы Микрофлора желудочно-кишечного тракта поросят при применении кормовых добавок
- Куриленко А.Н., Крупальник В.Л. Инфекционные болезни молодняка сельскохозяйственных животных. М.: Колос, 2000. 144 с.
- Бердник В.П. Этиология желудочно-кишечных заболеваний поросят//Ветеринария. 1975. № 9. С. 61-63.
- Романенко В.Ф. Инфекционные желудочно-кишечные болезни свиней. М.: Колос, 1984. С. 65-94.
- Прудников С.И. Факторные инфекционные болезни свиней и их профилактика на крупных свиноводческих комплексах и специализированных фермах//Сб. науч. тр. РАСХН, Сиб. отд-ние ИЭВСиДВ. Новосибирск, 1995. С. 183-189.
- Кузьмин Г.Я., Соловьева Т.Е. Инфекционные болезни животных/под ред. А.А. Сидорчука. М.: КолоС, 2007. С. 671.
- Плешакова В.И., Налепова М.Ю. Микрофлора желудочно-кишечного тракта свиней в норме и с клиническими признаками диареи//Свинина: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. и ХΙΙI Межвузовского координац. совета (пос. Персиановский, 2004)/Донской ГАУ, 2004. С. 137-140.
- Мухина Н.В. Корма и биологически активные кормовые добавки для животных. М.: Колосc. 2008. 271 с.
- Шахов А., Ануфриев А., Ануфриев П. Факторные инфекции свиней//Животноводство России: спецвыпуск по свиноводству. 2005. С. 24-27.
- Прудников С.И., Духовский А.А., Шкрылев А.Н. Диагностика, профилактика и лечение болезней животных: сборник науч. трудов/Институт экспериментальной ветеринарии Сибири и Дальнего Востока, п. Краснообск, Новосибирская область; ЗАО Сибирская аграрная группа, г. Томск. Новосибирск, 2008. С. 87-93.
- Андреева А.В., Муратова Е.Т. Иммунный статус, микробиоценоз кишечника поросят при отъем-ном стрессе и их коррекция. Уфа, 2010. С. 3-5.
- Методические указания по бактериологической диагностике колибактериоза (эшерихиоза) животных (МСХ и продовольствия РФ от 27.07.2000 г. № 13-7-2/2117).
- Методические указания по ускоренной индикации морганелл, сальмонелл и энтеропатогенных эшерихий с адгезивными антигенами в патологическом материале, кормах, объектах внешней среды в реакции коагглютинации (МСХ и продовольствия РФ от 11.10.1999 г. № 13-7-2/1758).
- Методические указания по применению унифицированных микробиологических (бактериологических) методов исследования в клинико-диагностических лабораториях (приложение № 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 22 апреля 1985 г. № 535).