Минеральная плотность кости при различных клинических вариантах ревматоидного артрита у больных мужского пола

Бесплатный доступ

Проведена оценка частоты и выраженности остеопенического синдрома (ОПС) у больных мужского пола при различных клинических вариантах ревматоидного артрита (РА). В исследование включено 80 пациентов мужского пола с достоверным диагнозом РА, в среднем возрасте 55,2±1,4 года и с длительностью заболевания - 7,2±0,6 лет. Контрольная группа - 84 мужчины без РА, сопоставимых по возрасту (56,7±0,9). Минеральную плотность кости (МПК) определяли методом двухэнергетической абсорбциометрии с помощью стационарного рентгенологического двухэнергетического костного денсититометра Excel XR-46 (Norland, США). Показатели МПК у пациентов РА были достоверно ниже, чем в контрольной группе. У больных РА отмечена большая частота остеопенического синдрома в шейке бедра, чем в поясничном отделе позвоночника. Наибольший риск развития остеопороза (ОП) отмечен при 3-й степени активности и высокой рентгенологической стадии РА. Наличие РА у мужчин целесообразно рассматривать как прогностический маркер неблагоприятного влияния на МПК, а высокие активность и рентгенологическую стадию - как ассоциативные с самим заболеванием факторы риска развития ОП.

Еще

Ревматоидный артрит, мужчины, остеопороз, минеральная плотность кости

Короткий адрес: https://sciup.org/14919231

IDR: 14919231

Текст научной статьи Минеральная плотность кости при различных клинических вариантах ревматоидного артрита у больных мужского пола

Остеопороз (ОП) и остеопоретические переломы обычно рассматриваются как патология, характерная для женщин в постменопаузе и лиц пожилого возраста [1]. Вместе с тем известно, что распространенность переломов позвонков у мужчин примерно такая же, как и у женщин. 30% всех случаев остеопоретических переломов бедра, которыми страдает население планеты, происходит у лиц мужского пола [2]. Госпитальная смертность после переломов, в том числе после перелома шейки бедра, у мужчин в 2 раза выше, чем у женщин [3]. Общая летальность в течение 1 года после перелома составляет 30– 50% (у женщин около 20%) [4]. Более половины мужчин, перенесших переломы бедра, существенно инвалидизи-рованы в связи с сильными болями и нуждаются в помощи при передвижении.

Особенностью остеопороза у мужчин является высо- кая по сравнению с женщинами частота вторичного остеопороза, который выявляется у 30–60% мужчин [5]. Большой интерес вызывает изучение ОП при ревматоидном артрите (РА), который является наиболее распространенным среди всех воспалительных ревматических заболеваний. Полагают, что хроническое воспаление при РА играет важную роль в развитии вторичного ОП и способствует возникновению остеопоротических переломов, ухудшающих качество жизни и прогноз заболевания. В настоящее время установлено, что для РА характерна как локальная (периартикулярная), так и генерализованная потеря костной массы. Несмотря на противоречивые данные относительно влияния ревматоидного воспаления на костную ткань, подтверждается существование генерализованного уменьшения МПК и увеличение риска переломов бедра и позвоночника у больных РА. Так, по данным литературы, у больных РА наблюдается 2–3-кратное увеличение частоты остеопороза во всех возрастных группах [6, 7].

В развитии ОП при РА, помимо общих факторов риска (возраст, пол, генетическая предрасположенность и др.), особое значение приобретают факторы, ассоциированные с самим заболеванием. Несмотря на многочисленные исследования, роль каждого из них в нарушении костного метаболизма остается до конца не изученной.

Цель исследования: оценить частоту и выраженность остеопенического синдрома (ОПС) у больных мужского пола при различных клинических вариантах РА.

Материал и методы

Обследовано 80 пациентов мужского пола с достоверным диагнозом РА по критериям Американской коллегии ревматологов (1987). Средний возраст больных РА составил 55,2±1,4 года, длительность РА – 7,2±0,6 лет. Контрольная группа – 84 мужчины без РА, сопоставимых по возрасту (56,7±0,9). Критерии включения в исследование: мужской пол, наличие ревматоидного артрита, согласие больных на участие в исследовании, уровень тестостерона в пределах нормальных значений. Критерии исключения: наличие хронических заболеваний, влияющих на метаболизм кости (гиперкортицизм, системные заболевания соединительной ткани, злокачественные новообразования, заболевания паращитовидных и щитовидных желез, гипогонадизм, синдром мальабсорбции, частичная или полная гастрэктомия, алкоголизм, синдром длительной неподвижности, сахарный диабет, хроническая почечная недостаточность), отказ больных от участия в исследовании.

Больные были включены в исследование в разные сроки от дебюта РА: 16 (20%) – на первом году болезни, 18 (22,5%) – при давности РА 1–4 года, 22 (27,5%) – 5–9 лет и 24 (30,0%) больных – 10 лет и более.

Активность РА определяли по индексу DAS28, значение которого <2,4 соответствовало низкой степени активности (1); 2,4–3,7 – средней (2); и >3,7 – высокой (3). Активность 1-й степени патологического процесса определена у 7 (8,75%) больных; 2-й – у 46 (57,5%); и 3-й – у 27 (33,75%).

Наличие ревматоидного фактора (РФ) установлено у 51 (63,7%) пациента. В обследуемой группе больных пре- обладали пациенты со II и III рентгенологической стадией, 31 (38,75%) и 26 (32,5%) соответственно. У 46 (57,5%) больных РА протекал с поражением внутренних органов. Наиболее часто регистрировались конституциональные проявления: лихорадка у 19 (41,3%) больных, анемия – у 15 (32,6%), ревматоидные узелки – у 14 (30,4%). Потеря массы тела отмечалась у 13 (28,2%) больных, амиотро-фия – у 7 (15,2%), синдром Рейно диагностирован у 5 больных (6,2%). Полинейропатия, которая проявлялась нарушением чувствительности (болевой и температурной) в пальцах кистей и стоп при отсутствии двигательных расстройств, отмечена у 8 (17,8%) больных. Лимфаденопатия выявлена у 6 (13%) больных и сочеталась с поражением селезенки и печени у 3 (6,5%). Наиболее часто определялось увеличение подчелюстных, шейных, подмышечных лимфатических узлов. У 4 (8,7%) больных был диагностирован выпотной плеврит. Язвенное поражение кожи в области нижней трети голеней (проявление системного васкулита) развилось у одного больного и сочеталось с полинейропатией. Гепатомегалия и спленомегалия выявлены у 3 (6,5%) больных при высокой степени активности. МПК определяли методом двухэнергетической абсорбциометрии с помощью стационарного рентгенологического двухэнергетического костного ден-сититометра Exceell XR-46 (Norland, США) по Т-крите-рию (ВОЗ, 1994). Т-критерий выражали в величинах стандартных отклонений (SD) от нормативных показателей пиковой костной массы здоровых людей. Степень изменения МПК оценивали по количеству гидроксиапатита на единицу площади поперечного сечения в г/см2. Результат денситометрии учитывался по наименьшему значению Т-критерия в определенных точках. Показатель МПК оценивали по шейке бедренной кости. Наличие РФ определяли по латекс-тесту. Статистический анализ проводили при помощи пакета программ “Statistica” версии 6.0 (StatSoft, США) для Windows. Измеряемые величины представлены как среднее значение ± среднее квадратичное отклонение. Сравнение распределений в группах наблюдения проводилось по величине χ2 и Т-критерию для долей. Проверку гипотезы о равенстве генеральных средних в сравниваемых группах проводили с помощью непараметрического U-критерия Манна–Уитни для двух независимых выборок. Для всех видов анализа различия считали достоверными при р<0,05.

Результаты

Полученные данные свидетельствуют о статистически значимом снижении МПК и Т-критерия у мужчин с РА в сравнении с показателями у мужчин без РА как в шейке бедра, так и в поясничном отделе позвоночника. В шейке бедра Т-критерий составил –2,34±0,1, МПК – 924,6± 14,03 г/см2, что достоверно ниже, чем показатели мужчин без РА: –1,54±0,12 и 1007,8±16,84 г/см2 соответственно (р<0,001 и р<0,001). Аналогичные соотношения имели место и при оценке МПК в поясничном отделе позвоночника: Т-критерий составил –1,15±0,12, МПК – 1045,5±21,89 г/см2 и –0,65±0,1 и 1123,2±19,74 г/см2 соответственно (р<0,001 и p=0,0060). В связи со значимым снижением показателей МПК в шейке бедра по сравнению с поясничным отделом позвоночника в данном ис- следовании анализ МПК был проведен по денситометрическим показателям шейки бедра.

Для изучения связи между денситомет-рическими показателями и активностью ревматоидного воспаления больные были разделены на 2 группы: в первую (А) группу вошли 53 больных с 1–2-й степенью активности, во вторую (Б) – 27 больных с 3-й степенью активности.

Результаты анализа МПК в зависимости от активности РА представлены в таблице 1.

Все пациенты с РА, независимо от сте- пени активности ревматоидного воспаления, имели достоверно более низкие показатели Т-критерия и МПК, чем мужчины без РА. При сравнительном анализе установлено, что по мере нарастания степени активности денситометрические показатели снижаются. Так, средние значения Т-кри-терия и МПК у больных с 3-й степенью активности были достоверно ниже, чем у больных со 2-й степенью.

Для изучения связи между денситомет- рическими показателями и наличием ревматоидного фактора больные были разделены на две группы: серопозитивные по РФ (А), n=51; серонегативные по РФ (Б), n=29.

Результаты анализа денситометричес-ких значений в зависимости от наличия РФ представлены в таблице 2.

Установлено, что МПК и Т-критерий в шейке бедра достоверно ниже у больных РА, чем аналогичные показатели мужчин без РА, независимо от наличия РФ.

При сопоставлении денситометрических показателей в группах больных, серопозитивных и серонегативных по РФ, статистически значимых различий в показателях не получено.

При оценке Т-критерия и МПК в зависимости от наличия системных проявлений установлено, что показатели у больных РА ниже, чем в контрольной группе независимо от наличия внесуставных проявлений (p<0,05). При сопоставлении денситометрических показателей в группах больных с внесуставными проявлениями и с преимущественным поражением суставов статистически значимых различий в показателях не получено. Так, при наличии системных проявлений Т-критерий составил –2,50±0,14, МПК – 906,6±19,94 г/см2, а при их отсутствии: T-критерий составил –2,12±0,15, МПК – 946,6±19,0 г/см2 (p=0,1219 и p=0,1611) соответственно.

Для изучения связи между денситометрическими показателями и рентгенологической стадией больные были разделены на 2 группы: в первую (А) группу вошли 52 больных с I–II рентгенологической стадией, во вторую – 28 больных с III–IV рентгенологической стадией.

Т-критерий и МПК у больных мужчин, при всех вариантах рентгенологических стадий, был ниже аналогичных показателей у мужчин без РА (табл. 3).

Таблица 1

Денситометрические показатели в зависимости от степени активности РА

Денситометри-ческие показатели

1–2-я степени активности (А) (n=53)

3-я степень активности (Б) (n=27)

р (гр.А vs гр.Б)

Контрольная группа (n=84)

МПК (г/см2)

944,85±17,16*

884,26±22,78*

0,0240

1007,8±16,84

Т-критерий (СО)

–2,19±0,13*

–2,63±0,15*

0,0154

–1,54±0,12

Примечание: * – достоверность различий с контрольной группой.

Таблица 2

Денситометрические показатели в зависимости от наличия РФ у больных РА

Денситометри-ческие показатели

РФ (+) (А) (n=51)

РФ (-) (Б) (n=29)

р (гр.А vs гр.Б)

Контрольная группа (n=84)

МПК (г/см2)

908,32±19,21*

952,26±18,51*

0,1037

1007,8±16,84

Т-критерий (СО)

–2,46±0,14*

–2,11±0,16*

0,0960

–1,54±0,12

Примечание: * – достоверность различий с контрольной группой.

Таблица 3

Денситометрические показатели в зависимости от рентгенологической стадии РА

Денситометри-ческие показатели

I–II (А) (n=52)

III–IV (Б) (n=28)

р (гр.А vs гр.Б)

Контрольная группа (n=84)

МПК (г/см2)

947,5±15,13*

880,9±26,83*

0,0136

1007,8±16,84

Т-критерий (СО)

–-2,16±0,12*

–2,66±0,19*

0,001

–1,54±0,12

Примечание: * – достоверность различий с контрольной группой.

При сопоставлении денситометрических показателей в группах больных в зависимости от рентгенологической стадии установлено достоверное снижение денсито-метрических показателей по мере прогрессирования суставной деструкции.

Обсуждение

В настоящее время имеется много работ, посвященных изучению состояния МПК при РА. Однако особенности ОП у мужчин с РА остаются до конца не изученными. В настоящем исследовании выявлено, что у мужчин с РА денситометрические показатели достоверно ниже, чем у мужчин без РА, что может служить доказательством того, что при РА имеет место системное негативное действие на костную массу, что согласуется с данными других авторов [8–10].

Учитывая влияние иммуновоспалительных нарушений на ремоделирование костной ткани, “резорбтивный” эффект “провоспалительных” цитокинов, представляется бесспорной взаимосвязь активности воспаления и снижения костной массы у больных РА. Установлено, что снижение МПК достоверно коррелирует с клиническими и лабораторными показателями активности РА, ввиду чего предлагается рассматривать МПК в качестве маркера тяжести воспалительного процесса и прогрессирования болезни [11, 12]. Результаты данного исследования сви- детельствуют о зависимости плотности костной ткани от активности ревматоидного воспаления. Полученные данные позволяют предполагать, что у больных РА мужского пола снижение МПК является индикатором системного катаболического процесса, отражающим активность воспаления.

Наличие РФ служит маркером тяжелого и прогностически неблагоприятного течения РА. Однако проведенное нами исследование показало отсутствие зависимости МПК от наличия РФ, что согласуется с литературными данными [6, 13] и противоречит результатам [14].

Наличие системных проявлений не оказывает существенного влияния на денситометрические показатели.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что прогрессирование суставной деструкции сопровождается достоверным снижением денситометрических показателей. Так, получены достоверные отличия между показателями при I–II и III–IV стадиях, что согласуется с данными большинства авторов [6, 13, 15].

Наличие РА у мужчин целесообразно рассматривать как прогностический маркер неблагоприятного влияния на МПК, а высокие активность и рентгенологическую стадию – как ассоциативные с самим заболеванием факторы риска развития ОП.

Список литературы Минеральная плотность кости при различных клинических вариантах ревматоидного артрита у больных мужского пола

  • Насонов Е.Л. Проблемы остеопороза у мужчин//РМЖ. -2003. -№23(195). -С. 1308-1311.
  • Cooper C., Campion G., Melton L.J. Hip fractures in the elderly: a worldwide projection//Osteoporos. Int. -1992. -Vol. 2. -P. 285-289.
  • Amen S., Felson D.T. Osteoporosis in men//Rheum. Dis. Clin. North. Am. -2001. -№27. -P. 19-47.
  • Forsen L., Sogaard A.J., Mever H.E., Edna T., Kopjar B. Survival after hip fracture: short -and long-term mortality according to age and gender//Osteoporos. Int. -1999. -Vol. 10. -P. 73-78.
  • Binkley N. Osteoporosis in men//Arq. Bras. Endocrinol. Metabol. -2006. -№50(4). -P. 764-774.
  • Гукасян Д.А., Насонов Е.Л., Балабанова Р.М. и соавт. Минеральная плотность костной ткани у больных ревматоидным артритом//Клин. мед.-2001.-№12.-С. 68-70.
  • Sinigaglia L., Nervetti A., Mela Q. et al. A multicenter cross sectional study on bone mineral density in rheumatoid arthritis//J. Rheum. -2000. -Vol. 27(11). -P. 2541-2542.
  • Comptson J.E., Crawley E.O., Evans C., O'Sullivan M.M. Spinal trabecular bone mineral content in patients with non-steroid treated rheumatoid arthritis//Ann. Rheum.Dis. -1988.-Vol. 47.-P. 660-664.
  • Laan R.F.J.M., van Riel P.L.C.M., van Erning L.J.T.O., Lemmens J.A.M., Ruiks S.H.J., van de Putte L.B.A. Vertebral osteoporosis in rheumatoid arthritis patients: effect of low dose prednisone therapy//Br. J. Rheumatol. -1992. -Vol. 31. -P. 91-96.
  • Sambrook P.N., Cohen M.L., Eisman J.A., Pocock N.A., Champion G.D., Yates M.G. Effects of low dose corticosteroids on bone mass in rheumatoid arthritis: a longitudinal study//Ann. Rheum. Dis. -1989. -Vol. 48. -P. 535-538.
  • Gough A.K.S., Lilley J., Eure S. et al. Genelized bone loss in patients with early rheumatoid arthritis//Lancet. -1994. -Vol. 344. -P. 23-27.
  • Lilley J., Gough A., Huissoon A. et al. Clinical associations of dual-energy X-ray absorptiometry measurement of hand bone mass in rheumatoid arthritis//J. Rheum. -1996.-Vol. 35. -P. 1256-1262.
  • Раскина Т.А. Комплексная оценка метаболизма костной ткани у больных ревматоидным артритом//Дис. … докт. мед. наук. -Кемерово, 2002. -С. 106.
  • Клубов А.Ф., Борткиевич О.П., Дейкун А.И. Нарушение минеральной плотности костной ткани в зависимости от клинического течения ревматоидного артрита//Украинський Медичний Часопис. -2002. -№3. -С. 142-144.
  • Тотров И.Н. Механизм развития остеопороза у больных ревматоидным артритом//Дис. … докт. мед. наук. -Ярославль, 2006. -С. 217.
Еще
Статья научная