Мировоззренческий диалог или параллельное развитие мысли: античные параллели к книге Кохелета 12:7

Автор: Тантлевский И.Р.

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 1 т.17, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются античные параллели V в. до н. э. к Кох. 12:7: «И возвратится прах в землю, которою он и был, а дух возвратится к Богу, Который его дал». Прежде всего, к такого рода пассажам можно отнести фрагменты из Еврипида: «То, что из земли, возвращается в землю, то же, что рождено от эфирного семени, возвращается на небесный полюс» («Хрисипп»; 839, 8-11 [ed. Nauck]); «дух - в эфир (πνεῦμα μὲν πρὸς αἰθέρα), а тело - в землю» («Умоляющие», 533-534; см. также: fr. 971 [ed. Nauck]). Еще одна параллель к Кох. 12:7 обнаруживается в аттической публичной надписи, посвященной афинским солдатам, погибшим в Потидее (432 г. до н. э.): «Эфир принял (их) души, [земля же -] тел[а]…» (IG I³, 1179, eds. Kirchhoff et al.). Это представление коррелирует с утверждением Эмпедокла, что нет ни рождения (φύσις), ни смерти, а есть лишь смешение и последующее разделение смешанных элементов (см.: B 8-9, 11, 15 [DK]), и мыслью Анаксагора, который говорил, что «рождение и гибель равнозначны» лишь «изменению (ἀλλοιοῦσθαι)» ( Arist. GC I, 314a.14-15). В трагедии Еврипида «Елена» в контексте слов о «воздаянии», в том числе посмертном (1013-1014), героиней выражается идея о том, что весь «ум» (ὁ νοῦς) «не живет» по смерти тела, он умирает «в бессмертном эфире»; но в эфире сохраняется «бессмертная» сущность γνώμη, которой «обладает» «ум» человека. Анализируя данные фрагменты, автор приходит к выводу, что тут, скорее, следовало бы предположить параллельное развитие концепций о загробном мире в средиземноморском регионе, нежели влияние эллинских религиозных доктрин на иудейскую мысль или некий мировоззренческий диалог между иудеями и эллинами в период написания Книги Кохелета.

Еще

Кохелет (екклесиаст), античные жанры диалога, еврипид, эмпедокл, анаксагор, бессмертие духа/души

Короткий адрес: https://sciup.org/147241567

IDR: 147241567   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-1-340-350

Список литературы Мировоззренческий диалог или параллельное развитие мысли: античные параллели к книге Кохелета 12:7

  • Бахтин, М.М. (2002) Проблемы поэтики Достоевского. М.; Augsburg: Im-Werden-Verlag.
  • Гатри У.К.Ч. (2015) История греческой философии. Том i. Ранние досократики и пифагорейцы, пер. с англ. под ред. Л. Я. Жмудя. СПб.: Владимир Даль.
  • Гатри, У.К.Ч. (2017) История греческой философии. Том 2. Досократическая традиция от Парменида до Демокрита, пер. с англ. под ред. И. Н. Мочаловой. СПб.: Владимир Даль.
  • Гатри, У.К.Ч. (2021) История греческой философии. Т. 3. Софисты и Сократ, пер. с англ. под ред. И. Н. Мочаловой и В. В. Прокопенко. СПб.: Владимир Даль.
  • Лебедев, А.В. (1989) Фрагменты ранних греческий философов. Ч. 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, отв. ред. И.Д. Рожанский. М.: Наука.
  • Лебедев, А.В. (2014) Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов). СПб.: Наука.
  • Тантлевский, И.Р. (2018) «Как прийти к правильному решению? К интерпретации эпистемологического определения метода сравнения у Аристотеля (Ethica Eudemia, VII, 1245К13-14) и Экклесиаста (Эккл. 7:27)», ЕХОЛН (Schole) 12.1, 7285.
  • Тантлевский, И.Р. (2018) «Мироздание в душе человека: Аристотель, De anima, III, 8, 431b.20-24-432a.2 и Экклесиаст 3:10-11», ZXOAH (Schole) 12.1, 86-89.
  • Тантлевский, И.Р. (2021) Книга Кохелета. Нов. русс. пер., сопровождаемый примечаниями и теолого-философским очерком. СПб.: Издательство РХГА.
  • Abegg, M., Jr., Flint, P., Ulrich, E. (1999) The Dead Sea Scrolls Bible: The Oldest Known Bible Translatedfor the First Time into English. New York, NY: HarperCollins Publishers.
  • Edmonds, R. (2020) "The Ethics of Afterlife in Classical Greek Thought", Early Greek Ethics, ed. by D. C. Wolfdorf. Oxford: Oxford University Press, 545-565.
  • Guthrie, W.K.C. (1962), A History of Greek Philosophy. Vol. I: The Earlier Presocratics and Pythagoreans. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  • Guthrie, W.K.C. (1979), A History of Greek Philosophy. Vol. II: The Presocratics Tradition from Parmenides to Democritus. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  • Guthrie, W.K.C. (1969), A History of Greek Philosophy. Vol. III: The Sophists. Socrates. Cambridge, UK: Cambridge University Press.
  • Kennedy, W.J. (2017) Antisthenes' Literary Fragments: Edited with Introduction, Translations, and Commentary. A thesis submitted in fulfilment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy at the Faculty of Arts. The University of Sydney.
  • Kim, J. (2018) Reanimating Qohelet's Contradictory Voices: Studies of Open-Ended Discourse on Wisdom in Ecclesiastes. Leiden; Boston: Brill.
  • Laks, A., Most, G.W., eds. (2016) Early Greek Philosophy, vol. IX: Sophists, part 2. Cambridge, Mass.; London, Harvard University Press.
  • Meijer, P.A. (2017) A New Perspective on Antisphenes. Logos, Predicate and Ethics in His Philosophy. Amsterdam: Amsterdam University Press.
  • Meyers, E.M. (1985) "The Shelomith Seal and the Judean Restoration: Some Additional Considerations", Eretz Israel 18, 33-38.
  • Prince, S. (2015) Antisthenes of Athens: Texts, Translations, and Commentary. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press.
  • Schoors, A. (1992) The Preacher Sought to Find Pleasing Words: A Study of the Language of the Qoheleth. Leuven: Peeters.
  • Schoors, A. (2004) The Preacher Sought to Find Pleasing Words: A Study of the Language of the Qoheleth, part II: Vocabular. Paris; Dudley, MA: Peeters.
  • Scodel, R. (2020) "Euripides and Ancient Greek Philosophy", Brill's Companion to Euripides, vol. 2, ed. by A. Markantonatos. Leiden; Boston: Brill, 979.
  • Seow, C.L. (1997) Ecclesiastes: A New Translation with Introduction and Commentary. Anchor Bible. New York, NY: Doubleday.
  • Svavarsson, S.H. (2020) "Justice and the Afterlife", Early Greek Ethics, ed. by D.C. Wolfdorf. Oxford: Oxford University Press, 593-611.
  • Tantlevskij, I.R. (2019) "Allegories of Life, Death and Immortality in the Book of Ecclesiastes 12:5b-7", ЕХОЛН (Schole) 13.1, 48-57.
  • Tantlevskij, I.R. (2017) "Possible Parallels in Ecclesiastes' and Aristotle's Reflections Concerning the Eternity and Immortality of the Soul in Correlation with Its Intellectual and Ethical Merits", ЕХОЛН (Schole) 11.1, 133-143.
  • Ulrich, E. (2000) "Qoheleth", Discoveries in the Judaean Desert XVI. Qumran Cave 4. XI. Psalms to Chronicles. Oxford: Clarendon Press, 221-228; pl. XXVI.
Еще
Статья научная