Мировоззрение и рынок. Важнейшие разделы философии, ориентированные на развитие рыночной экономики

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/147135226

IDR: 147135226

Текст статьи Мировоззрение и рынок. Важнейшие разделы философии, ориентированные на развитие рыночной экономики

Проблема, затронутая в статье профессора И. Л. Наумченко „Этика в условиях самоорганизующегося рынка4* (Интеграция образования. 1997. № 4), крайне злободневна и актуальна. Речь идет действительно о коренной ломке сознания, мировоззрения, нравственных установок, ценностных ориентаций людей в условиях становящегося рынка.

Рынок — явление сложное и противоречивое и с точки зрения его внутренней структуры, и с точки зрения его влияния на мировоззрение. Возьмем второй аспект. С одной стороны, рынок, рыночные отношения требуют от человека и формируют у людей такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, активность, способность к риску и готовность идти на риск, индивидуальная ответственность, конкурентоспособность. Рыночные отношения не приемлют иждивенчество, вялость, лень, надежду на „авось44, бесконечные рассуждения („философствование4') вместо активного дела и др. Между тем все эти характеристики достаточно отчетливо наблюдаются в менталитете российского человека. С другой стороны, рынок раз вивает индивидуализм, эгоизм, опору на собственные силы, когда другие рассматриваются как конкуренты, соперники, „враги44 моего успеха. И эта противоречивость неизбежна, как неизбежны и рынок, рыночные отношения в качестве обязательного этапа в развитии человеческой истории.

Здесь следует отметить, что рыночные отношения у нас, в России, появились не сейчас, не с 1991 г., как кажется некоторым. Рынок всегда был, есть и будет. Другое дело, что в разное время, в разные эпохи он играет неодинаковую роль в экономической и социальной жизни страны. Так, в неразвитом виде рыночные отношения были в нашей стране и при социализме, т. е. до 1991 г., — например, в международных экономических отношениях, правда, с нарушениями эквивалентности обмена в угоду политическим пристрастиям. И в настоящее время, когда рыночные отношения заняли решающие позиции в экономической жизни, обществу устойчивого развития нужен не стихийный рынок, который может нанести непоправимый вред, ущерб культуре, образованию, искусству, нравпвенности, а регулируемый, счиму-лир\ющий экономическую инициативу и одновременно сохраняющий социаль-но-культурную сферу.

Современная философия недостаточно. очень слабо отреагировала на развитие рыночных отношений. Пишутся отдельные диссертации, статьи. Что касается учебников, программ, учебного процесса, то здесь есть лишь некоторые наметки. Возьмем один из первых, наиболее удачных учебников новой формации — „Философия" под редакцией В. П. Кохановского (Ростов н/Д: Феникс, 1995. 576 с.). Он написан в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом, но в нем нет каких-либо параграфов или разделов, связанных с рыночными отношениями. Зато есть глава „Проблемы и перспективы современной цивилизации" а в ней — параграф „Угрозы и надежды наших дней", в котором отмечается, что ни в России, ни на Западе „нет сейчас надежных соци-альных теорий и философско-антропологических концепций, в рамках которых можно было бы более или менее определенно охарактеризовать наше сегодня и тем более — завтра" (С. 557). И там, и здесь „страх, тревога, беспокойство пронизывают все пласты человеческого существования" А ведь „там" рыночные отношения развиваются давно. Американский философ Ричард Рорти весной 1995 г., выступая в Институте философии РАН, отметил, что „кризис человеческой духовности" имеет место и в США, что в американском философском обществе „все настолько утомлены, что надеются на появление чего-то, но никто не имеет ни малейшего представления о том, каким оно должно быть" (С. 557).

В XX в. господствовали две идеи — социалистическая и научно-технологическая. Первая поднимала на щит социальную справедливость, вторая — экономическую эффективность. Считалось, что, опираясь на эти идеи, люди Земли построят справедливое общество, утвердят свободу и достоинство личности, обретут полноту жизни. Увы! Обе идеи нс пользуются сейчас популярностью.

Другой учебник — „Основы филосо-фии“ под редакцией Е. В. Попова (М.: ВЛАДОС, 1997. 320 с.). Здесь име ются главы о формировании информационно-технического общества, о перспективах современной цивилизации, но о рыночных отношениях и их влиянии на духовное развитие человека — ни строчки. Зато в третьем учебнике — „Философия" (рук. авт. кол. В. Л. Калашников. М.: ВЛАДОС, 1997. 384 с.) — большой раздел посвящается проблемам социальной философии, в главе „Философия предпринимательства" подробно анализируются происходящие в России процессы в связи с развитием рыночных отношений, доказывается необходимость их развития. Однако вывод авторов весьма неутешительный: „Обнищание населения России и расцвет 10 % собственников и мафиози — вот пока основа философии экономической деятельности в современной России, где воспроизводится модель капитализма XIX века, нигде в мире ныне не существующая" (С. 166).

Немало внимания проблеме предпринимательства и рыночных отношений уделяется в учебном пособии автора данной статьи (Социальная философия. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. 176 с.). В нем имеются разделы об экономической, политической и духовной сферах жизни, анализируются принципы и критерии их эффективности в современных условиях, характеризуются личностные качества предпринимателя.

Новейшие программы по философии (Философия. Программа кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей / Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. М.: Юрист, 1997. 47 с.), несмотря на перегруженность тематикой, уделяют определенное внимание проблеме рыночных отношений. Так, в вышеуказанной программе имеется раздел, ориентированный на анализ рыночных отношений: „Машинная революция и частичный труд. Продукт как товар и труд как товар. Универсальность товарно-денежных отношений" (С. 20).

Таким образом, сложнейшая проблема рынка и духовности, их взаимовлияния постепенно становится пред-дметом внимания современных философов.

Статья