Мистика позднего блока и начало советской литературы

Автор: Есаулов И.А.

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.7, 2005 года.

Бесплатный доступ

В статье аргументируется, что в творчестве позднего Блока наблюдается не только освоение или развитие пушкинской традиции в 20 веке, как это принято до сих пор считать, сколько ее радикальное переосмысление и, в конечном итоге, разрыв с ней. Особого рода мистика Блока, порвавшего с православной традицией в поэме «Двенадцать», не случайно стала первой страницей советской литературы. Гностицизм проявляется в зыбкости границ между светом и тьмой, между бесами и ангелами, между Христом и антихристом. Выделяется концепт «вторичной сакрализации», который проявился у Блока через ироническое отношение к христианской стабильности мира и утверждение ценностей, прямо противоположных православной аксиологии.

Еще

Пушкинская традиция, трансформация, гностицизм, карнавал, ирония, вторичная сакрализация

Короткий адрес: https://sciup.org/14749204

IDR: 14749204

Список литературы Мистика позднего блока и начало советской литературы

  • Мусатов В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. М., 1998. С. 41-82.
  • Пьяных М. Слушайте революцию: Поэзия Александра Блока советской эпохи. М., 1999. С. 7.
  • Блок А. А. Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. Т. 5. М., 1999. С. 313.
  • Правда. 1919. 18 января.
  • Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991. С. 99, 102.
  • Минц З. Г. Александр Блок//История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Л., 1983. С. 544-545.
  • Гаспаров Б. М. Тема святочного карнавала в поэме А. Блока “Двенадцать”//Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994. С. 4-27.
  • Максимов С. В. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 17. СПб., 1912. С. 34.
  • Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник: Праздники и обычаи. СПб., 1885. С. 159.
  • Петроградский священник. О Блоке//Путь. № 26. Париж, 1931. С. 90
  • Есаулов И. А. Гипотеза А. Н. Веселовского о соотношении христианское/языческое в русском национальном сознании и современная наука//Об исторической поэтике А. Н. Веселовского. Самара, 1999. С. 39-45.
  • Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. М., 1998.
  • Смола О. П. “Черный вечер. Белый снег”: Творческая история и судьба поэмы Александра Блока “Двенадцать”. М., 1993. С. 88.
  • Гройс Б. Тоталитаризм карнавала//Бахтинский сборник-III. М., 1997. С. 78.
  • Эткинд Е. Там, внутри: О русской поэзии ХХ века. СПб., 1997. С. 129
  • Грехнев В. А. Мир пушкинской лирики. Н. Новгород, 1994. С. 246.
  • Фатеев В. А. Флоренский или Андреев? (Еще раз об авторстве доклада о Блоке, приписываемого о. Павлу Флоренскому)//Христианство и русская литература. Вып. 3. СПб., 1999. С. 298-330.
  • Пьяных М. Ф. “Двенадцать” А. Блока: Особенности сюжета и образной структуры//Советская поэзия двадцатых годов. Учен. зап. ЛГПИ им. Герцена. Т. 419. Л., 1971. С. 45-51.
  • Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 7. М.; Л., 1963. С. 330.
  • Блок А. Записные книжки. М., 1965. С. 388-389.
  • Бердяев Н. А. О русских классиках. М., 1993. С. 250
  • Булгаков С. Н. Два града. СПб., 1997. С. 228-237
  • Соловьев Вл. Гностицизм//Христианство: Энциклопедический словарь. В 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 415-417.
  • Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 263-264, 276-278.
  • Флоровский Г. Пути русского богословия. Paris, 1983. C. 457
  • Беседы В. Д. Дувакина с М. М. Бахтиным. М., 1996. С. 93
  • Гюнтер Х. Варварско-дионисийское начало в русской культуре начала ХХ века//Постсимволизм как явление культуры. Вып. 2. М., 1998. С. 3-9.
  • Смирнов И. П. Авангард и постсимволизм (элементы постсимволизма в символизме)//Russian Literature. 1988. XXIII-II. P. 164.
  • Паперный Вл. Культура “Два”. Ann Arbor, 1985
  • Гюнтер Х. Художественный авангард и социалистический реализм//Вопросы литературы. 1992. № 3. С. 161-175
  • Есаулов И. Генеалогия авангарда//Вопросы литературы. 1992. № 3. С. 176-191
  • Гройс Б. Стиль Сталин//Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993
  • Добренко Е. Метафора власти: Литература сталинской эпохи в историческом освещении. Munchen, 1993.
  • Языкова И. “Черный квадрат” К. Малевича как антиикона//Страницы. Т. 2. Вып. 2. М., 1997. С. 273-277.
  • Иванов-Разумник. Россия и Инония. Берлин, 1920. С. 8
  • Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М., 1997. С. 56
Еще
Статья научная