Многослойная палеолитическая стоянка Малишина Стена в Черногории: результаты исследований 2021 года

Автор: Шуньков М.В., Анойкин А.А., Козликин М.Б., Булатович Л., Деревянко А.П.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология каменного века палеоэкология

Статья в выпуске: т.XXVII, 2021 года.

Бесплатный доступ

Представлены новые материалы раскопок скального навеса Малишина Стена на севере Республики Черногория. Раскоп 2021 г. площадью 2 х 3 м был заложен у капельной линии в восточной части навеса. Вскрыты отложения мощностью до 2 м. В полученном разрезе выделены литологические слои А1-А4, В1, В2, С и D. Археологические материалы зафиксированы в большинстве подразделений, за исключением слоев А3 и D. Первичное расщепление в индустриях из слоев С и В направлено на получение отщепов, реже - пластин, в рамках радиального, леваллуазского и параллельного раскалывания. В орудийном наборе сочетаются выразительные среднепалеолитические формы -мустьерские остроконечники, леваллуазские острия и скребла различных типов, с изделиями, характерными для верхнего палеолита - скребками, проколками, долотовидными и тронкированно-фасетированными орудиями. Фау-нистические остатки свидетельствуют о промысле крупных травоядных животных - бизона, благородного оленя, горного козла. Отмечены также кости зайца и крупных птиц. Для производства орудий использовалось местное сырье из галечника р. Чехотина. Наиболее близкие культурно-хронологические аналогии этим индустриям прослеживаются в комплексах финального среднего палеолита со стоянок Биоче и Црвена Стена в центральной Черногории. Каменная индустрия из слоя А характеризуется развитым мелко- и микропластинчатым расщеплением. В орудийном наборе представлены формы, типичные для заключительного этапа верхнего палеолита - микропластины с притупленным краем, микролиты, граветтоидные острия, мелкие скребки. Имеются свидетельства систематической рыбной ловли, а также охоты на птиц и мелких млекопитающих.

Еще

Черногория, малишина стена, скальный навес, плейстоцен, палеолит, каменная индустрия

Короткий адрес: https://sciup.org/145146073

IDR: 145146073   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0349-0354

Текст научной статьи Многослойная палеолитическая стоянка Малишина Стена в Черногории: результаты исследований 2021 года

В 2021 г. совместной российско-черногорской экспедицией были продолжены раскопки многослойной палеолитической стоянки под скальным навесом Малишина Стена на севере Черногории, в 20 км к юго-востоку от г. Плевля, в верхнем течении р. Чехотина. В 2017–2019 гг. работы велись в центральной части навеса [Деревянко и др., 2017; 2019]. В 2020 г. изучался участок в восточной части стоянки [Шуньков и др., 2020]. Раскоп 2021 г. площадью 2 × 3 м был заложен также в восточном секторе навеса в 1 м от капельной линии (рис. 1, А ). В пределах квадратов I–J/10–12 вскрыты отложения мощностью до 2 м. В полученном разрезе выделены литологические слои А1–А4, В1, В2, С и D (рис. 1, Б ), в целом соответствующие осадкам, зафиксированным в раскопе 2020 г. [Там же]. Отложения представляют собой щебнисто-дресвянистую толщу с заполнителем порового типа. Границы между слоями проведены по изменению цвета заполнителя и концентрации обломочного материала. Археологический материал обнаружен в слоях A1, A2, A4, B1, B2 и C. Нижележащий слой D (отмытые мелко- и среднезернистые супеси) является пойменной фацией аллювия Чехотины и не содержит находок.

В слое А1 найдено 37 каменных артефактов. Сколы представлены мелкими отщепами (14 экз.) с гладкой остаточной ударной площадкой и продольной однонаправленной дорсальной огранкой. Две пластины имеют такие же характеристики. Технические сколы – два краевых продольных и первичный отщеп. Мелкие осколки и чешуйки насчитывают соответственно 12 и 6 экз. Нуклевидных форм и орудий нет. Неопределимые фрагменты костей – 3 экз.

Коллекция каменных артефактов из слоя А2 включает 385 изделий. Типологически выраженные ядрища – 4 экз.: одноплощадочный и двуплощадочный монофронтальный (рис. 2, 15 ), двуплощадочный бифронтальный и подпризматический (рис. 2, 5 ). Все нуклеусы небольшого размера – от 23 × 18 × 12 до 42 × 35 × 23 мм, заготовками для них служили гальки. Ударные площадки гладкие или подготовлены несколькими крупными сколами с более мелкой обработкой по краю. Последние негативы фронта свидетельствуют о том, что расщепление было направлено на производство пластинок и микропла-350

стин. Нуклевидные обломки (4 экз.) представляют собой отдельности галечного сырья с единичными сколами апробации или с серией негативов бессистемных снятий.

Основу индустрии сколов составляют отщепы – 103 экз. Заготовки преимущественно удлиненные, мелкие, не крупнее 4 см. Для них характерна гладкая или точечная остаточная ударная площадка и продольная однонаправленная огранка дорсала. Остатки галечной поверхности зафиксированы на 11 экз. Пластины и микропластины насчитывают соответственно 28 и 7 экз. Более половины изделий фрагментированные. Ударная площадка пластин точечная, огранка – продольная параллельная. Технические сколы включают первичные отщепы (8 экз.), реберчатые (4 экз.) снятия и скол подправки ударной площадки (рис. 2, 10 ). В числе отходов производства мелкие обломки и осколки – 83 экз., а также чешуйки – 143 экз.

В орудийном наборе выделены две микропластины с притупленным краем (рис. 2, 1, 2 ), поперечное выпуклое дорсальное скребло с обушком, оформленным крупными сколами (рис. 2, 16 ), дистальный фрагмент продольного прямого дорсального скребла (рис. 2, 6 ) и два скола с ретушью. Костные о статки включают 75 неопределимых фрагментов костей крупных млекопитающих, два зуба грызунов и шесть костей рыб.

В пределах слоя А4 найдено 28 каменных артефактов: 11 мелких отщепов, две пластины, микропластина, шесть осколков и восемь чешуек. По основным технико-типологическим характеристикам сколы из этой коллекции аналогичны материалам из слоев А1 и А2. Нуклевидных форм и орудий нет. Неопределимые фрагменты костей крупных млекопитающих насчитывают 17 экз., кости грызунов – 3 экз., рыб – 4 экз.

Небольшая коллекция из слоя В1 включает четыре отщепа, пластину, пять осколков, 13 чешуек и два неопределимых фрагмента костей. В слое В2 обнаружено 65 каменных артефактов. Единственный нуклеус – торцовый одноплощадочный с негативами мелких пластинчатых снятий. Сколы представлены преимущественно мелкими отщепами (19 экз.) с гладкой остаточной ударной площадкой и продольной однонаправленной или ортогональ-

Рис. 1. План стоянки Малишина Стена с указанием участков археологических работ ( А ) и стратиграфический разрез южной стенки раскопа 2021 г. ( Б ).

ной огранкой дорсала. Один из сколов, треугольной формы с выпуклой фасетированной ударной площадкой и конвергентной огранкой был получен, скорее всего, в рамках леваллуазского метода раскалывания. Единичными экземплярами представлены пластина и микропластина. В числе отходов производства – мелкие осколки (8 экз.) и чешуйки (35 экз.). Орудий в слое не обнаружено. Неопределимых фрагментов костей крупной териофауны – 15 экз., костей грызунов – 2 экз.

Каменная индустрия из слоя С включает 292 предмета. Нуклеус представлен торцовым ядри-

Рис. 2. Каменный инвентарь из слоев А2 ( 1, 2, 5, 6, 10, 15, 16) и С ( 3, 4, 7-9, 11-14, 17) стоянки Малишина Стена.

1, 2 - микропластины с притупленным краем; 3, 17 - острия с ретушью; 4 - мустьерский остроконечник; 5, 9, 15 - нуклеусы; 6, 11, 12, 16 -скребла; 7 , 14 - пластины с ретушью; 8 - тронкированно-фасетированное орудие; 10 - технический скол; 13 - отщеп с ретушью.

щем, оформленным на сколе среднего размера. Негативы нескольких удлиненных снятий приурочены к одному из продольных краев заготовки (рис. 2, 9 ). Ударной площадкой для их скалывания служила плоскость поперечной фрагментации.

Сколы (95 экз.) представлены в основном мелкими отщепами. Подпрямоугольный скол (рис. 2, 13) и треугольное снятие (рис. 2, 17) со срединновыпуклой тщательно фасетированной остаточной ударной площадкой были получены, скорее всего, в результате расщепления леваллуазских ядрищ. Для остальных заготовок характерны гладкая площадка и продольная однонаправленная или ортогональная огранка. Пластины насчитывают 20 экз. и представлены в основном фрагментами. Ударная площадка пластин гладкая, в одном случае – фасе-тированная (рис. 2, 14), огранка – продольная однонаправленная. Технические сколы включают три первичных снятия. Обломки и осколки насчитывают 58 экз., чешуйки – 115 экз.

В числе изделий со вторичной обработкой (13 экз.) – мустьерский остроконечник (рис. 2, 4 ), два острия с ретушью (рис. 2, 3, 17 ), два продольных дорсальных скребла на пластинах (рис. 2, 11, 12 ), концевой скребок, шиповидное, долотовидное и тронкированно-фасетированное (рис. 2, 8 ) орудия, два отщепа (рис. 2 , 13 ) и две пластины (рис. 2, 7, 14 ) с ретушью.

Кроме того, в пределах слоя обнаружено 48 неопределимых фрагментов костей крупных млекопитающих.

Плотность залегания археологических материалов в слое С в раскопе 2021 г. значительно более высокая, чем на рядом расположенном участке работ 2020 г. и сопоставима с центральной частью навеса [Деревянко и др., 2017; 2019]. Коллекция из слоя В, напротив, наименее представительна на восточном участке стоянки. Видимо, на разных хронологических этапах площадь под навесом использовалась неравномерно. Разделенные стерильными отложениями литологические слои С и В содержат в целом сходные по технико-типологическому облику каменные индустрии. Первичное расщепление в этих комплексах было направлено на получение отщепов и, в меньшей степени, пластин в рамках радиального, левал-луазского и параллельного раскалывания. Орудийный набор включает выразительные средне-палеолитиче ские формы, такие как мустьерские остроконечники, леваллуазские острия и разнообразные скребла. Вместе с тем отмечены формы, характерные для верхнего палеолита – скребки, проколки, изделия с черешком, долотовидные орудия. При этом они не имеют признаков ориньяк-ской морфологии.

Фаунистические о статки свидетельствуют о промысле крупных травоядных животных, в т.ч. бизона, благородного оленя, горного козла. Отмечены также кости зайца и крупных птиц. Для производства орудий использовалось местное сырье из галечника р. Чехотина.

Наиболее близкие культурно-хронологические аналогии индустриям из слоев С и В прослеживаются в комплексах финального среднего палеолита со стоянок Биоче (слои 2 и 1) и Црвена Стена

(слои XVI–XII) в центральной части Черногории [Derevianko et al., 2017; Crvena Stijena…, 2017], которые ассоциируются с поздними неандертальцами Восточной Адриатики.

Археологиче ские и фаунистические материалы из подразделений слоя А свидетельствуют об изменениях в стратегиях жизнеобеспечения и в производственной практике обитателей стоянки. Каменная индустрия из этой части разреза характеризуется развитым мелко- и микропла-стинчатым расщеплением. В орудийном наборе представлены формы, типичные для заключительного этапа верхнего палеолита – микропластины с притупленным краем, микролиты, граветтоид-ные острия, мелкие скребки. Имеются свидетельства систематической рыбной ловли, а также охоты на птиц и мелких млекопитающих. Материалы этого комплекса были соотнесены И. Радованович с кругом южноевропейских индустрий с круто ретушированными орудиями – финальный граветт и tardigravettian [Radovanović, 1986]. Находки последних лет подтверждают эту интерпретацию.

Исследование выполнено за счет гранта РФФИ, проект № 18-09-40062.

Список литературы Многослойная палеолитическая стоянка Малишина Стена в Черногории: результаты исследований 2021 года

  • Деревянко А.П., Шуньков М.В., Булатович Л., Анойкин А.А., Павленок К.К., Козликин М.Б., Ульянов В.И., Меденица И. Новые данные по каменной индустрии скального навеса Малишина Стена в Черногории (по результатам работ в 2017 году) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. - Т. XXIII. - С. 98-102.
  • Деревянко А.П., Шуньков М.В., Булатович Л., Анойкин А. А., Ульянов В.А., Козликин М.Б., Меденица И. Новые результаты исследования скального навеса Малишина Стена в Черногории // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2019. -Т. XXV. - С. 95-102.
  • Шуньков М.В., Анойкин А.А., Козликин М.Б., Булатович Л., Деревянко А.П. Раскопки палеолитической стоянки Малишина Стена в Черногории в 2020 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2020. - Т. XXVI. - С. 316-321.
  • Crvena Stijena in cultural and ecological context: multidisciplinary archaeological research in Montenegro (Ed. by R. Whallon). - Podgorica: National Museum of Montenegro of MASA Publ., 2017. - 463 p.
  • Derevianko A.P., Shunkov M.V., Bulatovic L., Pavlenok K.K., Ulyanov V.A., Kozlikin M.B., Kandyba A.V. New Findings on the Middle Paleolithic of the Eastern Adriatic: The Earliest Settlement at Bioce, Montenegro // Archaeology, Ethnology and Anthropology of Eurasia. - 2017. - Vol. 45, No. 1. - pp. 3-14.
  • Radovanovic I. Novija istrazivanja paleolita i mezolita u Cmoj Gori // Glasnik Srpskog arheoloskog drustva. - 1986. -No. 3. - pp. 63-77.
Еще
Статья научная