Модель инноваций в сфере социальной работы с бывшими осужденными

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14720358

IDR: 14720358

Текст статьи Модель инноваций в сфере социальной работы с бывшими осужденными

ИСИ М ГУ им. Н.П. Огарева_________________ В настоящее время одним из проблемных направлений социальной работы является социальная адаптация бывших осужденных. Эффективность усилий социальных работников пока слаба, о чем свидетельствует большой процент рецидива преступной деятельности. Видимо назрела необходимость разработки новых подходов к осуществлению социально-адаптационной и реабилитационной работы с людьми, отбывшими наказание в местах лишения свободы. Основным условием повышения эффективности социальной работы с бывшими осужденными является создание единой государственно-общественной системы социальной помощи бывшим заключенным. Одни социальные работники с трудной задачей социальной адаптации бывших осужденных не справятся. Ее решение требует усилий всего общества: представителей всех уровней государственной власти, различных министерств и ведомств, общественных организаций, коммерческих структур, семьи, церкви и др.

На наш взгляд, связующим звеном между пенитенциарными учреждениями и центрами социальной адаптации осужденных должна стать новая государственная служба социального контроля за лица1мIи, освcоб:ожденнiыми из мест лишения свобо-дыi . Основными направлениями ее деятельности могли бы стать: централизованный сбор и обработка поступающей из исправительных учреждений информации обо всех освобождающихся, регистрация бывших осужденных по месту проживания или нахождения после освобождения, их социальный патронаж, разработка индивидуальной программы реабилитации и адаптации, сбор данных обо всех организациях, структурах, объединениях и т. д., расположенных на территории Российской Федерации и оказывающих те или иные социальные услуги бывшим осужденным.

В модель инноваций в сфере социальной работы с бывшими осужденными может быть включено создание повсеместно, а особенно вблизи от пенитенциарных учреждений, новых социальных служб — центров социальной постпенитенциарной адаптации осуждiенных. В отличие от центров социальной адаптации, существующих в настоящее время, там должно быть предусмотрено отделение социального посредничества, осуществляющее сотрудничество с государственными, общественными и благотворительными организациями, фондами, учреждениями с целью дальнейшего социального определения бывшего заключенного. В структуру подобного центра целесообразно включить социальную гостиницу для проживания бывших осужденных на период оформления необходимых документов и поиска постоянного места жительства.

Инновационным методом социальной адаптации бывших заключенных может стать создание Государственной независимой ассоциации специалистов. Социальный работник в пенитенциарном учреждении сообщает сведения о проблемных, особо трудных в плане прогноза социальной адаптации на свободе заключенных, у которых заканчивается срок наказания, в ассоциацию, где на консилиуме специалистов рассматриваются возможные пути дальнейшей адаптационной работы с ними. Далее совместно с каждыiм таким заключенным вырабатывается модель его дальнейшего выхода в социум.

Предполагается, что ассоциация будет проводить мероприятия, направленные на комплексное решение вопросов усиления социальной защищенности и социальной адаптации граждан —бывших заключенных.

Ожидаемые результаты создания Государственной независимой ассоциации специалистов:

—внедрение инновационно-культурного образца, который будет способствовать развитию безбарьерного социально-адап-

СОЦНДЛЬНДЯ РАБОТА И С0ЦН0А0ТНЯ

тационного пространства для бывших заключенных, явится стимулом для переоценки традиций общественного устройства;

—формирование терпимого отношения к бывшим заключенным;

—комплексный подход в решении социальных проблем бывших заключенных, особенно социально опасных.

Другой инновационный метод адаптации и реабилитации касается одиноких пожилых людей, освободившихся из мест лишения свободы и не имеющих жилья и социальных связей. Он заключается в помещении их в попечительскую семью, где они смогут находиться на содержании государства, а попечитель получать определенную денежную сумму за заботу о пожилом человеке. Эта методика для государства будет менее дорогостоящей, чем поселение пожилых —бывших заключенных в специализированные дома-интернаты, а также и более эффективной. В специализированных домах- интернатах для пожилых из бывших заключенных сохраняется субкультура представителей исправительных учреждений. В нормальных же семьях пожилой, чаще всего больной человек обретает покой, новые благоприятные условия для прогрессивной социальной адаптации.

Интересна на наш взгляд и такая инновационная технология, как опека над жильем осужденного человека и отправленного в места лишения свободы. Ее использование будет способствовать уменьшению количества бездомных из числа бывших осужденных.

Инновационной технологией социальной адаптации пожилых людей, освобожденных из мест лишения свободы, может быть и организация специальных поселений для трудоспособных лиц, предпочитающих жить в деревне. Подобное поселения могут быть организованы на базе фермерских хозяйств. Форма их организации видится следующей: группы людей проживают в небольших общежитиях по 10 — 15 человек. Они занимаются сельхозработами, а заработанные деньги тратят на то, чтобы рассчитаться за еду, кров и др. Поселения может курировать комиссия, в которую входят специалист по социальной работе с бывшими заключенными, социальный психолог, медик, юрист. Членами комиссии поселенцам оказывается информационная, консультативная помощь. В результате использования данной технологии изменяются объективные условия жизнедеятельности бывших осужденных, а значит, уничтожается почва, благоприятная для пополнения криминального мира, общество же получает полноправного гражданина.

Инновационной выступает технология самопомощи, ориентированная на ту же категорию населения и в целом на БОМЖей. В качестве материально-технической базы для осуществления социальной адаптации трудоспособных лиц можно использовать «вымирающие деревни» в которых они будут проживать и заниматься трудовой деятельностью. Рынок определяет направление производства, которое будет с помощью бывших заключенных организованно либо восстановлено (промышленное, сельскохозяйственное или народные промыслы). Таким образом удастся не только решить проблему ресоциализации лиц данной категории, но и способствовать возрождению деревни. Организация подобного производства может также создавать рабочие места для местных жителей.

Работа по использованию данной технологии должна начинаться еще в исправительном учреждении, что позволит выделить лиц, желающих выбрать такую модель своей будущей жизненной стратегии.

На этапе расселения органы местной власти должны помочь бывшим заключенным создать необходимые социально-бытовые условия проживания, решить медикосоциальные проблемы, экономико-правовой аспект жизнедеятельности, организовать производство и сбыт выпускаемой продукции. Эта модель может быть реализована не только в сельской местности, но и в масштабах города (восстановление или организация мелкого кустарного производства).

Вариантом использования вышеназванной технологии является организация коммун сельскохозяйственного направления (в малонаселенных деревнях с наличием пустующего жилья), где бы граждане могли получить жилье и жить, ведя натуральное хозяйство. Одна такая коммуна уже есть в Республике Мордовия. В настоящее время бывшие заключенные об- живают заброшенные и разграбленные строения в большеберезниковских лесах вблизи вымирающего села Нерлей. Они ремонтируют свинарник, коровник, гараж, административное здание, строят баню. Собираются разбить сад и развести пчел. Не каждыIй бомж может поселиться в коммуне (сами коммунары называют ее реабилитационным центром). Приходящему назначается испытательный срок, в течение которого кандидату нельзя пить, курить и конфликтовать с остальными членами общества. Подобные коммуны могут стать основой для организации приюта всех желающих покончить со своим преступным прошлым. Возглавляет коммуну Павел Матюхов —один из таких же бывших бомжей1.

Еще одним вариантом той же технологии выступает создание групп самопомощи и взаимопомощи бывших заключенных, основное предназначение которых — осуществление контактов уже освоившихся бывших заключенных, твердо вставших на верный законопослушный путь, с только что вышедшими из заключения и нуждающимися в помощи.

Возможно, в будущем может быть использована и такая инновационная технология, как создание родовых поместий осужденными во время их пребывания в исправительных учреждениях. Для этого вблизи с пенитенциарными учреждениями по согласованию с органами местной власти может быть выделено некоторое количество заброшенных и неиспользуемых пахотных земель, где будут заниматься сельским хозяйством все желающие и способные к труду заключенные. Землю необходимо разделить на участки и закрепить каждыIй участок за конкретным заключенным с правом постройки небольшого жилища. По истечении срока наказания тем, кто хотел бы остаться на своем участке земли, нужно предоставить такую возможность. Постепенно колючая проволока с выделенных для сельхозработ земель будет убираться, и зона превратиться в родовые поместья, которые можно передавать по наследству. Таким образом, в период заключения человек своими руками будет обустраивать себе будущее родовое поместье, где сможет жить после освобож- дения. У него будет свой «кусок Родины», который прокормит, оденет и обогреет его после выхода из мест лишения свободы.

Инновационной технологией помощи в социальной адаптации бывших заключенных может быть создание некоторыми руководителями сельхозпредприятий трудовых бригад из освободившихся, а также предоставление им временного или постоянного жилья.

Улучшению социально-адаптационной работы с данным контингентом может способствовать и организация специальных бирж труда для быIвши1х заключенных . Большую помощь и финансовую поддержку им может оказать и благотворитель-ныIй фонд помощи быIвшим заключенным. Основным источником финансовых поступлений в него могли бы стать добровольные отчисления из заработной платы отбывающих наказание, а также добровольные пожертвования бывших осужденных, крепко вставших на ноги после освобождения.

Модель инноваций в сфере социальной работы с бывшими осужденными будет неполной, если не включить в нее про-филаIктику преступности , направленную прежде всего на устранение причин, которые способствуют росту преступлений (сокращение безработицы, увеличение дешевого жилищного фонда, создание специализированных кризисных центров для населения, усовершенствование мер по профилактике и борьбе с алкоголизмом и наркоманией и т. д). Она должна осуществляться всеми министерствами и ведомствами, заинтересованными в решении проблемы социальной адаптации бывших осужденных, а также общественными, благотворительными, коммерческими организациями, церковью. В перспективе необходимо поставить более высокую цель —привлечение людей, отбывших наказание и адаптировавшихся в обществе, в профилактическую работу с молодыми правонарушителями и дезадаптированныIми детьми и подростками. Механизм межпоколенного взаимодействия несет в себе терапевтический эффект как для детей, так и для —бывших заключенных.

В процессе социальной работы с людьми, освободившимися из мест лишения свободы, принимают участие два субъекта: человек и общество. Задача бывшего осужденного —сделать выбор в своей жизни: стать равноправным гражданином или опуститься на самое дно общества и погибнуть. Задача общества —создать необходимые условия для правильного выбора, помочь справиться с проблемами, помочь остаться Человеком.

1 Столица С. 2003. 11 нояб. С. 9.

Примечание

ГЕНДЕРНЫЙ ПРОФИЛЬ РЕГИОНА В 1990-е годы (социально-демографический анализ)

К.В. Фофанова, кандидат наук, докторант кафедры методологии науки и прикладной социологии ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева________________ Начало 90-х гг. XX в. для регионов Поволжья стало временем структурных преобразований, затронувших все сферы общественной и экономической жизни. В условиях резкого падения уровня жизни, роста безработицы, вследствие сворачивания производственных комплексов возможности действующих социальных технологий защиты и поддержки оказались нефункциональными. Институты социальной политики, используя традиционные способы и механизмы распределения и перераспределения социальных и материальных ресурсов, не смогли отреагировать на усиливающиеся процессы неравенства, на изменения в стратификационной структуре общества.

Слабое развитие социальных сервисов в регионах Поволжья стало компенсироваться за счет сил и ресурсов семьи, что придало как самим проблемам, так и технологиям помощи и заботы интровертный, закрыIтый характер. Это привело к тому, что женщина параллельно с «двойной занятостью», риском потерять работу, вынуждена была взять на себя полную заботу об уходе за пожилыми родителями, больными родственниками, малолетними детьми, притом что этот труд никак не оценивался и не легитимировался со стороны государства. Женщины стали одними из первых, кто столкнулся с издержками, связанными с отсутствием действенных мер социальной помощи и поддержки. В этот период многие предприятия поволжских регионов, ранее бравшие на себя заботу об обеспечении детей своих работников детскими дошкольными, медико-профилактическими учреждениями, пионерскими лагерями, отказались от прежних обязанностей.

Дети из малообеспеченных семей потеряли возможность получать доступное дошкольное воспитание и необходимое для развития питание. Так, например, в Республике Мордовия в 1997 г. число постоянных дошкольных учреждений было 365 и (на 100 мест приходилось 77 детей), в 1998— 316, 1999 - 286, 2000 - 271, 2001 - 253, в 2002 г. -228. В сельских районах республики ситуация еще сложнее. Например, в Ельников-ском районе на 100 мест приходится 128 де-тей1. Темпы сокращения капитальных вложений в социальную сферу села значительно выше соответствующего показателя в целом по экономике. Их объем в расчете на одного сельского жителя в 5 - 6 раз меньше, чем в среднем на жителя России. В 2000 г. по сравнению с 1990 строительство жилых домов на селе сократилось в 2,5 раза, школ - в 3,6, дошкольных учреждений - в 3,5, больниц - в 4, амбулаторно-поликлинических учреждений - в 7, клубов -в 13 раз. Объем социальных услуг увеличивается крайне слабо, причем предлагаемые услуги не всегда адаптированы к профилю местности. Например одна школа приходится на 3 села, причем из этих сел 23 % расположены на расстоянии более 10 км. Одна аптека приходится на 11 сел. Из них 44 % находятся на расстоянии свыше 10 км2.

На общем фоне неблагоприятных тенденций в развитии социальной инфраструктуры регионов выделяются измене-

Список литературы Модель инноваций в сфере социальной работы с бывшими осужденными

  • Столица С. 2003. 11 нояб. С. 9
Статья